Конспект открытого интегрированного занятия по формированию лексико – грамматических категорий с использованием компьютерной программы для детей старшей группы «В гостях у Весны»
Форма проведения: подгрупповое.
Место проведения: МДОУ № 47 «Страна чудес».
Цели
I. Образовательные:
- совершенствовать:
- процесс отбора языковых средств по лексической теме «Весна»;
- речь как средство общения;
- закреплять :
- умение у детей употреблять в речи приставочные глаголы через игровое упражнение «Доскажи словечко»;
- словообразовательные модели в процессе специальных упражнений- «Назови детеныша», «Назови правильно птицу», д/игры «Необычная птица»;
- упражнять в подборе прилагательных к существительным;
- расширять объем словаря (предметного, качественного, предикативного) по лексической теме «Весна».
II. Развивающие:
- способствовать развитию познавательной деятельности у детей;
- закрепить умение ориентироваться на плоскости экрана;
- развивать творческое воображение.
III. Воспитательные:
- формировать чувство партнерства и сотрудничества;
- повышать уровень речевой культуры у детей.
Словарная работа: актуализировать лексическое значение слов: «клин», «вереница», «палитра».
Предварительная работа:
- знакомство с детьми группы с целью уточнения их уровня речевого развития и степенью овладения навыками работы с компьютером;
- закрепление правил поведения на занятии.
Материально – техническая обеспеченность занятия: доска, предметные картинки с изображением перелетных птиц (аист, стриж, журавль, грач, скворец, кукушка), сюжетные картинки по теме «Весна», предметная картинка с изображением почек на веточке (с использованием модели прилагательных), картинки - символы правил поведения на занятии, картинки с изображением вариантов полетов птиц, дидактическое пособие «Необычная птица», палитра, капли – краски для магнитной доски, магнитофон, компьютерная программа «Лес», аудиозапись голосов весеннего леса, силуэт дерева, имитация почек с изображением насекомых, волшебная палочка, корзина, обруч, бейджики с именами для каждого ребенка.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:
I. Организационный момент
Педагог встречает детей в игротеке компьютерного класса:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии присутствуют гости. Я предлагаю подойти к гостям, поздороваться, назвать своё имя. (Педагог подсказывает образец приветствия детям, испытывающим затруднения).
- А сейчас мы встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку…(педагог называет имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. Хорошо, спасибо. (Дети по очереди передают улыбки друг другу).
- Ребята, давайте вспомним правила, которых нужно придерживаться на занятии (педагог обобщает ответы детей):
- отвечать на вопросы полными предложениями;
- не перебивать друг друга, внимательно слушать;
- речь должна быть красивая, четкая.
(Педагог показывает правила – символы).
II. Введение в тему.
Педагог жестом обводит помещение игротеки и, обращаясь к детям, говорит: «Мне кажется, что в группе кто-то побывал».
Что за гостья сюда приходила
И что в группе она изменила.
Вы внимательно смотрите,
Приметы гостьи находите.
(если дети не находят почки на дереве, педагог подходит к дереву и говорит: «Ой, ребята, а я, кажется, нашла примету нашей гостьи»)
- Что это? (показывает на почки)
- Верно, ребята, на дереве появились почки. Вы догадались, какая гостья побывала тут? (Весна).
Игровое упражнение «Подбери красивые слова».
- Внимательно посмотрите на почки и подберите красивые слова. Почки какие…? (клейкие, молодые, зеленые, липкие, пушистые и т.д.).
(Педагог показывает предметную картинку с изображением почек на веточке
(с использованием модели прилагательных).
Педагог снимает с дерева почки, раздает детям:
- Давайте мы почки согреем теплом, и станут они зелёным листом.
- Ребята, положите листок на ладошку, край листа придерживаем большим пальцем. А теперь делаем, как я!
Дети с педагогом одновременно выполняют упражнение.
(Индивидуальная работа: педагог обращает внимание детей на силу целенаправленной воздушной струи).
Педагог обращается к детям:
- Кто спрятался в ваших листочках? (Жук, божья коровка, кузнечик и т.д.).
- Ребята, а как можно назвать их одним словом? (Насекомые).
- Как вы думаете, почему насекомые прячутся в листочках? (Ответы детей).
Педагог предлагает детям сложить почки в корзину.
Педагог показывает детям палитру:
- У меня есть палитра. Как вы думаете, что такое палитра?
(Отвечают все дети).
Обобщает ответы детей:
-Вы правильно сказали, палитра – это дощечка, на которой художник подбирает краски, смешивает их для своей картины.
-Кто сможет повторить за мной? (Педагог выслушивает варианты ответов детей).
- Я предлагаю вам подобрать для нашей палитры краски и объяснить, какой признак весны краска вам напоминает.( Педагог привлекает ребенка, который не участвует в беседе. Дети выбирают капли-цвет).
- Почему ты выбрал этот цвет? (Ответы детей). Педагог подводит итог:
- Посмотрите, какая у нас получилась палитра весны - - яркая, солнечная и теперь вы без труда сможете выбрать весенний пейзаж на компьютере.
III. Основная часть.
Дети вместе с педагогом проходят в компьютерный класс. На экране монитора выбирают весенний пейзаж. (Индивидуальная работа с детьми за компьютерами).
- Пожалуйста, заселите свой лес разными животными, которые изображены слева и внизу.
- Кого ты поселил? (выслушивая ответы детей, педагог раздает картинки - секреты с изображением перелетных птиц).
- В нашем лесу много животных, какие это животные?
