«Кремль – это город крепость»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»

 

Программное содержание.

  1. Познакомить детей с новым строительным материалом в детском конструировании – кирпичом (мини-версия натурального красного кирпича).
  2. Учить детей создавать постройку из отдельных деталей (кирпичей) с помощью скрепляющего материала.
  3. Продолжать развивать умение детей «читать» рисунок, выделяя детали постройки и строить здание по ним.
  4. Формировать у детей умение сообща находить конструктивные решения, закреплять навыки планирования предстоящей работы, учить договариваться, кто что будет выполнять.
  5. Продолжать знакомить детей с профессией архитектора.
  6. Формировать представление о географическом положении города Чебоксары и развивать интерес к истории родного города.
  7. Воспитывать любовь к национальной культуре и желание слушать и понимать чувашскую речь.

Предварительная работа.

  1. Беседа о русских крепостях.
  2. Рассматривание альбомов, открыток, иллюстраций, просмотр видеофильмов с изображением архитектурных памятников города.
  3. Рассматривание иллюстраций со зданиями, построенными в разные исторические периоды.
  4. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий.
  5. Чтение книг, сказок, где дано описание зданий, домов, теремов.
  6. Просмотр мультфильмов.
  7. Рассматривание в энциклопедиях раздела «Архитектура».
  8. Художественный труд (из бумаги) на тему «Строим замок».
  9. Конструирование из крупного строительного материала.

Демонстрационный материал. Кукла Илемпи, аудиозапись с голосом Илемпи, колокольный звон, ноутбук, проектор, иллюстрация «Чебоксарский кремль», вид города Чебоксары с Волги (панорама, 1765), CD-плеер, схема последовательности построения стены, мольберт.

Раздаточный материал. Строительный материал «Брикник» - мини-версия натурального красного кирпича, скрепляющий материал, мастерки, подставка под постройку, ванночки для размешивания смеси, фартуки, конструктор пластмассовый (цилиндр, конус), маленькие человечки для обыгрывания постройки, рисунок стены крепости.

Методические приемы.

  1.   1. Игровая ситуация – приход куклы Илемпи.

2. Рассказ об истории возникновения города Чебоксары.

3. Беседа о профессии архитектора.

II.   1. Игровая мотивация – чтение древнего свитка: разбор рисунка стены крепости.

2. Выбор материала для постройки на основе знаний детей.

3. Игровое упражнение «Что сначала, что потом».

4. Показ воспитателя.

5. Создание проблемной ситуации.

6. Самостоятельная работа детей.

7. Индивидуальная помощь воспитателя.

III.  1. Оценка работы детей.

2. Переход к сюжетно-ролевой игре.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности с детьми

Стук в дверь. Появляется кукла Илемпи.

Воспитатель – Ребята, к нам пришла Илемпи. Здравствуй, Илемпи.

Звучит аудиозапись голоса Илемпи.

Илемпи – Ырă кун пултăр, Г.Г.! Ырă кун пултăр, ачасем!

Дети - Ырă кун пултăр, Илемпи!

Илемпи (звучит аудиозапись голоса) – Ачасем, эпĕ сирĕн пата хăнана килтĕм. Сирĕн мĕнле сывлăхăрсем? Пурте лайăх-и? Унччен килсен, эпир сирĕнпе чăваш эрешне ýкертĕмĕр. Вăл эреш кил-çурта пĕлтерет. Ĕлĕкрен çынсем çурчĕсене çумма çуммăн лартнă тăшмансенчен сыхланас тесе. Çапла вара пĕрремĕш ялсем пулса кайнă. Сире тата мĕн çинчен те пулин каласа парас-и? Ыйтăр.

Воспитатель – Ребята, я переведу слова Илемпи. «Я пришла к вам в гости. Как ваше здоровье? Все ли у вас хорошо? В прошлый мой приход мы с вами рисовали чувашский узор. Он означает «дом». С давних времен люди строили свои дома рядом, чтобы было легче защититься от врагов. Вот так и появились деревни. Хотите, чтобы я вам рассказала еще о чем-нибудь? Спрашивайте».

Воспитатель – Ребята, а давайте спросим о нашем городе. Илемпи, расскажи, пожалуйста, нам о том, что было давным-давно на месте нашего города.

Илемпи (звучит аудиозапись голоса) – Хорошо, я сейчас вам расскажу. Не только расскажу, а даже покажу.

Дети садятся на стульчики. На доске при помощи проектора появляется Чебоксарский кремль, вид города с Волги (панорама, 1765). Включается колокольный звон.

Илемпи (звучит аудиозапись голоса) – В те давние времена Царь Иван Грозный на месте нашего города решил построить крепость. Воины уже находились на этом месте, а крепости не было. Он приказал срубить деревянную крепость и поставить собор. Он велел сначала определить место для храма и строить стены вокруг него. Смотрите, если стоять лицом к Волге, будет холм, на котором стоит город. Храм огорожен высокими стенами и башнями Кремля, высотой 5-6 метров. Башен там было якобы всего 5. Стены этого храма (храм сохранился до наших времен) – самое старое, что видит глаз сейчас в Чебоксарах. А сам Кремль со всех сторон окружен рекой и оврагами. Ребята, вы ведь знаете, что крепости специально строили на возвышенностях, рядом с реками и оврагами, еще и рвы рыли. Наш город как раз на таком удачном месте и стоит. Ребята, вот только стены и башни Кремля до нынешних времен не сохранились. Они погибли во время пожара. Кремль сгорел. Очень, конечно, печально.

