Обобщение опыта по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

 

Не секрет, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживания, потому, что часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что свидетельствует об отсутствии толерантности в их взаимоотношениях. В то же время «общительность, умение контактировать с окружающими людьми, коммуникабельность – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.» - считает М.И.Лисина. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

«Общение – это коммуникативное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Способность к общению включает в себя понятие «Коммуникативные навыки» М.И.Лисина.

Коммуникативные навыки – это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию. Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовывать общение, знание норм и правил при общении.

Наиболее эффективное развитие коммуникативных навыков ребенка на протяжении всего дошкольного возраста происходит в игре. Игра является ведущим видом деятельности, развиваются важнейшие психологические процессы: воображение, творчество, мышление и, конечно же, социальные навыки общения, эмоции и так далее. «Привлекательность игры объясняется тем, что ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Игра ориентирована не на труднодостижимый практический результат, а на сам процесс. В игре малыш может проживать любые ситуации и примерять к себе любые явления окружающего мира, без какого либо страха и неудобства. Эти возможности расширяют практический опыт детей и обеспечивают им внутренний эмоциональный комфорт» - считает Элькунин Д.Б. Умело поставленные вопросы педагога в игре побуждают дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Следовательно, игровая деятельность является важнейшим средством формирования коммуникативных навыков ребенка и оказывает благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

В основе педагогической деятельности, для эффективного развития навыков общения у детей дошкольного возраста, анализируя психолого – педагогическую и научно – методическую литературу по данной теме, использовала методику обучения и развития навыков общения Шипициной Л.М., Защиринской О.В, Вороновой А.П, Ниловой Т.А. Авторы методики считают что «данная программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей».

По мнению Л.С.Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет это сделать в сотрудничестве. Игра – прекрасное средство воспитания!

В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать других, сопереживать другому человеку, в то же не бояться иметь свое собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства.

Для того, чтобы у ребенка складывались нормальные дружеские отношения в коллективе, очень важно всегда «держать руку на пульсе». Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, знать, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Наблюдать за игрой, задавать тон взаимоотношений между детьми, всячески поощрять дружбу между ними.

Изучая особенности проведения игр с дошкольниками разных возрастов, опиралась на труды А.Г.Арушановой.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и научно – методическую литературу по данной теме, составила комплекс коммуникативных игр и упражнений и апробировала их на практике.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект трудовой деятельности по формированию чувства коллективизма в подготовительной к…

Конспект трудовой деятельности по формированию чувства коллективизма в подготовительной к школе группы«Бригадный труд: мытьё баночек для рисования, стирка тряпочек для...

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи…

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» Возраст от 4 до 5 лет имеет особое...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика)…

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика) для детей 6-7 лет I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Лепка - одно из полезнейших...

Читайте также

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Дидактическая игра «Цветные ежики» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...