Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию
Тема: «Жилище наших предков»

 

Программные задачи:

Образовательные: Продолжать приобщать детей к культурному наследию и традициям наших предков, формировать представление о том, как было обустроено жильё наших предков.

Закрепить знания о том, на каких местах строились дома, зарождались деревни. В доступной занимательной форме дать детям представление о том, как в старину строили дома, из какого материала. Познакомить с древней профессией плотника, продолжить знакомить с предметами крестьянского быта и русским народным творчеством.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к прошлому нашего народа, продолжать воспитывать у детей умение делиться своими впечатлениями на заданную тему.

 

Ход НОД

Воспитатель: Дети, сегодня мы продолжаем путешествие в старину и узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом волшебное яблочко из русской народной сказки.

Ты катись, катись, яблочко,

По золотому блюдечку

Укажи нам дорогу

Во славную землю Русскую!

(Дети передвигаются друг за другом» змейкой», повторяя слова.)

Воспитатель:

Времена теперь другие

Далеко ушла Россия от страны, какой была

Умный и сильный наш народ свою историю бережет

И преданья старины забыть мы не должны.

(Дети надели платки и кепки.)

Вот и очутились мы в сторонке далекой, присаживайтесь поудобнее. Сегодня мы узнаем, как наши предки строили себе жилье, как их обустраивали. Скажите, пожалуйста, кто такие предки? (Ответы детей.)

Воспитатель: При помощи компьютера я получила такую фотографию, на ней наш далекий предок, которого звали Илья. Илья задумал жениться, но своего жилья у него нет. Куда приводить молодую жену? Русскому человеку очень важно иметь свое жилье. Слово жилье происходит от слова жить. Издавна русский народ складывал пословицы и поговорки о своем жилье. Давайте их вспомним. (Ответы детей.) А вы любите свои дома? Я предлагаю вам составить небольшие рассказы о том, в каких домах вы живете и что для вас значит ваш дом. (Ответы детей.) Вот и решил наш далекий предок Илья построить себе жилье. Да вот беда, не знает, где лучше ему дом построить. Давайте представим, что он обратился к нам за помощью. Я уверена, что вы были внимательны на прошлом занятии и сможете Илье помочь решить проблему своими советами. (Советы детей.) Воспитатель: Так давайте сделаем вывод, где же селились наши далекие предки. (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошие советы дали Илье, они ему пригодятся. А вот из чего строить Илье дом. Давайте вспомним и составим рассказ. Кто хочет? (Ответ детей.) Воспитатель благодарит ребенка за рассказ.

Воспитатель: А теперь Илье надо на помощь звать плотника. Про плотника на Руси говорили» топор одевает, топор обувает он же и кормит», а говорили так потому, что плотницкое ремесло было прибыльным. Топор для плотников - это основное орудие труда на строительстве, существовала такая поговорка» Не бравшись за топор избы, не срубишь». Без пил, без гвоздей, без измерительных приборов плотники рубили избы. А помогали им хорошо выполнять свою работу такие качества человека как трудолюбие и любовь к своему ремеслу. А надо отметить, что наши предки были очень трудолюбивые и любое дело делали с любовью. Плотники плотно укладывали бревна друг к другу, а между бревен затыкали мох. Мы уже с вами поговорили о том, что каждому человеку дорог свой дом. В старину люди воспринимали дом, как живое существо. Посмотрите на картинку, на которой изображена крестьянская изба. (Рассказ воспитателя сопровождается показом.) Верхняя часть называется чело – лоб (как у человека). Резная подвесная кайма на доме, украшающая чело с краев именуется подзором или причелиной, т. е. при челе находящаяся. Словом «наличник», т. е. что накладывается, на лицо называется, накладные украшения для окон и дверей. В доме есть даже такая часть как пятка. Пятка — это нижний угол двери, который соединяется с косяком. Когда изба уже срублена, чтобы было теплее к ней пристраивают сени. Окна дома – это его глаза (око, очи). Как человек глазами смотрит на мир, так и дом своими глазами смотрит на улицу.

Как первое окошечко  

На чистое поле смотрит

А второе окошечко

На зеленый сад.

