Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с детьми с задержкой психического развития по теме:
«Что нам осень подарила?»
Цель: Воспитание чувства красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, музыкальных и ритма - речевых игр.
Образовательные задачи:
(ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
- Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями.
- Формировать представление об образной природе музыки.
- Развивать музыкальное восприятие (память, внимание, мышление).
Коррекционно-речевые задачи:
(ОО «Речевое развитие»)
- Обогащать словарь, продолжить работу над музыкальной определительной лексикой.
- Активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать музыкально-двигательные способности детей (развитие ритмичности, совершенствование координации движений, ориентировка в пространстве).
- Развитие силы голоса, темпа речи.
- Развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения, фантазии.
Воспитательные задачи:
(ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
- Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.
- Формирование базы для социализации детей.
- Активизация потенциальных творческих способностей.
- Осуществлять эстетическое и нравственное развитие.
Оборудование: детские музыкальные инструменты; тематические картинки («Осень», «Грибы»); гофрированная бумага.
Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, сколько гостей у нас сегодня,
Давайте мы поздороваемся и пожелаем нашим гостям здоровья.
Дети: Будьте здоровы!
Музыкальный руководитель: Ребята, подарим тепло своих рук друг другу.
Игра: « Здравствуйте!»
Дети протягивают правые руки в центр круга, их руки соприкасаются. Говорят слова:
Здравствуй, здравствуй, не зевай,
Себе дружочка, выбирай!
Музыкальный руководитель: Вот мы все и подружились. Ребята, вспомните, какое у нас сейчас время года (осень). Давайте с вами отправимся в осенний лес на прогулку (дети с ДЦП садятся на стульчики и сопровождают упражнение игрой на бубнах: ходьба – четвертные звуки, бег, прыжки – восьмые звуки).
Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять, будем весело шагать (ходьба обычная).
Мы шагаем по дороге, поднимаем выше ноги (ходьба, высоко поднимая колени руки на поясе).
Руки в стороны расставим, дружно на носочки встанем (ходьба на носках, руки в сторону).
Чок-чок-чок, наступлю на каблучок (ходьба на пятках, руки за голову, локти отвести назад).
На носочки встали, по лесу побежали (лёгкий бег на носках, руки согнуты в локтях).
Скачут зайцы, прыг да скок на лесной опушке, а у зайчиков торчат ушки на макушке (прыжки с продвижением вперёд, руки на поясе).
Музыкальный руководитель: Как хорошо в осеннем лесу. Давайте подышим осенним воздухом.
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем (под медленную музыку)
Руки к солнцу поднимаем,
Выдохнули, опустили,
И ещё раз повторили.
Дети садятся на стульчики
Упражнение для развития речевого дыхания
Музыкальный руководитель: Тихо в лесу, но вот налетел легкий ветерок (легонько подули), затем он стал сильнее (сильнее подули) и еще сильнее. Подул-подул и тучи с собой пригнал.
Упражнение для развития силы голоса
Музыкальный руководитель: Пошел дождик. Сначала слабый (говорим тихо) кап-кап-кап, затем сильнее (говорим громче), и еще сильнее. А потом закончился.
Раздается стук: Тук-тук-тук!
(воспитатель на руку надевает кукольного Лесовика).
Музыкальный руководитель: Здравствуй, дедушка! Кто же ты такой?
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я старик - Лесовик. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть. Вы любите загадки отгадывать? (Да.) Тогда слушайте.
Упражнение для развития чувства ритма
Воспитатель (Лесовик):
Мы в лесочек пошли.
Под березой что нашли?
Какой гриб? Подберезовик, (ритмичные хлопки)
Дальше в лес пошли.
Под осиной что нашли?
Какой гриб? Подосиновик.
Дальше в лес пошли.
На пенечке что нашли?
Какой гриб? Опенок.
Еще дальше в лес пошли,
И под дубом что нашли?
Какой гриб? Белый гриб.
Маме дома рассказали
Где грибы в лесу искали.
(Все грибы, перечисленные в стихотворении, воспитатель показывает на тематических картинках.)
