Педагогический опыт по теме:
«Проектный метод, как развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

 

Введение

Проектный метод – важная составляющая комплекса педагогических технологий. Метод проектов возник в 1920-х г.г. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образования, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж.Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах В.Килпатрика, Э.Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В.Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретённые от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребёнка реальностью, соответствует детским интересам. В.Килпатрик предлагает строить обучение на основе расшерения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся. Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г Кагаров в 1926г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широко определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» (определение В.Килпатрика). Е.Г Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода: - исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня; - школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия; - дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют; - проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение. Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т.Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Актуальность темы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия. Однако, взаимосвязь между разделами программы не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать их. Развивая у ребёнка потребность получать знания о природе, о себе, как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и её продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребёнка. В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Теоретические обоснования опыта

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Специалисты осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребёнку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является психология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какие предметы использовать, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации.

Типы проектов:

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
  2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы).
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
  4. Творческие (оформление результата виде детского праздника, детского дизайна).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов в том числе: комплексные («Мир театра», «Книжкина неделя»), межгрупповые («Математические коллажи», «Времена года»), творческие («Мои друзья», «Рябины России», «Любимые сказки»), групповые («Познай себя», «Подводный мир»), индивидуальные («Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука»), исследовательские («Мир воды», «Питание и здоровье»).

По продолжительности они бывают краткосрочными (1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить об этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- формировать различные представления;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

- формирование эмоциональной заинтересованности;

- знакомство с предметами и действиями с ними;

- развитие мышления и воображения;

- речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- осознание поставленной цели;

- овладение различными способами решения поставленных задач;

- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

- поиск различных средств достижения цели.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

- потребности в создании собственной картины мира;

- навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

Цель, задачи.

Цель педагогического опыта: развивать свободную творческую личность ребёнка.

Задачи:

  1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
  2. Приобщать детей к процессу познания, формируя предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  3. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
  4. Развивать творческое воображение, творческое мышление.
  5. Развивать коммуникативные навыки.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:

  1. Изучить разделы в программе «Детство» (под редакцией Т.И.Бабаевой).
  2. Изучить статьи в журнале «Дошкольное воспитание», «Обруч».
  3. Изучить статьи в журнале «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
  4. Изучить статьи в интернете по теме «Проектный метод».
  5. Изучить книгу Л.С.Киселёва «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
  6. Изучить статьи в журнале «Старший воспитатель» по теме опыта.

Опыт работы

Свою работу по теме «Проектный метод, как развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста» я начала с изучения методической литературы.

Прочитав статью в журнале «Обруч» №5 за 2005г., где рассказывается о проекте с детьми младшей группы «Дождик для клёна», я решила разработать свой проект и назвала его «Берёза моя белая, берёза кудрявая». Он, конечно же, посвящён берёзе и другим объектам природы

При произнесении слова «берёзка» у каждого русского человека возникают свои ассоциации: это или необыкновенной красоты дерево – символ России, или старый родительский дом с берёзкой за околицей. У кого-то мгновенно всплывают в памяти строки великого поэта С.Есенина «Белая берёза под моим окном…».

Мой проект   долгосрочный, творческий, групповой, подражателно-исполнительский. В него вовлечены педагоги группы, дети 2 младшей группы, специалисты дополнительного образования, родители.

Цель проекта: развивать творческую личность ребёнка.

Задачи: приобщать детей к процессу познания, формировать различные представления о живой и неживой природе, побуждать детей к совместной поисковой деятельности, развивать мышление, воображение, вовлечь родителей в создании творческого проекта.

Начала я свою работу над практической частью проекта с того, что нарисовала берёзу на дверях группы и на собрании познакомила родителей группы с проектом и работой над ним в течение всего учебного года. Затем стала работать с детьми и педагогами дополнительного образования над реализацией проекта. Вместе с детьми я раскрашивала гуашью желтого и зелёного цвета вырезанные листья берёзы; клеили воробьёв и синиц; рисовали снежинки (гуашь с солью); ягоды рябины пальчиками; клеили жёлуди для белочки в свободное время, а грибы на занятии с изо. руководителем; рисовали «Весеннее облако», весной лепили птиц и садили их в гнёзда. Так же мы рисовали ладошками лучи осеннего, зимнего и весеннего солнца, которые были прикреплены над берёзой и светили в зависимости от времени года то жёлтым, то красным цветом. Вся работа, которая была выполнена с детьми, отражалась на берёзе на дверях в группе. В свободное время и на занятиях читала рассказы, стихотворения, потешки по временам года; заучивала стихотворения; проводила дидактические игры: «Подбери листик по цвету», «Чем похожи, чем отличаются», «Угадай птицу по описанию»; «Угадай время года по описанию»; наблюдала за берёзой на участке осенью, зимой и весной; вместе с физ.инструктором играли в подвижные игры на занятиях по физическому развитию и в свободное время. А с музыкальным руководителем разучивали песни по временам года, играли в музыкальные игры: «Лиса и зайцы», «Воробушки и автомобиль», имитировали движения животных и птиц. С моей помощью ребята составляли небольшие рассказы о берёзе и об объектах природы, которые связаны с ней. В течение года были обыграны игровые ситуации: «Осеннее одеяло», «Беличьи запасы», «Берёза и птицы», «Солнечные лучики» (игры с зеркальцем). Проведены занятия: «Как животные готовятся к зиме», «Дикие животные», «У кого какие шубки», «Птицы».