Воспитатель – Тавтапуç, Илемпи. Ребята, вот царь Иван Грозный сказал, надо построить крепость. Кто же это сделает? А вы, ребята, знаете?

Дети – Архитектор.

Воспитатель – А как он это будет делать?

Дети - Он придумает и создаст рисунок, чертеж.

Воспитатель – Архитектор задумывает и создает рисунок, чертеж. Он выбирает материал, подбирает инструменты, которые потребуются для постройки, приглашает тех рабочих, которые умеют работать с этим материалом. Ведь архитектор не может выполнить то, что задумал, один. Но он наблюдает за работой других, чтобы все получилось правильно и красиво. И тогда люди будут любоваться зданием, и говорить, например: «Это построил архитектор России». Почему же мы называем имя архитектора, хотя в строительстве принимали участие люди разных профессий?

Дети – Потому, что задумал это здание архитектор.

Илемпи (звучит аудиозапись голоса) – Ребята, до наших времен сохранился неразгаданный свиток древнего архитектора. Вы поможете мне его разгадать?

Дети – Да.

Дети переходят к мольберту. Вывешивается свиток на доску. Разбор рисунка – одной из стен крепости.

Воспитатель – Ребята, как вы думаете, что это за задумка архитектора? На что этот рисунок похож?

Дети – На стену.

Воспитатель – А на какую стену?

Дети – На стену крепости.

Воспитатель – Посмотрите внимательно, из какого материала собирался строить архитектор?

Дети – Из кирпича.

Воспитатель – Как вы думаете, почему он решил строить из кирпичей?

Дети – Кирпич прочный, не горит.

Воспитатель – Правильно. Потому, что он прочный, не горит, легкий по сравнению с камнем и в достаточном количестве, потому что люди научились их делать.

Воспитатель – Теперь вы стали настоящими архитекторами. Не хотите ли вы почувствовать себя еще и строителями?

Дети – Да!

Воспитатель – Тогда давайте перевоплощаться: наденьте фартуки. Теперь найдите себе пару …

Дети переодеваются, находят пары.

Воспитатель -  Мы с вами разгадали загадку древнего архитектора, а теперь поможем ему осуществить его задумку – начнем строительство. Ребята, у меня для вас сюрприз. Я уже приготовила вам строительный материал. Как вы думаете, что я вам приготовила?

Дети – Кирпичи.

Воспитатель – Правильно. Архитектор задумал сделать свою постройку из кирпичей. Вот и мы сегодня будем строить из кирпичей. Подойдите к столам. Что вы там видите? Кирпичики. Они похожи на настоящие, но очень маленькие. Вот из них мы и будем строить.

Илемпи (звучит аудиозапись голоса) – Ребята, я вспомнила, у меня же выпали листочки, когда я вам доставала свиток. А на них чертежи, как строить стены крепости. Я думаю, они вам пригодятся.

Воспитатель – Тавтапуç, Илемпи. Я эти рисунки закреплю на доске, чтобы всем было видно.

Воспитатель вывешивает на доске рисунки последовательности построения стены.

Воспитатель – Ребята, вы ничего не замечаете? Что это за рисунки?

Дети – ответы детей.

Воспитатель – Эти рисунки нам рассказывают, как надо строить. С чего начать? А что потом? Ребята, кто из вас поможет мне расположить рисунки друг за другом по очереди.

Дети выполняют это задание, игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель – Спасибо. Молодцы. А теперь, посмотрите внимательно, как расположены кирпичики. В шахматном порядке. Кто мне поможет начать строительство? Надо положить пять кирпичиков рядом друг с другом.

Ребенок выполняет это действие у доски.

Воспитатель – Кто выложит второй ряд? Кирпичики должны располагаться в шахматном порядке.

Другой ребенок выполняет это действие у доски.

Воспитатель – Спасибо. Все получилось хорошо. Но мне кажется, что нам чего-то не хватает. Чего?

Воспитатель нечаянно задевает постройку и она разваливается.

Воспитатель – А мы хотели защитить город… Башенка-то наша разваливается, от одного прикосновения. Как же нам быть? Что делать?

Дети (разные варианты ответов) – Нам нужен скрепляющий материал.

Воспитатель – Скажите, каким он должен быть: сухим, жидким, вязким?

Дети ответы детей.

Воспитатель – Правильно, вязким. Я вам скрепляющий материал уже приготовила. А теперь приступим к работе.

Работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, направляет.

Оценка работы.

Воспитатель – Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо, ребята. Хорошие из вас получились строители. Илемпи хочет посмотреть на ваши работы и удостовериться, что все были внимательны и построили качественные стены крепости.

Анализируя постройки детей, Илемпи оценивает умение работать в соответствии с рисунком, подчеркивает, что дети строили дружно, не ссорились, все решали вместе.

Воспитатель – А теперь давайте соединим наши стены вместе. Ребята, посмотрите, стены есть, а башен нет. Давайте быстро построим башни. Нам в этом поможет наш добрый друг конструктор.

Воспитатель беседует с детьми о крепости, который у них получился, спрашивает, кто здесь будет жить, т.е. намечает примерный ход развития игры. Советует, как лучше дополнить игровую обстановку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...

Читайте также

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет) Паспорт проекта Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К МБДОУ «Детский сад «Сказка»...