Давайте повторим, как назывались части избы (воспитатель указкой показывает на части избы, а дети называют: чело, подзор, наличник, пятка, очи). Под русскую народную мелодию проводится физминутка. (Дети выполняют танцевальные движения.) Наши предки чувствовали красоту, тянулись к ней и украшали избы резными наличниками. Часто в русских народных сказках мы слышим «окошечки резные, ставни расписные). На крышах прикрепляли вырезанных коней, петухов.

Выше всех сидит

На весь мир глядит

На красно солнышко

На ясный месяц.

(Воспитатель показывает детям картинку.) Вот так потихонечку и срубили мы крестьянскую избу. Ребенок читает стихотворение.

Как у деревни, у пруда

Стоит ладная изба

Окошечки резные

Ставни расписные

Живет там добрая семья –

Хозяйка, хозяин и их сыновья.

Пока ребенок читает стихотворение, воспитатель выставляет макет избы и говорит: «А теперь я вас приглашаю во внутрь избы». В старинной русской избе была всего одна комната, которая называлась горницей. В горнице собиралась вся семья. Крестьяне любили порядок и все в доме «знало свое место». Слева от входа помещалась печь. «Дом без печи – не жилой дом» - говорили в народе. А кто скажет, как ласково крестьяне называли печь (кормилицей матушкой)? А почему? (Ответы дете) Крестьяне к печи относились уважительно, она не только кормила, но и грела. Она лечила и мыла, и спать укладывала. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу. Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы о печи (Ответы детей.) А напротив печи наискосок от нее место Красного угла. «Красный» значит красивый. Красный угол – священное место в доме. Этому месту все входящие в дом оказывали почтение. Здесь на полочке – божнице у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы. Иконы на Руси называли образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся хозяевам. Этим гость показывал, что пришел в дом с добром». Доброму гостю - особая честь». Гостя приглашали откушать хлеба - соли и сажали за стол на самое почетное место. Воспитатель предлагает с помощью кукол обыграть: «Дома ли хозяюшка?».

Выходит хозяйка: «Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Нежданный гость у нас лучше желанных двух».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи по-другому». Я называю слова, а вы должны их заменить на такие слова которыми говорили наши предки: дом - изба, комната - горница, шторы - занавески, шкаф - сундук, ковер - половик, кровать - полоти, коридор - сени.

Воспитатель:

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь

Для чего они нужны

Чем полезны и важны.

Детям предлагаются на выбор старинные вещи, накрытые салфеткой. Дети угадывают, что они вытаскивают и рассказывают, что это за предмет быта, как им пользовались (ухват, кочерга, рубель, чугунок).

Воспитатель подводит итог: О чем мы беседовали? Что нового узнали? (Ответы детей.)

Воспитатель: заканчивая наше путешествие в седую старину, мне хочется дать вам один простой совет берегите пляски и песни народные, храните слово русское, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим предкам, к своей истории. А когда вы вырастите передайте эту любовь к России своим детям и внукам. В знак благодарности каждому из вас я хочу подарить рисунок для раскрашивания – на нем изображена крестьянская изба. А сейчас пора читать сказочное заклинание и возвращаться в детский сад.

Ты катись-катись яблочко

По золотому блюдечку

Укажи нам дорогу

В наши времена

Да в наш детский сад.

(Дети снимают платки и кепки.)

Программные задачи: продолжать приобщать детей к культурному наследию и традициям наших предков, формировать представление о том, как было обустроено жилье наших предков. Закрепить знания о том на каких местах строились дома, зарождались деревни. В доступной и занимательной форме дать детям представления о том, как в старину строили жилье, из какого материала, дать представление о планировке крестьянской избы, познакомить с древней профессией плотника, продолжать знакомить с предметами крестьянского быта, их эволюцией от древности до наших дней, с пословицами и поговорками русского народа.

Воспитывать любовь, интерес к прошлому нашего народа. Продолжать воспитывать у детей умение делиться своими впечатлениями на заданную тему, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, развивать умение анализировать и сравнивать.

Оборудование и материалы: картинки с изображением предка Ильи, с изображением резных окон, плотников, коня, петуха. Макет избы (внешний вид), макет избы (вид изнутри). Предметы быта крестьян: ухват, кочерга, чугунок, рубель, ковш.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

Читайте также

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...