Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно – ориентированной терапии с детьми младшего возраста

 

В последнее время в педагогической, медицинской и психологической литературе отмечается значительный рост числа детей, не соответствующих представлениям о нормальном психическом развитии.

Признание данного факта повлекло за собой необходимость формирования новой научной парадигмы в исследовании нормы психического развития. Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Актуальность темы определяется тем фактом, что именно психомоторные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка согласно выдвинутому еще И.М. Сеченовым принципу единства познавательного процесса и двигательного акта. С другой стороны, по мнению большинства авторов (Добровольская Т.П., 1986, Кириченко Е.И., 1993, Мастюкова Е.М., 1991, Мендоса Х.Р., 1990, Тржесоглава 3, 1986, Осипенко Т.Н., 1996) именно проблемы двигательной сферы занимают центральное место в психологической картине трудностей развития.

Телесно-ориентированная терапия предполагает «распускание» (расслабление) мышечных зажимов на соответствующем уровне при предварительном максимальном напряжении мышц данного сегмента.

Основателем телесно-ориентированной терапии является Вильгельм Райх. Райх утверждал, что человек - это его тело. Энергия тела, свободно циркулируя по телу, иногда оказывается «закованной в мышечной броне». Броня (хронические мускульные зажимы) сдерживает энергию и эмоции. Мышечная броня организуется в семь основных защитных сегментов - семь горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к туловищу и позвоночнику, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза.

Телесно-ориентированная терапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике при работе с детьми дошкольного возраста. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. Это особенно важно, т.к. позволяет ребенку снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникаций и появляется задолго до отчетливых речевых навыков.

Включение телесно-ориентированных приемов на ранних этапах развития детей позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит, и оказывать ему своевременную педагогическую помощь.

Телесно-ориентированная терапия дает детям информацию об окружающем через телесные ощущения.

Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Программа включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т.е. способствующие навыкам коммуникации.

Телесно-ориентированная терапия направлена на решение многих задач развития детей, это:

1. Развитие координации равновесия;

2. Повышение сенсорной чувствительности;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие зрительного анализатора;

5. Снятие психомоторного напряжения;

6. Обучение основам саморегуляции;

7. Развитие эмоциональной сферы, навыков общения и моделирование эмоций.

Представленный проект «Лабиринты тела» построен на основе телесно- ориентированного терапии к личности ребёнка. Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Проект включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т.е. способствующие навыкам коммуникации.

Элементы телесно-ориентированной терапии, представленные в проекте:

  1. пальчиковая гимнастика, самомассаж;
  2. подвижные игры различной интенсивности;
  3. ритмические и танцевальные упражнения;
  4. дыхательная гимнастика;
  5. йога;
  6. коммуникативные игры;
  7. игры и упражнения на знакомство и закрепление эмоциональных состояний;
  8. релаксационные упражнения;
  9. игры и упражнения валеологической направленности.

Коллектив нашего детского сада в рамках реализации инновационных технологий разработал методические рекомендации «Лабиринты тела» (Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно – ориентированной терапии в занятия с детьми младшего возраста.)

С сентября мы внедряем ее в работу в экспериментальной группе, применяя телесно-ориентированную терапию во всех занятиях и режимных моментах. Занимаясь всего два месяца у детей данной группы уже видны изменения в психоэмоциональной сфере. Дети более раскрепощены. Быстрее идут на контакт, и более доброжелательно относятся друг к другу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сказочный театр ритмической гимнастики

Сказочный театр ритмической гимнастики На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще...

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности…

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности педагога ДОУ Запросы современного общества ставят перед педагогами задачи повышения профессионализма...

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?»

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?» Для младших дошкольников Цель: создание у детей благоприятного эмоционального состояния посредством музыкальной деятельности.Задачи:- способствовать развитию у детей...

Читайте также

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ 1. Пояснительная записка Проблема и ее актуальность. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением...

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы…

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы с чаем не скучаем» Цель: Обучение детей новой технике аппликации, знакомство...

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»