Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Тема: Устное народное творчество башкирского народа

 

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, социализация.

Цель: познакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа.

Задачи:

1. Расширить знание детей об устном народном творчестве башкирского народа.

2. Введение, отработка произношения и активизации в речи новых слов.

3. Упражнения по интонированию предложений с использованием жестов, мимики.

4. Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения.

5. Воспитание интереса к устному народному творчеству башкирского народа.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Восп. Ребята сегодня к нам в гости придет Канифа аби (бабушка). У нее есть интересная книга, с которой она хочет познакомить вас.

Канифа аби. Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Пришла я к вам не пустыми руками, а принесла вот эту книгу. Книга эта волшебная, открывая каждую ее страницу, вы сможете узнать много интересного и полезного для вас. У народов башкир есть много загадок, скороговорки, потешки, пословицы, колыбельные песни. Вы знаете что такое загадки, потешки, поговорки, скороговорки.

Дети. Это народный фольклор.

Канифа аби. Правильно, это народный фольклор, устное народное творчество. Я много в жизни повидала, слышала, поэтому все то, что я слышала от народа, я записывала и хочу вам сегодня эту книгу подарить. Хотите узнать, что в этой книге?

Дети. Да.

Канифа аби.  Тогда сядьте поудобнее, открываем первый лист нашей книги.

Первая страница книги. Загадки.

Канифа аби. Что такое загадка, вы знаете?

Дети. Да, загадку надо отгадать

Восп. Давайте прочитаем и попробуем отгадать загадки

Загадки

Башы – тараҡ, Ҡойроғо – ураҡ. Голова – гребенка, Хвост – серп. (петух).

Биш егеткә бер ҡолаҡсын. На пять парней одна шапка. (варежка).

Биш бүлмәгә бер ишек. В пять комнат - одна дверь (перчатка).

Ай күрҙе, ҡояш алды.

Луна увидела, солнце забрало (роса).

Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день, и ночь

Стучим, стучим (часы).

Канифа аби. Молодцы, ребята. Загадки вы отгадали. Давайте посмотрим следующую страницу книги.

Вторая страница книги. Пословицы.

Канифа аби.   Кто занет, что такое пословица?

Дети. Пословица – это поучение

Восп. Давайте прочитаем эти пословицы.

Пословицы.

1. Айырылған айыуға, бүленгән бүрегә юлығыр.

Отделившаяся овца – волку корысть.

2. Айыуҙан ҡасҡан бүрегә. (Һыуҙан сыҡҡан, утҡа төшкән.)

От волка бежал, да на медведя напал.

3. Айыуҙан ҡурҡҡан урманға бармаған. (Сиңерткәнән ҡурҡҡан иген икмәгән.)

Волков бояться, в лес не ходить.

4. Айыуҙы ла бейергә өйрәтәләр.

И медведя плясать учат.

5. Айыу сәмләнһә, ҡоралайҙы баҫтырыр.

Задор силы не спрашивает.

6.Егет кешегә 70 hәнәр ҙә әҙ.

Мужчине мало и 70 дел.

Воспитательница объясняет смысл пословиц

Третья страница книги. Колыбельные песни.

Канифа аби. Колыбельные песни –это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка

Я любила петь своим детям перед сном такую песенку, послушайте:

Колыбельная песня

Эбейзэр хэм бабайзар

Тэмле итеп йоклайзар,

Йоклай бесэй, йоклай эт -

Йокламай бары егет, йокламай ы-ы-ы...

Якты омот сакырзы

Кыйыу Камыр-батырзы

Хыйалдагы йондозга

Айзагы Зохрэ кызга.

Хин дэ ускэс зур булып

Акбузатка атланып

Елерхен йондоззарга

Айзагы Зохрэ кызга, елерхен ы-ы-ы...

Эле йокла тизерэк

Батырга ла ял кэрэк

Тыныс йоко телэйем,

Минен йэн кисэккэйем,

Элли-бэлли бэпэйем.

Канифа аби. Давайте вместе попробуем спеть эту песню, у нас и музыка есть. Я вижу вы эту песню уже знаете.

Поем песню, укачивая куклу

Четвертая страница Считалки.

Канифа аби. Вы знаете дети считалки? Когда они нам нужны?

Дети. С помощь. Считалки мы выбираем ведущего в игре. Мы знаем много считалок.

Дети наизусть рассказывают считалки.

Восп. А теперь давайте почитаем считалки в книге

Считалки

Тары таптым, тауыкка бирдем,

Ул мина йомортка бирде.

Уны халдым казанга,

Лагыр –логор кайнарга.

Узем киттем базарга

Алтын йозок хайларга.

Ак сук, кара сук,

Бында торма, йукер сык!

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,

Ундан – уймак,

Табала – коймак,

Мейестэ – бэлеш,

Сык та йэбеш.

Бер бабай юлга сыккан,

Тэгэрмэсе  ватылган.

Тэгэрмэсен йунэткэнсе,

Нисэ сэгэт ултырган?

Тэгэрмэсен йунэтерэ

Нисэ сой кэрэк булган?

Канифа аби.  Молодцы, ребята. Вон сколько считалок вы знаете.

Пятая страница книги. Народные подвижные игры.

Канифа аби. Вы любите играть? А какие вы игры играете?