- Как вы думаете, а кто мог бы оживить наш весенний лес? (Ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей:
- Вы правильно сказали, перелетные птицы наполняют лес щебетом, трелью, свистом (если дети называют филина, ухает, если дятел, то стучит – это зимующие птицы).
Педагог приглашает детей в круг:
- Давайте послушаем голоса весеннего леса. Закройте глаза и прислушайтесь к птичьему щебету. (Снятие зрительного напряжения после работы за компьютером – прослушивание аудиозаписи).
- Ребята, откройте свои картинки - секреты и назовите птиц (аист, стриж, журавль, грач, скворец, кукушка). (Дети называют перелетных птиц и показывают картинки – секреты).
- Какие это птицы? (Перелетные)
- Много птиц прилетает к нам весной. Птицы возвращаются в родные края и у них появляются …? Кто появляется у птиц? Назовите птенцов ваших перелетных птиц.
(Ответы детей по очереди).
Игровое задание «Назови детеныша».
- У грача – грачонок. У стрижа – стрижонок. У журавля – журавленок, и т.д..
Педагог с помощью волшебной палочки «превращает» детей в птиц и говорит:
- Вы теперь не дети – птицы,
Нужно гордо распрямиться.
Для полета тренировка
Выполняй команды ловко.
Педагог обращает внимание детей:
- Посмотрите, у нас тоже есть «гнездо). (Педагог берет обруч. Дети имитируют полет птиц, договаривая слова).
Игровое упражнение «Доскажи словечко».
- Птицы по небу …летели.
- Птицы к гнезду …подлетели.
- Птицы гнездо …облетели.
- Через него …перелетели.
- От гнезда …отлетели, в гнездо …залетели, …вылетели и …улетели.
Первый раз педагог с помощью жестов стимулирует договаривание приставочных глаголов, второй раз упражнение выполняется с движениями.
Дети вместе с педагогом подходят к столам. Педагог «превращает» птиц в детей, обращает внимание на картинки, лежащие на столе.
- Какие разные птицы, давайте рассмотрим их внимательно. У стрижа острые крылья, значит мы можем сказать ,что стриж какой? Острокрылый.
Игровое упражнение «Назови правильно ….».
У грача большой клюв – большеклювый,
У журавля длинные ноги – длинноногий.
У скворца короткий хвост – короткохвостый.
У аиста длинный клюв – длинноклювый.
У кукушки длинный хвост – длиннохвостая.
Педагог привлекает внимание детей:
- Как много птиц. Целый «табун». Правильно я сказала?
- Как сказать правильно? (Стая).
- А кто знает, что значит стая? (Стая – это движение птиц всех вместе, одной большой группой.)
- Птицы могут летать по-разному.
- Это называется птичий клин. Клин – это движение птиц за одной главной птицей в два ряда.
- А ещё они могут лететь так (картинка) – это называется птичья вереница. Вереница – это движение птиц друг за другом, цепочкой.
Игровое упражнение «Доскажи словечко».
- На реке уж много льдин, к нам вернулся птичий … (клин)
- Скоро снег растает, прилетает птичья … (стая)
- Пришла пора с зимой проститься, летит к нам птичья … (вереница).
Дидактическая игра «Необычная птица».
- Я предлагаю сообщить птицам о том, что наступила весна.
- Как вы думаете, каким образом можно это сделать?
(Педагог выслушивает ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей:
- Я думаю, что с птицами сможет договориться только птица.
- Какой должна быть эта птица?
- У меня есть части разных птиц. Мы можем из них собрать птицу?
(Дети составляют птицу на доске, называют используемые части птиц и объясняют почему они их взяли).
- Какая птица у нас получилась?
- Как мы назовем нашу птицу?
(Педагог выслушивает ответы детей, затем обращается к гостям (название какой птицы им больше всего понравилось).
- А сейчас, давайте отправим ее в теплые края. Возьмемся за руки и повторим за мной волшебные слова. (Дети закрывают глаза).
Лети,… (название волшебной птицы)
В теплые края,
Расскажи всем птицам,
Что пришла весна.
Педагог убирает птицу с доски.
- Посмотрите, птица улетела, а мы будем ждать вестников тепла – перелетных птиц.
- Ребята, наше занятие подошло к концу и я хочу сказать вам, что:
У меня сегодня дети просто чудо хороши,
Этот знает все на свете, ты играешь от души,
Ты внимателен, ты весел, ты послушен, ты «звезда»,
Я бы с вами, ребятишки, не рассталась никогда.
Но пришла пора прощаться и хотела бы я знать,
Что понравилось, ребята? Во что будете играть?
- Давайте встанем в круг и вспомним, как вы занимались, что делали.
(Педагог спрашивает у детей, что им понравилось на занятии, с какими трудностями они столкнулись).
- Ребята, предлагаю нашим гостям подарить по капельке с весенней палитры.
Педагог дает образец обращения к гостям: «Я дарю Вам капельку голубого весеннего неба……» (Дети дарят гостям капельки палитры).
Педагог подводит итог занятия, привлекая внимание детей к картинкам – символам.
- А вас я хочу попросить сохранить листочки с нашего дерева, и когда будут теплые дни, выпустить насекомых. (Педагог дарит детям листочки с весеннего дерева).
- Всем спасибо. До свидания.
Читайте также |
---|
Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий
Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...
Дидактическая игра «Буквы и слова»
Дидактическая игра «Буквы и слова» Данная дидактическая игра способствует оперативному мышлению, обогащению словарного запаса у старших дошкольников, умению отличать согласные и...