«Древняя столица народа русского - Москва»
Конспект занятия из цикла «Ознакомление с окружающим миром»

 

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России.
  • Активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей, систематизировать и углублять знания детей о Москве.
  • Расширять представления детей о том, что главный город России славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
  • Знать историю названия улиц, памятников.

Воспитательные:

- Воспитывать гражданско- патриотические чувства через изучение государственной символики России;

- Бережное отношение к историческому наследию нашей страны.  

Формировать нравственно - патриотические качества: воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

Развитие речи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас детей, правильно подбирать определения.
  • Знать и применять пословицы и поговорки.
  • Выразительно читать стихи.

 

Древняя столица народа русского Москва.

Воспитатель: Дети, я знаю, что вы любите играть. Сегодня я предложу вам интересную игру: «Машина времени». Вы знаете, что с её помощью мы сможем перенестись и в будущее, и в прошлое, и вернуться в настоящее время. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, приготовьтесь, займите свои места. Внимание. Отправляемся. (Дети кружатся на карусели под русскую народную музыку с ускорением.)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим вокруг. Что это за место? Вот река широкая, полноводная. На берегу люди дома строят. У реки женщины бельё стирают, мужчины рыбу ловят сетями, а из леса охотники идут, добычу несут. Давайте у них спросим: «Где мы?» Ой, да это строится новый город на реке Москве!  Как вы думаете, что это за город?

Дети: Москва.

Воспитатель: Правильно, ребята, Москва. Такой она была много, много, много лет назад.   Давайте зайдём в избу, в гости.  Что мы здесь видим? Какие вещи окружали наших предков?

Дети: Рубаха, лапти…….

Воспитатель: Для чего это   было нужно?  Как одним словом назвать все эти предметы и вещи?

Дети: одежда, посуда, обувь, орудия труда и т.д.  

Воспитатель: Из чего сделана изба?

Дети: Из сосновых брёвен. Так, как от дерева тепло и уют. (Обрабатывать легко.)

Воспитатель: Из чего сделана мебель, посуда?

Дети: Тоже из дерева и глины.

Воспитатель: Правильно, многое делалось из дерева, из бересты, т.к. дерево было удобно обрабатывать. Послушайте стихотворение:

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало!

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод.

И первый Кремль, и город новый,  

Что строил русский наш народ,

Под первою стеной сосновой.

(Н. Жмуров. Г. Петров.)  

Воспитатель: Ну, что же, пора нам отправляться дальше.

Займите свои места. Мы отправляемся дальше в путешествие по времени.

Дети вместе с воспитателем «переносятся» в белокаменную. Москву. Дети рассматривают иллюстрацию на интерактивном экране.

Воспитатель: Прошло время. Москва изменилась. И теперь её можно назвать….  

Дети: «Матушка - Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая».

Воспитатель: Почему Москва называется белокаменной?

Дети:

1. - Стены Москвы строились из белого камня, что на берегу Москвы-реки брали. Город становился всё краше и краше.    

2. - Появились первые улицы. Где были болота, мох - улица Болотная, Моховая. Где густой бор- Боровицкая.

3. - За стенами города работа идёт, никто без дела не сидит. Кузнецы в кузнице оружие куют: мечи, стрелы, шлемы для воинов, кольчуги. Не для нападения, а для защиты города.  

Жили и работали они на улице, которая до сих пор носит название Кузнецкий мост. Гончары из глины - посуду лепят, украшают её своими руками, чтобы все знали и видели их гончарное мастерство. Их улица называется - Гончарная.

А вот здесь одежду шьют, сапоги из кожи. Улицу кожевников  -Кожевнической назвали.

4. - Днём трудились на славу, а вечером хороводы водили, песни  пели, в игры играли. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Горелки».

Игра «Горелки».

Воспитатель: Понравилась вам игра, ребята? Пора дальше отправляться. Дети «переносятся» в Москву «Красную». Под звон колоколов дети рассматривают виды Москвы: Торговые ряды (хохлома, дымка, городец и др.).  

Воспитатель: Узнали вы город?

Дети: Да. Это наша Москва красная.

Воспитатель: Стены её высокие, крепкие, колокола звонкие, по всей земле слыхать. Не под силу одолеть этот город русский.

Ребёнок читает стихотворение «Москва» Ф.М.Глинка «Ты не гнула крепкой выи в бедовой своей судьбе…».

Ребёнок: Несмотря на все невзгоды ,люди русские всегда были добрыми, миролюбивыми, радушными, делились последним куском хлеба.

Ребёнок: Несмотря на все трудности, люди жизнь свою украшали, как могли и верили в лучшее. Давайте пройдёмся по торговым рядам, посмотрим, чем богат русский народ, что продают умельцы.

Ребёнок: Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год -

Наша гордость и оплот.

И любимы временами,

За Кремлёвскими стенами,

Русь спасая от невзгод,  

Жил великий наш народ.

Воспитатель: Попрощаемся с нашей историей и вернёмся в настоящее время.

Дети на «машине времени» возвращаются из прошлого в настоящее.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вырос наш город! Какие широкие улицы! Не перейти из конца в конец, так они велики. Каким транспортом мы сейчас пользуемся?  

Дети: называют.

Воспитатель: Правильно, дети, метро — это тоже транспорт. Второй город под землёй. Воспитатель показывает виды Москвы - работы детей о Москве, спрашивает, что это?

Дети называют и рассказывают:

1-ый - Большой театр - главный театр нашей Родины. Здесь мы слушаем лучших певцов, оперу, смотрим балет.

2-ой - Детский музыкальный театр, где идут спектакли для детей, где они знакомятся с произведениями великих музыкантов, композиторов.

3-ий - Кукольный театр……

4-ый - Цирк….

5-ый - Зоопарк….

6-ой - Университет, где получают отличные знания студенты со всего мира.

7-ой - Музеи, где можно познакомиться с историей города, народа.

8-ой - Памятники тем, кто землю русскую прославил: поэты, музыканты, учёные, художники. Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин, Чайковский, Толстой, Васнецов, Шишкин, Ломоносов.

9-ый - Лучшие произведения художников, скульпторов хранятся в Третьяковской галерее. Третьяков был  большим  любителем  живописи. Помогал художникам, покупал картины и хранил их. Когда произведений стало много- он создал галерею, которая носит сейчас его имя.

Воспитатель: Очень много достопримечательностей в Москве, и я желаю вам их увидеть. Кто в Москве не бывал - красоты не видал.

Дети:

- Москва от глаз далека, а сердцу близка.

- За Москву- мать не страшно умирать.

- Москва - всем столицам голова.

- Славится Москва невестами, колоколами, да калачами.

- Москва - что гранит, никто Москву не победит.

- Москва - всем городам мать.

Воспитатель: Дети, Москва - это наш родной город. И, хотя, этот город древний, он с каждым днём молодеет, становится краше. Любите свой город, как любят его ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Берегите его. Это ваша Родина.

1-ый -  Ребёнок читает стихотворение «Родина» Пляцковский.

Слышишь песенку ручья - это Родина твоя……

2-ой - Москва- наша мать родная!

Москву- столицу чтит народ,

В ней сердце Родины живёт,

И всех нас согревает….

Хоть обойди весь мир большой

Такой не встретишь,

И Красной площади такой,

Как наша – нет на свете.                 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети...

Сценарий Фестиваля

Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»