НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра психологии
Выполнила:
студентка 3 курса заочной формы обучения
факультета психологии
Хрипкова Ирина Валерьевна
Научный руководитель:
Шенцева Наталья Николаевна
к.псх.н., доцент
Сергиев Посад
Курсовая работа по дисциплине «Возрастная психология» на тему:
«Особенности агрессии подростков, играющих в компьютерные игры»
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические подходы к проблеме агрессии в современной психологической науке
1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психологической науке
1.2 Различные психологические подходы к формированию агрессивности личности в онтогенезе
1.3 Возрастные особенности агрессивного поведения подростков
1.4 Результаты исследований влияния компьютерных игр на агрессивность подростков
1.5 Виды компьютерных игр и их характеристика
Выводы: модель объекта и предмета исследования
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей агрессии подростков, играющих в компьютерные игры
2.1 Организация и основные этапы эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Выводы и интерпретация результатов исследования особенностей агрессии подростков, играющих в компьютерные игры
2.4 Практические рекомендации по устранению появления агрессии у подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования: С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. В статьях авторы высказывают мнение, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростков переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими. Отмечается и такая опасность, как оскудение эмоциональной сферы подростка, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, а также правого экстремизма. Ряд исследований показал, что у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалось значительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой.
Исследование степени влияния компьютерных игр на уровень агрессивности пользователей в целом и подростков в частности является, таким образом, чрезвычайно актуальным, так как вносит существенный вклад в понимание причин формирования агрессивного поведения подростков.
Проблеме агрессивности посвящены многочисленные работы психологов. Среди концепций, объясняющих природу, структуру и функции агрессивности, агрессивного поведения человека, особое значение имеют концепции К. Лоренца и З. Фрейда - представителей инстинктивизма, концепции формирования агрессивности в представлении бихевиористов - Б.Ф. Скиннера и А. Бандуры, концепция Э. Фромма, рассматривающего доброкачественную агрессию и деструктивность.
В обществе формируется целый класс людей, основной деятельностью которых является игра на компьютере. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи.
Особенно заметно влияние современных информационных технологий, в частности компьютеров и компьютерных игр на человеческую психику на примере такой возрастной категории, как подростки, что обусловлено целым рядом особенностей психического развития этой группы.
В настоящее время остро стоит вопрос зависимости увлеченности компьютерными играми и возникновения агрессии у подростка. Возросло число случаев, когда подросток сам того не осознавая, просто переносил свой игровой «опыт» в реальную жизнь. Увлеченные игрой подростки порой просто не могут отличить игровое пространство от реальной жизни.
Цель исследования: выявить особенности агрессии подростков, играющих в компьютерные игры.
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: особенности агрессии подростков, играющих в компьютерные игры.
Гипотеза исследования: существуют особенности агрессивности у подростков, играющих в компьютерные игры.
Задачи исследования:
- Охарактеризовать подходы к сущности феномена агрессии и агрессивности в психологической науке;
- Выявить возрастные особенности агрессивного поведения подростков;
- На основе теоретического анализа рассмотреть степень изученности проблемы влияния компьютерных игр на агрессивность подростков;
- Описать виды компьютерных игр и их характеристику;
- Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей агрессии подростков, играющих в компьютерные игры;
- Проанализировать различия в степени агрессии между подростками, играющими и не играющими в компьютерные игры;
- Сделать выводы и интерпретацию;
- Предложить практические рекомендации по решению проблемы.
Теоретическую основу данного исследования составили работы по изучению агрессии отечественных психологов – Ю.М.Антоняна, И.Б. Бойко, Т.Г.Румянцевой; а также зарубежных авторов – А.Бандуры, А.Басса, Р.Бэрона, К.Лоренца, У.Уолтерса З.Фрейда, Э.Фромма, и др.; работы психологов по изучению возрастных особенностей подростков - Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.С.Мухиной, Л.Ф.Обуховой, Д.И. Фельдштейна; работы по изучению влияния компьютерных игр на формирование агрессии у подростков – К.Андерсон, К.Дилла, К.Томпсона, К.Ханингера, Акио Мори, Г.Петрусь, В. Морозовой.
Методическая основа исследования:
В исследовании были использованы следующие методы - теоретический анализ и обобщение научной литературы; анкетирование; тестирование; сравнительный анализ; методы математической статистики.
Методики исследования:
- Методика «Диагностика форм агрессии личности», А. Басса и А. Дарки.
- Анкета (авторская) «Определение уровня увлеченности испытуемого компьютерными играми»
- Методы математической статистики t-критерий Стьюдента.
Эмпирическая база исследования:
В исследовании принимали участие 51 ученика 7-х, 8-х и 9-х классов, школы МБОУ СОШ № 15 Сергиево-Посадского района.
Исследование было проведено в период с 21 сентября 2013 года по 28 февраля 2014 года.
Теоретическая значимость исследования:
Теоретическая значимость заключается в пополнении базы эмпирических фактов по проблеме влияния компьютерных игр на агрессию подростков.
Практическая значимость исследования:
Результаты данного исследования могут служить основой для определения особенностей агрессии у подростков, играющих в компьютерные игры. Также, результаты, полученные в ходе исследования, помогут психологам и педагогам найти новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными подростками, играющих в компьютерные игры и дать рекомендации относительно безопасно - допустимого доступа к компьютерным играм.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессии в современной психологической науке
1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психологической науке
Агрессия - это сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. Поэтому все современные исследования ориентированы на комплексное изучение различных уровней и компонентов агрессии.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению [14,12].
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [4, С. 60].
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [21, С. 88]. (Л.М. Семенюк).
Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [18, С. 88].
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба [3, С. 112].
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [9, С. 25].
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [6;20].
Итак, рассмотрев основные подходы к определению агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Степень агрессивности бывает различной - от едва заметной до максимальной. Чрезмерное развитие агрессии начинает определять весь облик личности, превращая ее в конфликтную. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме [5, С. 134].
По мнению А.Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий (табл. 1) [4, С. 60].
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»
Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей…
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет.Тема: «Здоровые зубы – красивая...
Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности
Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...