Дети перечисляют название игр

А мы в детстве играли вот такие игры:

Подвижные игры:

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение.  Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь на место себя. Правила игры: движения которые уже показали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно в игре использовать различные предметы (мячи, косички, ленты).

Тирмэ. (Юрта.)

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята, соберемся мы в кружок.

Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.

Затем образуют общий круг, идут по кругу. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

Правила: бежать к своему стулу только по окончании музыки. Выигрывает группа, первой построившей юрту.

Хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной, и разбегаются в разные стороны. Добежавший, первым встает за медным пнем. Правила: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Курай.      

В центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону.    Дети, взявшись за руки, идут по кругу, бегут, выполняют притопы на слова:

Услыхали наш курай

И собрались все сюда.

Наигравшись с кураистом,

Разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай

На зеленом, на лугу

Мы попляшем под курай,

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай.

Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.Правила: разбегаться только после окончания слов.

Йэшерэм яулык (Спрячь платочек.)

Дети сидят по кругу, закрыв глаза. Позади круга ходит водящий с платочком в руках. Подходит сзади к каждому играющему и произносит слова:

Прячу, прячу я платочек

Под зеленой сосной.

Незаметно положу

Я кому-то за спиной.

Йэшерэм яулык, йэшерэм яулык

Йэшель кайын астына.

Хиззермэйся ташлап киттем

Бер иптэшем артына.

Затем кладет незаметно платочек за спиной у одного из детей. С окончанием текста все дети поворачиваются и ищут платочек у себя за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает и догоняет водящего. Если догонит, то садится на свое место, если нет, то водящий занимает место играющего, а ребенок становится водящим. Правила: бегать через круг нельзя, оборачиваться только после окончания текста.

Восп. Давайте поиграем в игру «Курай»

Дети с воспитателем играют в игру «Курай»

Шестая страница книги. Скороговорки

Канифа аби. Я вижу вы очень ловкие и быстрые, а быстро говорить вы умеете?

Для этого у нас есть скороговорки, их надо быстро и правильно говорить.  

Скороговорки

Сейәлектән сыҡҡан саҡта,

Сей сейә сәйнәй-сәйнәй,

Сикәләрем сатнар сиктә.

Һарыҡ һап-һоп баҫып,

һыйырға һыйланырға килгән,

һыйыр, һәлпелдәй-һәлпелдәй,

һармаҡ һарыҡты һап-һары һалам менән һыйлаған.

Һалҡын ағай, кит-кит,

Ҡояш апай, сыҡ-сыҡ!

Һөтлө һыйыр яланда, яланда.

Майлы бутҡа ҡаҙанда, ҡаҙанда.

Тәтәй ҡалаҡ баҙарҙа, баҙарҙа.

Ҡояш апай, сыҡ-сыҡ! (Халыҡ ижадынан.)

Беҙҙең үгеҙебеҙ үҙебеҙҙеке, мөгөҙө үгеҙҙеке, һеҙҙең үгеҙегеҙ үҙегеҙҙекеме, мөгөҙө үгеҙҙекеме?

Нисә ҡарға һәм нисә тал!

Осоп килгән, ти, бер нисә ҡарға һәм ҡунған, ти, улар талға.

Берәмләп ултырһалар,

Талһыҙҡала, ти, бер ҡарға.

Икешәрләп ултырһалар,

Ҡарғаһыҙҡала, ти, бер тал.

Әйтегеҙ әле, нисә ҡарға һәм нисә тал булған?

Биш бесәй.

Мейес башында биш бесәй,

Биш бесәйҙең биш башына

Төшмәһен мейес ташы.

Дети с воспитателем повторяют одну скороговорку по желанию

Седьмая страница Сказки.

Канифа аби. Мы в детстве тоже очень любили сказки, как и вы? Давайте сейчас узнаем, а знаете ли сказочных героев?

В книге даны иллюстрации из сказки. Вы должны отгадать из каких сказок эти иллюстрации.

Восьмая страница. Потешки.

 Канифа аби. Кто у нас самый умный, кто знает что такое потешки.

Восп. Потешки – это песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка

В книге даны несколько потешек, давайте их прочитаем

Потешки

Точка, (показываем на правый глазик) 

Точка, (показываем на левый глазик) 

Два крючочка, (проводим по бровкам) 

Носик, (показываем на носик) 

Ротик, (показываем на ротик) 

Оборотик, (обводим личико) 

Палки, (проводим по ручкам) 

Палки, (проводим по ножкам) 

Огуречик, (показываем туловище) 

Вот и вышел человечек (щекочем ребёнка).

Ладушки, ладушки

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Убежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Восп. А одну по желанию давайте выучим наизусть.

Дети повторяют хором за воспитателем, а на следующих занятиях закрепляют.

Канифа аби. Вот мы и просмотрели книгу. Вам понравилась моя книга.

Дети. Да.

Канифа аби. Тогда я вам подарю эту книгу, а вы не забудьте, читайте, учите наизусть. До свидания.

Восп. До свидания Канифа аби. Приходите следующий раз.    



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...

Читайте также

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе. Тема «Путешествие на поезде»

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе Тема «Путешествие на поезде» Цели: 1. Обеспечить применение на практике речевых навыков общения детей. 2. Обеспечить развитие...

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической…

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической среде дошкольного образования (На примере ДОУ №52 «Искорка» г.Тирасполь) Одной из...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»