Зимой мы изготавливали цветные льдинки и украшали берёзу под Новый год.

В мае мы наклеили с детьми около берёзы первые цветы, бабочки, капли дождя, а на самой берёзе развесили серёжки.

Практическая часть работы над проектом освещена в альбоме и была представлена вниманию родителей на собрании.

Работая над проектом, мои ребята наблюдали и исследовали, изготавливали поделки, играли, размышляли, фантазировали, делали выводы.

Так же во второй младшей группе был осуществлён проект по теме «Комнатные растения – наши друзья».

Цель: обогащать представления детей о комнатных растениях.

Задачи:

  • Приобщать детей к процессу познания.
  • Формировать различные представления о комнатных растениях, используя модели.
  • Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
  • Развивать мышление, воображение.
  • Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Вид: долгосрочный, творческий, групповой, подражательно-исполнительский.

Участники: воспитатели второй младшей группы, дети.

Во время реализации проекта дети уточняли знания о комнатных растениях: имеют корень, стебель, листья, цветок; о необходимости растений во влаге, свете, тепле, воздухе, используя модели, закрепляли способ ухода за растениями: правильный полив. В ходе проекта у детей развивались внимание, память, любовь к комнатным растениям, желание за ними ухаживать.

На следующий год мои ребята подросли (мы перешли в среднюю группу), изменилось и содержание проектов.

Когда в интернете я нашла проект о городе Усть-Илимске, я решила его переработать по своим детям и родителям. Так я приступила к реализации проекта «Наш родной Улькан».

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой.

С этой целью был и разработан этот проект, в котором идея воспитания детей на традициях патриотизма и гражданственности вписывается в общую систему нравственно-патриотического воспитания детей. Работа по взаимодействию с семьей позволила привлечь к реализации данного проекта и родителей наших воспитанников.

Работа над проектом осуществлялась в преддверии 35-летия п.Улькан. Вся работа с детьми строилась по образовательным областям. Начали мы свою работу с экскурсий по посёлку. Мы ходили на почту, на вокзал, в магазин, смотрели на двухэтажные и пятиэтажные дома посёлка, фотографировались возле милиции и начальной школы. Так же играли в сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Рыбалка на реках Улькан и Киренга».

Мною была составлена карта-схема территории детского сада и прилегающих домов. А потом вместе с детьми мы её рассматривали и узнавали детский сад, участки, дома, которые расположены рядом. Детям были прочитаны пословицы и поговорки о семье, сказки «Зимовьё зверей», «Как собака друга искала» и другие.

Вместе с изо. руководителем дети рисовали любимый посёлок и свою семью. На занятии «Что значат наши имена» дети познакомились с именами, которые давали родители своим детям в Древней Руси, а на занятии «Мой родной Улькан» узнали о природе родного края, о достопримечательностях посёлка. Итогом работы над проектом было создание фотоальбома «Улькан – чистая вода», альбом с рисунками и рассказами о семье.

Благодаря этому проекту дети больше узнали о своём родном посёлке, его достопримечательностях, накопили практические навыки: сочиняли, рисовали, фантазировали.

Прочитав в журнале «Воспитатель в ДОУ» проект «Мамы разные нужны», я решила его воплотить в жизнь. Этапы проекта меня полностью устраивали. Я внесла в него лишь небольшие изменения.

Задачи проекта:

  • уточнить и расширить знания детей о профессии мамы;
  • сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребёнка, семьи;
  • совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну;
  • развивать творчество, фантазию, воображение;
  • вовлекать родителей в работу над проектом;
  • воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.

На первом этапе проекта мы вместе с детьми рассматривала иллюстрации о людях разных профессий, беседовала с детьми о профессиях врача, повара, парикмахера, строителя, продавца, проводила дидактические игры: «Чудесный сундучок» (закрепление знаний об инструментах, которыми пользуются люди разных профессий в своей работе), «Кто, чем занимается?» (закрепление названия действий, совершаемых людьми разных профессий в процессе работы). Также мамам дала домашнее задание – рассказать детям кем и где они работают.

