Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических способностей в старшей группе «Умное солнышко»
Дети свободно перемещаются по группе, ходят, разговаривают….
На стене появляется солнечный зайчик.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Солнечный зайчик!
На экране появляется картинка «Солнечный зайчик». (Слайд.)
Воспитатель: Правильно!Солнышко посылает нам свой лучик, а отражаясь в зеркале, он превращается в солнечного зайчика. Давайте протянем свои ручки и поздороваемся с ним.
Дети протягивают руки навстречу солнечному зайчику, который скользит по их ладошкам.
Воспитатель: Вы почувствовали, как стало тепло нам и радостно.
Воспитатель обращает внимание на доску, на которой прикреплено солнышко (жёлтый круг).
Воспитатель: А вот и солнышко! Ребята, посмотрите, что-то солнышко грустное у нас, как вы думаете, чего не хватает ему?
Дети: Лучиков.
Воспитатель: Куда спрятались они? Что может закрыть солнечные лучики?
Дети: Тучи, облака.
Воспитатель: Да, тучка-летучка налетела и закрыла солнечные лучи и тепло до нас не доходит, ведь это они прогревают нашу землю и становится тепло. Давайте поможем солнышку вернуть лучики, тогда оно будет светить ещё ярче. А солнечный зайчик будет нам сегодня в этом помогать. Друзья мои, давайте посмотрим, как солнце меняется в течение суток. Слушайте внимательно:
- Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток?
Дети: Утро!
Воспитатель: Что мы делаем по утрам?
Дети: Просыпаемся, умываемся, одеваемся, собираемся в детский сад, делаем зарядку, завтракаем….
На экране появляются картинки с режимными моментами «Утро». (Слайд.)
Воспитатель: Ребята, что же мы делаем утром?
1 ребенок: Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают всё по порядку,
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют
И растения поливают.
Воспитатель: Ребята, как хорошо, что вы это знаете! Утро – важное время суток, оно даёт настрой на целый день. И от того, как пройдёт утро, во многом зависит наше настроение на целый день. А утром вся природа (растения, животные, насекомые), замерев в радостном ожидании, ждёт появления на небе солнца.
На экране картинка-пейзаж «Утренний рассвет». (Слайд.)
Воспитатель: Дети, а каких вы знаете насекомых, которые просыпаются рано утром?
Дети: Пчёлы, муравьи, жуки, бабочки…
Воспитатель: Сегодня первыми проснулись бабочки и прилетели на большую полянку.
(На мольберт прикреплена картинка «Полянка».)
Воспитатель: Помоги прикрепить бабочек на полянку.
Ребенок прикрепляет на полянку четырёх бабочек.
Воспитатель: На что любят садиться бабочки?
Дети: На цветы.
Воспитатель: Но прежде чем посадить цветы, нужно посчитать, сколько бабочек прилетело на полянку? Посчитай, пожалуйста.
Дети: Четыре бабочки.
Воспитатель: А теперь посади цветок под каждой бабочкой.
Ребенок прикрепляет цветы.
Воспитатель: Что можно сказать о бабочках и о цветах? Сколько их?
Дети: Поровну, их по четыре.
Воспитатель: Молодец, присаживайся на своё место. Но вот к ним прилетела ещё одна бабочка.
Ребенок прикрепляет бабочку на полянку.
Воспитатель: Сколько стало бабочек?
Дети: Пять бабочек.
Воспитатель: Чего стало больше, цветов или бабочек?
Дети: Бабочек.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы бабочек и цветов стало поровну?
Дети: Посадить один цветок.
Дети сажают под бабочкой цветок.
Воспитатель: Сколько теперь стало бабочек и цветов?
Ребенок: Пять бабочек и пять цветов.
Воспитатель: Значит, что можно о них сказать?
Ребенок: Бабочек и цветов поровну.
Воспитатель: Очень хорошо,присаживайся Оля.
На стене появляется солнечный зайчик.
Воспитатель: Посмотрите, дети, солнечный зайчик говорит нам спасибо, за то, что мы справились с вами с первым заданием. А значит, один лучик возвращаем солнышку.
Прикрепить лучик к солнышку.
Воспитатель: Но вот утро заканчивается…
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко.
Коротка деревьев тень,
Что за время суток?
Дети: День!
Воспитатель: Чем же мы с вами днём занимаемся?
Дети: Играем, гуляем, обедаем, тихий час…
На экране появляются картинки с режимными моментами «День.» (Слайд.)
Воспитатель: Ваня, а ты чем днём с друзьями занимаешься?
Ребенок: Днём мы бегаем, играем
И на улице гуляем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед!
Воспитатель: Солнышко поднимается всё выше и выше, светит всё ярче и ярче, на улице становится светлее и жарче – наступает день!
На экране картинка-пейзаж «Солнечный день». (Слайд.)
Воспитатель: Вся природа проснулась!
Обратить внимание детей на мольберт.
Воспитатель: А перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Выходи, Василиса.
Ребенок: Пять деревьев.
Воспитатель: Покажи дерево с кроной, похожей на круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник?
Ребенок с помощью указки показывает названное дерево с кроной, похожей на данную геометрическую фигуру.
Воспитатель: Хорошо, присаживайся. А теперь, я попрошу показать: какое дерево первое слева, второе справа, дерево с какой кроной находится посередине…
Дети с помощью указки показывают названное дерево.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились. А ещё днём нам хочется поиграть и повеселиться, да и настроение у нас хорошее. Олеся, приглашай всех в круг.
Ребенок: Солнце ласково смеётся
В круг зовёт своих друзей.
Мы друг другу улыбнёмся,
Станем мы ещё дружней.