Музыкальный руководитель: Скажите, как в лесу мы зовем друг друга? (А-у, а-у!.) Давайте споем попевку «Эхо».
Попевка «Эхо» Е. Тиличеевой
Воспитатель (Лесовик):
Вы в волшебный лес попали,
Вы тут раньше не бывали,
Полон звуков этот лес,
Очень много здесь чудес.
В записи звучит «Октябрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Музыкальный руководитель: Ребята, слышите звуки чудесной мелодии? Давайте, насладимся красотой осеннего леса.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой,
Вступает в пестрый терем свой...
(И. Бунин.)
Музыкальный руководитель: Вы узнали эту музыку? Как называется музыкальное произведение?
Дети: «Осенняя песня».
Музыкальный руководитель: Правильно. Кто помнит имя композитора, написавшего это произведение?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: Что вы представили себе, когда слушали это произведение?
Музыкальный руководитель: Как звучала музыка?
Дети: Музыка грустная, печальная, плачущая, потом
она стала немного веселее, солнечнее радостнее.
Музыкальный руководитель: Правильно. Молодцы! Да, в музыке можно услышать и порывы ветра, и как падают листья. Мелодия звучит
неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Потом
она стала немного веселее, солнечнее радостнее. Значит, в музыке композитор изобразил две осени. Одна - печальная, с холодом и дождями; другая осень – теплая и солнечная. Как ее еще называют?
Дети: «Золотая осень».
Музыкальный руководитель: Почему?
Дети: Листочки на деревьях желтые, они блестят на солнце.
Музыкальный руководитель: Мы шагаем по дорожке,
Что же слышится вокруг?
Это шелестят листочки.
Издают такой вот звук…
Ритмическая игра «Мы шагаем по дорожке»
Задан ритм «две восьмые + четверть». Дети исполняют ритмический рисунок с помощью шуршания гофрированной бумаги («листики»).
Воспитатель (Лесовик): Ребята, а листья в нашем лесу все одинаковые? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: Да, они разные и по форме и окраске. Давайте соберём из осенних листьев красивый букет.
Пальчиковая игра «Осенний букет» М. Картушиной
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать кулачки.)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Вытянуть вперёд ладошки.)
Музыкальный руководитель: А теперь споем для Лесовика песню про осень.
Песня «Что у осени в корзине?» Е. Тиличеевой.
Музыкальный руководитель: Что же осень принесла нам в своей корзине? (овощи и фрукты). А как одним словом сказать? (Урожай). Верно!
Воспитатель (Лесовик): Сейчас я загадаю вам еще загадку, попробуйте отгадать.
Кругла да гладка,
Откусишь - сладка.
Засела крепко
На грядке ... (Репка.)
Музыкальный руководитель: Правильно, репка. Лесовик, мы с ребятами знаем игру «Репка». Поиграй и ты с нами, вставайте все в круг (дети с ДЦП садятся на стульчики; танец – играют на музыкальных инструментах).
Игра "Репка"
Репа-репонька,
Вот какая крепонька. Ты на месте покружись, А потом остановись. Раз-два-три, не зевай! Кого хочешь, выбирай! |
Дети и «репка» идут противоходом по кругу.
«Репка» кружится.
Дети хлопают в ладоши. «Репка» выбирает партнера и танцует с ним. |
Итог занятия
Музыкальный руководитель: Пора, ребята, нам возвращаться. Давайте вспомним, что мы видели в лесу? А кого мы в лесу встретили? А что осень принесла нам в своей корзинке?
Лесовик: Ребята, у меня для вас есть осенний подарок. Как вы думаете, что это? (Корзина накрыта салфеткой, дети под салфеткой трогают и определяют, что это яблоки.)
Музыкальный руководитель: Скажем нашим гостям до свидания и пойдем в группу угощаться дарами осени.
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие «На Ферме»
Дидактическое пособие «На Ферме» (Разнофактурный коврик) Игра рекомендована для дошкольников от 2 до 6 лет. По образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...
Утренник без стресса
Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...
Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду
Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...