На втором этапе проекта дети с изо. руководителем, который тоже был вовлечён в работу над проектом, рисовали «Портрет мамы», а затем на занятии по аппликации украшали его бусами из мятой бумаги. Задавая вопросы детям, я узнала, о том какие у ребят мамы, чем они любят дома заниматься и как крепко их любят дети. Вместе с детьми мы играли в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», где дети закрепляли знания о профессиях мам, бабушек и понимали значимость мам в их жизни. Я читала детям произведения С.Михалкова «А что у вас?», Е.Благининой «Вот какая мама», «Посидим в тишине» и другие. На третьем заключительном этапе проекта была организована выставка детских работ «Портрет моей мамы», выставка «Мамины умелые руки», фотовыставка «Моя мамочка и я!». Музыкальным руководителем был придуман сценарий к 8 марта и вместе с педагогами и детьми представлен на обозрение мамам и бабушкам. После развлечения дети вместе со своими мамами и бабушками пили чай со сладостями. Я довольна результатами проекта, ведь дети с удовольствием рассказывали о мамах, рисовали, творили, гордились своими любимыми и дорогими мамочками.

В подготовительной группе вместе с детьми был реализован экологический проект «Цветочная палитра».

Продолжительность: 3 месяца.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители.

Цель: сформировать у детей ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.

Задачи:

  • Заинтересовать детей в создании цветочной клумбы.
  • Познакомить детей с приемами подбора растений для цветочной клумбы.
  • Учить отбирать растения для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста.
  • Продолжать учить детей садить семена разных цветочных культур и ухаживать за ними во время роста.
  • Продолжать знакомить детей с приемами посадки растений в цветочную клумбу.
  • Развивать познавательную и творческую деятельность детей.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности при выполнении работы, чувства удовлетворения за полученный результат.

Вместе с детьми мы решили создать цветочную клумбу на участке. Сначала я познакомила детей с приемами подбора растений для цветочной клумбы. Затем произвели отбор растений для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста, создали эскиз, набросок будущей клумбы и занялись посадкой семян в ящики с землёй для получения рассады. В течение роста растений ухаживали с ребятами за росточками: поливали, рассаживали, рыхлили землю. А так же вели наблюдение за их ростом и развитием, фиксируя результаты. А в начале лета высадили готовые растения в свою клумбу и продолжили ухаживать и наблюдать за ростом и развитием.

Участие детей в данном экологическом проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру, дети познакомились с приёмами отбора растений, закрепили знания о посадке семян и высадке готовых растений в клумбы.

Работа с родителями.

Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.

Родители принимали участие в реализации проекта «Берёза моя белая, берёза кудрявая». Папы изготовили кормушки, а дедушка скворечник, которые мы повесели на улицу, и наблюдали за птицами, прилетающими в «столовую». А весной смотрели, как в скворечнике появились птенчики.

А в ходе проекта об Улькане родители дома составляли небольшие рассказы об Улькане, своих родных и близких. Также были изготовлены одно- и многоэтажные дома нашего посёлка для организации игр по ПДД.

Родители также были вовлечены во второй этап проекта «Мамы разные нужны». Мамы принесли фотографии, где они со своими любимыми детьми (вместе с детьми мы оформили газету). Также мамы принесли поделки на выставку «Мамины умелые руки», которая прошла в группе. А в заключительной части проекта участвовали в развлечении к 8 марта, и пили чай с кулинарными шедеврами, которые приготовили любимые мамочки.

В экологическом проекте «Цветочная палитра» родители оказали помощь в приобретении цветочных семян и помогли в высадке цветочной рассады на клумбы.

Выводы.

Проведённая мною работа по теме «Проектный метод, как развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста» имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что мой опыт работы является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание познавательному и творческому развитию дошкольников в проектной деятельности.

Теоретическая база опыта.

  1. Программа «Детство» (под редакцией Т.И.Бабаевой).
  2. Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
  3. Журнал «Старший воспитатель» № 9/2009г. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ».
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6/2003г.
  5. Статьи в интернете:
  • «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» (http://sad37.oskoluno.ru).
  • «Проектная деятельность в детском саду» (http://nsportal.ru).
  • «Технология проектной деятельности в детском саду» (http://nsportal.ru).

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Читайте также

Проект «Цветная неделя»

Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...

Конспект совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем…

Конспект совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем рыбке друзей» во второй младшей группе Цель: Обобщение, уточнение и расширение...

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги?

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги? Примерно в конце июля дошкольники, которые идут в детский сад, часто...