Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи детей 6-7 лет с ОНР
Тема: «Богатство природы Южного Урала»

 

Программное содержание:

  1. Продолжать расширять непосредственные впечатления и представления об окружающем мире.
  2. Закреплять умение составлять собственные картины, отражающие окружающую действительность, из предметных картинок и передавать содержание в определённой последовательности.
  3. Расширять умение логически мыслить и выражать свои мысли в связном речевом высказывании грамматически правильно построенными предложениями.
  4. Закреплять интонационную выразительность речи детей.

Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

  1. Макеты солнца, дождя, ветра.
  2. Маленькие предметные картинки, изображающие небо, солнце, птиц, деревья, животных, рыб, насекомых и т.д.
  3. Большие листы белой бумаги.

Предварительная работа:

  1. Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»), заучивание закличек.

Методы и приёмы:

Беседа с детьми, рассказ воспитателя, пояснение, показ иллюстраций, чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий.

 

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Воспитатель и дети дают характеристику состояния погоды.

Воспитатель: Небо затянуто утром тучами. Какое утро?

Дети: Утро хмурое.

Воспитатель: Ветер клонит ветки деревьев. Какой ветер?

Дети: Ветер сильный, злой.

Воспитатель: Солнце пригревает ласково и нежно. Какое солнце?

Дети: Ласковое солнце.

Воспитатель: Весь день идёт дождик медленными струйками. Какой дождик?

Дети: Мелкий, грустный дождик.

II. Основная часть.

1.  Беседа по вопросам.

Воспитатель: Как называется наш край?

Дети: Наш край называется Урал.

Воспитатель: Чем богата природа Урала?

Дети: На Урале много рек, гор, озёр, лесов, животных и птиц.

Воспитатель: Жители Урала любят свою природу и считают, что её надо беречь, потому что она имеет те же чувства, что и человек:

- природа может сердиться – тогда сверкает молния;

- природа может плакать – тогда идёт дождь;

- природа может улыбаться – тогда греют солнечные лучики.

2. Воспитатель предлагает каждому ребёнку создать картину природы Урала путём моделирования.

Осеннее небо: хмурое, дождливое, ясное, голубое, с облаками (воспитатель предлагает положить вверху белого листа бумаги выбранное изображение неба, солнца и рассказать об этом точными словесными характеристиками).

Птиц, живущих на Арале (воспитатель и дети выбирают перелётных птиц и зимующих птиц, кладут их на макет ниже картинок неба и солнца, составляют рассказ по цепочке).

Воспитатель: Какие птицы улетают в тёплые края? Почему они улетают?

Дети: На юг улетают ласточки, соловьи, утки, лебеди, цапли, аисты, грачи, скворцы.

Воспитатель: Какое у них настроение, как мы это чувствуем?

Дети: Птицы грустные, потому что прощаются с нами на долгое время.

Воспитатель: Какие птицы остаются зимовать и почему?

Дети: С нами остаются зимовать воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби.

Деревья, которые растут на Урале. Воспитатель просит детей подобрать и положить на макет:

- деревья в разноцветном осеннем наряде;

- летящие по ветру листья с деревьев;

- голые деревья, осыпавшиеся листья лежат на земле.

Дети рассказывают по выбранной картинке о состоянии деревьев, соблюдая последовательность событий: начало, середина и конец осени.

3.  Рассказ воспитателя о земле Урала.

Воспитатель: Особенно почитали (чтили) люди землю, называли её матушкой. Землю нельзя бить палкой, бросать в неё мусор. Осенью землю благодарили за урожай.

Воспитатель: Дополните свой макет овощами, фруктами и злаковыми культурами, которые растут на Урале.

Дети рассказывают друг другу (работа парами приёмом параллельного сравнения), какой урожай уродила земля: Выросло много фруктов и овощей. Собрали богатый урожай пшеницы.

4.  Воспитатель и дети вспоминают домашних и диких животных, живущих на Урале, для чего люди «приручили» к себе животных. Дети выбирают картинки домашних и диких животных.

5. Решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Урал называют голубым. Почему?

Дети: Урал называют голубым, потому что здесь много озёр, рек, ручьёв.

Дети вспоминают названия известных озёр, какую пользу они приносят людям (можно ловить рыбу, загорать, купаться и т.д.); кладут на нижний край листа контурные изображения озера, разные виды рыбы.

  1. Воспитатель обращает внимание на модель природы Урала из предметных картинок в виде дерева:

 

треугольник

 

- вершина – это солнце, небо, птицы

- ствол (середина) – это люди, животные, леса

- корни – это земля, вода.

Дети рисуют контур дерева.

Ш. Итог НОД

Воспитатель: Как люди выражали уважительное отношение к природе?

Дети: Уважительное отношение к природе люди выражали в закличках и приговорах.

Воспитатель предлагает детям прочесть выученные заранее заклички (обращение к солнцу, дождю, ветру).

IV. Оценка деятельности детей

Воспитатель: Сегодня постарались все  дети. Все были внимательными, активными. Молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию. Тема:…

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию Тема: «Поездка в театр» Цели: Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащение игровых действий...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...

Читайте также

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...