Занятие по звуковой культуре речи «Путешествие в страну звуков»

Тема: Дифференциация [р – л]

Цели:

­- учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [р], [л], дифференцировать [р – л];

- развивать восприятие и фонематический слух;

- способствовать четкому произношению звуков во фразовой речи;

- воспитывать самостоятельность.

 Ход занятия

Логопед: Сегодня в гости к нам пришла кукла. Как тебя зовут? (Лая). У тебя красивое платье! (Лозовое).

Логопед: Какой звук она говорит неправильно?

Ответы детей: Звук [р].

Логопед: А можем мы ей помочь?

Ответы детей: Да!

Логопед: Давайте попробуем.

(Дети садятся за столы, у каждого небольшое зеркало.)

Логопед: Что нужно делать, чтобы научиться правильно, говорить звуки?

Ответы детей: Упражнения для языка.

Логопед: Тогда покажем Рае упражнения которые нужно делать очень часто, чтобы зарычать как тигр.

Упражнения:

1. «Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок

И зевает бегемот

Широко разинув рот».

2. «Язык как кисточка моя

И ею небо крашу я».

3. «Рот широко я открываю

Язык к нёбу прижимаю.

Прыгает вниз язычок

И раздается щелчок»

4. «Широко открываю рот

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо.

Челюсть вниз и вся учёба»

5. «Присосу язык на небо,

А теперь смотрите в оба.

Ходит челюсть вверх и вниз.

У нее такой каприз».

6. «За зубами язычок

Бьет широкий язычок,

Проговаривая «Ды-ды-ды»»

7. «Заводи мотор не зевай

Ракету в небо отправляй»

Логопед: Если Рая будет делать эти упражнения, то научиться говорить [р].

Логопед: Дети, а вам не показалось, что Рая путает [р] и [л]. А вы?

Ответы детей: Нет!

Логопед: Если вы умеете различать эти звуки, то Рае есть чему у вас поучиться. Давайте определим, какие это звуки?

[р] – согласный, твердый, звонкий.

[л] – согласный твердый звонкий.

Каким кружком обозначаем, покажите.

Игра «Хлопни-стукни»

(Хлопаем, если в слове [р], стукнем, если в слове [л]).

Логопед: Правда, телевизор, книга, полотенце, привет, литература, пленка, слава. (Дети выполняют).

Логопед: Сейчас нужно заменить в слове [р], на [л] и наоборот.

Укол, рожки, булки, блошка, пир, рама, колонка, коробок, жалко, свалка, игла, баран, лак, рожь, жир, лов. (Дети заменяют звук в словах).

Молодцы, есть чему научиться!

Игра «Паровоз»

(Дети берут по 2 «вагончика», но выбирают только с [р] или с [л], определяя позицию [р] и [л] в слове (начало – середина – конец).

Выбираем диспетчера (ребенка), который справится с работой по отправлению поезда.

Логопед: С начало отправляем вагоны, в названии которых [р] и [л] стоят в начале слова, потом в середине, затем в конце.

(Дети играют).

Логопед: Знаешь, Раечка, у нас ребята скоро пойдут в школу. У них есть, чему поучится. Они умеют читать, делить слова на слоги, учатся правильно ставить ударение, знают, на какие вопросы отвечают слова – предметы, слова – признаки, составляют предложения по схемам.

Раздаются слова. (СЛАДКИЙ, ПЛАТЬЕ, МАЛЫШ, ПЛАТОК, ДЕТВОРА КРЫЖОВНИК, КЛУБНИКА, ЯБЛОКО, СОЛНЫШКО, АРОМАТНОЕ, КРУПНАЯ, ЯРКОЕ, ЖЕЛТАЯ, ШЕРСТЯНОЕ, РАДОСТНЫЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ, ВЕСЕЛАЯ, КУРТКА.

Задание: «Прочитать слово, разделить на слоги, поставить ударение, определить, что это за слово - предмет или признак.)

Составить предложения по схемам:

схема

Итог занятия

Логопед: Вы такие молодцы, у вас все прекрасно получилось.

И в итоге, чему же мы сегодня научили Раю?

Ответы детей: Артикуляционной гимнастики, составлять предложения, определять позицию звуков [р] и [л], делить слова на слоги и т. д.

Логопед: Но самое главное нужно помнить, что «Терпение и трут, все перетрут».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект совместной деятельности по интересам «Мир Доброты» с детьми с…

Конспект совместной деятельности по интересам «Мир Доброты» с детьми с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи «Мать...

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Читайте также

План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…

План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Одежда для кругосветного путешествия»

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). …

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). «Великолепная Дымка» Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для...

Педагогически проект «Планета и Мы»

Педагогически проект «Планета и Мы» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Планета и Мы Вид проекта Учебно-познавательный, творческий Актуальность проекта В современном мире познание ребенком окружающей его природы...