Дискуссия «Современная семья – какая она?»

 

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно…

Семья может жить духовными интересами,.. а может целиком уйти в дрязги…, заботы о копейке.

 А.Н. Островский,

 русский писатель и педагог.

 

Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам.

Януш Корчак.

 

Аннотация

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития личности. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от нас, взрослых. И мы, бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей.

 

Ход дискуссии

Прежде, чем начать профессиональный разговор по проблеме, проведем небольшую интеллектуальную разминку.

Игра «Что означает это слово» (раздать карточки).

Затем, участники по желанию зачитывают обе половинки карточки.

Дискуссия - Это он латинского слова Discussio и означает «исследование, рассмотрение» т.е. обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, частной беседе.

Обсудим «Современная семья – какая она?»

Сегодня в обществе сложились в основном такие формы семьи:

1. Традиционная семья.

2. Незарегистрированный брак.

Вопрос: Что Вы понимаете под традиционной семьей? Что наиболее характерно для нее?

Обсуждается вопрос. За активное участие (высказывание) вручается кружок «улыбка».

В конце дискуссии каждый подсчитывает количество кружков и делает вывод о своей активности.

Обобщение руководителя методического объединения:

1. Традиционная семья связана супружескими узами и долгом, находится в гражданском или церковном браке.

  • Характере союз «МЫ».
  • Меньше свободы, больше ответственности.
  • Если муж не помогает семье, жене, она вправе обидится и разными средствами заставить его делать.
  • Более всего охраняет права детей.

2. Незарегистрированный брак, когда на бытовом уровне говорят «сожитель», «сожительница».

  • Характерно союз «Я + Я».
  • Больше свободы, меньше ответственности.
  • Взаимопомощь приветствуется, но обязательностью не является.
  • Права ребенка здесь менее защищены.

На вопрос «почему живут, но не регистрируются? Чаще всего отвечают:

  • Штамп в паспорте еще ни о чем не говорит!
  • Больше свободы и легче разбежаться!
  • Регистрируются тогда, когда не верят друг другу, чтобы удержать мужа и т.п.

Вопрос: А как считаете Вы, влияет ли штамп в паспорте на что-то? На что?

…Специалисты – семьеведы считают, что если пара живет вместе не менее полугода, то это уже семья. Суд это тоже признает.

Значит, если штампа нет, то все равно можно привлечь к ответственной заботе о ребенке.

Вопрос: Какой тип семьи преобладает в вашей группе? Что в этой семье самое главное? С какой семьей вы охотнее работаете? Какие приемы в работе с семьей на данном этапе наиболее удачны у вас? (т.е. вы это чувствуете по родителям)

Обобщение руководителя методического объединения:

Народная мудрость гласит: «Хорошо и спокойно бывает на душе у человека только тогда, когда он находится между тем, кто дал ему жизнь и тем, кому он сам дал жизнь».

Светлые дни детства связаны с бабушкой:

  • Она по-особому воспринимает ребенка.
  • Ласково и осторожно вводит его в мир людей.
  • Она мягче и терпеливее родителей.
  • Она многое поймет и простит, скорее пожалеет, чем обидит.

В современной семье общение в дефиците:

  • Ребенок не получает тепла и внимания.
  • Эмоциональное общение вообще близко к нулю.

Например, мама пришла за ребенком в детский сад – целует, обнимает, ласковыми словами одаривает, понятно, что соскучилась – то как!?

Встает вопрос: А что ж ты за ним без пяти семь-то пришла? Ночевать на несколько дней оставляешь всегда?

Это не общение как таковое, а поток бурных эмоций после долгого отсутствия!

На подобном примере хорошо прослеживается, какое место в семье занимает ребенок. А дальше не трудно просчитать каким он станет, какой сложится его жизненная позиция.

Вопрос: Наблюдали ли вы случаи детской жестокости в вашей группе? В чем она проявлялась?

Высказывание участников дискуссии.

Обобщение руководителя методического объединения:

Именно от такого суррогатного общения В → Р получается соответствующий результат:

  • Сначала мы видим безразличие маленького ребенка к страданиям животного, к горю человека, к его боли и т.п.

Например, упала девочка, а он смеется!

Педагог в детском саду учит жалеть! А ведь этому, ребенок уже должен научиться в семье!

  • Потом наступает следующей этап, «изощренная жестокость», когда делается все с явным удовольствием:

- Насмешки над физическими недостатками.

- Издевательства над тихими и робкими детьми.

- Злобность в делах, действиях, поступках.

Вопрос: Как вы считаете, это неизбежное проявление врожденного, наследственного у ребенка или современная семья способствует этому? (высказывания участников дискуссии).

Обобщение руководителя методического объединения:

Злобность в ребенке! Черствость! Агрессивность! Равнодушие к переживаниям других!

- Значит в семье есть жестокость, физические наказания, дефицит внимания, сострадания.

У ребенка из сегодняшней современной семьи чувства фиксированы только на собственных переживаниях.

В чем это проявляется?

- Жалобы, стонотство, драчливость.

- Ребенок царапается, кусается.

- Конфликтность, нарушение установленных правил.

- Ребенок дезорганизует детский коллектив.

-  Не послушен.

- Не умеет себя сдерживать.

То есть ребенка с подобными проявлениями можно встретить в каждой группе. Но надо помнить и о том, что многие родители стремятся хорошо и правильно воспитывать ребенка: просто им не всегда удается находить правильное решение.

Вывод:

1. Воспитатели ДОУ хорошо знают психофизиологию, закономерности возрастного развития ребенка. Профессионально владеют методами и приемами воспитания в современной семье – поэтому могут оценить возникшую ситуацию в семье и оказать родителям всегда квалифицированную помощь.

2. В ходе дискуссии мы убедились: любая «мелочь» в эмоционально-нравственном микроклимате современной семьи оказывает влияние на личностное развитие ребенка.

3. Наибольшее внимание педагог должен оказывать современной семье, если ребенок выделяется среди сверстников в группе:

  • Физической агрессией (т.е. дерется, разрушает и ломает вещи, игрушки, конфликтует, обижает слабых).
  • Словесной агрессией (т.е. дразнится, ругается, используя бытовые запасы слов).
  • Гиперактивностью (т.е. двигательно расторможен, непоседлив, шумлив, не умеет сдерживать себя).

4. Современная семья нуждается в персонифицированном подходе: сколько членов семьи – столько и вариантов общения у педагога-профессионала должно быть в запасе всегда.

 

Список литературы:

1. Аралова М. А. «Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Белая К. Ю. «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении» - М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Глебова С. В. «Детский сад - семья: аспекты взаимодействия» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

4. Голицина Н. С. «Копилка педагогических идей. Работа с кадрами» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

5. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции» - М.: Линка-пресс, 2007.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе…

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Цель: дать детям представления о воздухе...

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной…

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной организации (ДОО) На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется...

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Читайте также

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей…

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок» Цель: создать условия для развития логического мышления...

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...