Звучит песня «Солнечные зайчики №1», под которую дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Сразу стало веселее, солнце светит нам сильнее. А всё потому, что мы помогаем солнышку вернуть его лучики.
На стене опять появляется солнечный зайчик.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как радуется солнечный зайчик.
Прикрепить лучик к солнышку.
Воспитатель: День прошёл, садится солнце.
Сумрак медленно крадётся.
Зажигайте лампы, свечи,
Наступает тёмный…
Дети: Вечер!
Воспитатель: Что мы с вами делаем вечером?
Дети: играем, ходим в секции, смотрим телевизор, ужинаем, читаем, принимаем ванну, укладываемся спать…
На экране появляются картинки с режимными моментами «Вечер». (Слайд.)
Воспитатель: А что вы можешь про вечер сказать?
Ребенок: Вечер, солнышко садится,
Всех зовёт угомониться.
Хочет посмотреть в тиши:
«Спокойной ночи, малыши».
Воспитатель: Вечером побыть в тишине хотят не только люди, но и природа. Вечером вся природа замирает…
На экране появляется картинка-пейзаж «Вечерний закат». (Слайд.)
Воспитатель: Вечером в домах зажигается свет, вся семья собирается за большим столом ужинать, а также занимают удобные места у телевизора и …всем хорошо.
Обратить внимание детей на мольберт.
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас необычные дома: на что они похожи?
Дети: На геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат и прямоугольник).
Воспитатель: Обратите внимание на окна, что можете о них сказать: у овального дома какая форма окна?
Дети: Овальная.
Воспитатель: какая форма окна у квадратного дома?
Дети: Квадратная.
Воспитатель: Значит, форма окон соответствует форме окон, т.е. такая же. А теперь посмотрите внимательно и скажите, из какой фигуры дом самый высокий?
Ребенок с помощью указки показывает необходимую фигуру.
Дети: самый высокий дом из прямоугольной фигуры.
Воспитатель: Из какой фигуры дом самый низкий?
Дети: Из квадратной фигуры дом самый низкий.
Воспитатель: Из какой фигуры дом самый широкий?
Дети: Из круглой фигуры.
Воспитатель: Из какой фигуры дом самый узкий?
Дети: Из овальной фигуры.
Воспитатель: А теперь ещё внимательней посмотрите и скажите, к какому дому ведёт самая длинная дорожка?
Дети с помощью указки показывают необходимый ответ.
Воспитатель: А к какому дому ведёт самая короткая дорожка?
Дети показывает с помощью указки необходимый ответ.
Воспитатель: Друзья мои, мы с вами живём в большом городе, а в городе, как вы знаете, много домов. И нам с вами предстоит выполнить следующее задание. Давайте подойдём к столам.
Дети подходят за воспитателем к столам. На столе заготовки домов разной геометрической формы и отдельно окошки для домов разной геометрической формы, клеёнка и клей.
Воспитатель: Перед вами заготовки домов из разных геометрических фигур. Скажите, чего не хватает домам.
Дети: Окошек.
Воспитатель: Как вы думаете, квадратному дому - окошки какой формы будете приклеивать?
Дети: Квадратной формы.
Воспитатель: Значит, окошки необходимо выбрать, такой формы, как форма дома. Ребята, выберете понравившийся дом и приступайте к заданию.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Окошки в домах зажглись, теперь приступаем к строительству сказочного города.
Воспитатель показывает большой лист бумаги, прикреплённый на доске.
Воспитатель: Посмотрите, на этом листе мы и будем создавать сказочный город.
Дети наклеивают на лист каждый свой дом.
Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям. Какой необычный город у нас получился – весь из геометрических фигур.
На стене появляется солнечный зайчик.
Воспитатель: Солнечный зайчик опять появился, ласкает нас своим теплом и говорит спасибо за выполненное задание. А также напоминает нам о том, чтобы мы не забыли вернуть солнышку солнечный лучик.
Прикрепить солнечный луч к солнышку.
Воспитатель: Пока мы с вами строили город, на улице потемнело. Какая часть суток наступила?
Дети: Ночь!
Воспитатель: Что мы с вами делаем ночью?
Дети: Спим, набираемся сил.
На экране появляются картинки с режимными моментами «Ночь». (Слайд.)
Воспитатель: Давайте представим, что сейчас ночь.
Сложить ладошки под щёчку и закрыть глаза.
Включить музыку: А.Моцарт «Ночная музыка».
Ребенок (шёпотом): Ночью дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладки-сладки.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
Воспитатель: Ночью солнышко спит и природа отдыхает, на небе появляются луна и звёзды.
На экране появляется картинка-пейзаж «Ночной пейзаж». (Слайд.)
Воспитатель прикрепляет ещё один солнечный луч солнышку.
Выключить музыку.
Воспитатель: Ночь прошла и всё начинается сначала: утро, день, вечер, ночь…
На экране появляется картинки всех частей суток в круге. (Слайд.)
Воспитатель: Как называется этот промежуток времени?
Дети: Сутки!
Воспитатель меняет солнце - вместо обычного жёлтого круга появляется улыбающееся солнышко.
Воспитатель: Дети, обратите внимание, как солнышко нам улыбается, потому что лучики вернулись солнцу – это вы помогли! Давайте подставим ладошки солнцу, оно благодарит нас и дарит своё тепло. А весенний солнечный лучик приглашает нас всех на прогулку.
Включить песню «Солнечные зайчики» №2.
На экране появляется картинка «Улыбающееся солнышко». (Слайд.)
Воспитатель: Всем спасибо!
Читайте также |
---|
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в…
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок» Актуальность. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья...
Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…
Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...
Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»
Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...