Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
«Правила и безопасность дорожного движения»

 

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице.

Задачи:

Образовательные задачи:

- совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности;

- систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;

- закрепить знания о работе ГИБДД.

Коррекционно - развивающие задачи:

- развивать речевую и двигательную активность детей, умения отвечать на вопросы полными предложениями, использовать объяснительную речь;

- развивать логическое мышление, внимательность при выполнении заданий, зрительную память, осторожность и осмотрительность на дорогах.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать на занятии, желание знать и выполнять ПДД и соблюдать их в повседневной жизни.

Материалы: дорожные знаки («Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Проезд запрещен»); альбом с творческими работами детей «Мой путь в детский сад»; плакат-фотовыставка «Мы и наши дети на улицах города»; фуражка и жезл регулировщика; красные, желтые и зеленые круги на каждого ребенка; магнитная доска; фотоиллюстрации с изображением городских улиц.

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю совершить вам небольшое путешествие в далекое-далекое прошлое, в те времена, когда даже города нашего не было. Вы знаете, что было на месте Сергиева Посада в древности? Правильно, в основном, леса. Среди них люди строили деревни, засевали поля. Машин тогда совсем не было, люди ходили пешком или ездили на лошадях – верхом или в повозке. Как вы думаете, нужны тогда были правила дорожного движения? (ответы детей).

Воспитатель: А когда повозок, телег и карет стало больше и стало им тесно на дорогах, тогда люди и задумались: как же сделать так, чтобы все ехали и шли, друг другу не мешали, чтобы пешеходы не попадали под копыта или колеса, чтобы кареты не сталкивались с телегами? Вот тогда и стали придумывать правила движения по дорогам. Появились первые дорожные знаки ровно 100 лет назад. По-другому можно сказать 1 век назад. Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, по которым можно легко понять смысл знака. Есть знаки предупреждающие. Как они выглядят? (Треугольники с красным ободком.) Как называются круглые знаки с красным ободком? (Запрещающие.) А еще есть знаки любой формы голубого цвета. Они называются   разрешающими.

Первые знаки были вовсе не запрещающими, а предупреждающими. Предупреждали они о перекрестках, мостах, поворотах и крутых спусках. Впоследствии появилась необходимость и в запрещающих знаках. Именно тогда родилась идея отличать знаки один от другого по внешнему виду, и предупреждающие знаки поместили в красный треугольник.

Выберите из всех знаков предупреждающие и скажите, что они обозначают. (Знаки «Дети», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка».) Ответы детей.

Как называются круглые знаки в красной обводке? (Запрещающими.)

Выберите запрещающие знаки и расскажите, что они обозначают. (Знаки «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».)

Стихотворение С.Михалкова «Шагая осторожно»

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

 

Шагая осторожно,

За улицей следи —

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там ее переходи!

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить, зевая!

Нельзя считать ворон!

 

Шагая осторожно,

За улицей следи —

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там ее переходи!

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти два знака. Знаки разные, а оба называются одинаково «Пешеходный переход». Что означает каждый из них, а также для кого и где они устанавливаются? Знак «Пешеходный переход» располагается за 50-100 метров перед пешеходной дорожкой. Он сообщает водителю: «Приготовьтесь снизить скорость, скоро появится пешеходный переход, по которому дорогу будут переходить люди». Пешеходам нельзя ориентироваться по этому знаку и переходить рядом с ним дорогу. Все пешеходные знаки имеют голубой фон. Переходить улицы пешеходы должны только там, где есть эти знаки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он на улице висит.

Он на улицу глядит.

Как моргнет зеленым глазом -

Так идут все люди сразу.

А откроет красный глаз-

Переход закрыт для нас! (Светофор.)

Воспитатель: Все водители и пешеходы должны строго выполнять правила и подчиняться их сигналам.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

Воспитатель: Сейчас нам ребята расскажут о том, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу, а на какой нельзя (ответы детей).

Воспитатель: Иногда на сложных участках дороги движением управляет регулировщик.

Стихотворение Я. Пишумова «Постовой»

Посмотрите:

Постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали,

Вы выдали,

Все машины сразу встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ

Через улицу идет

И стоит на мостовой

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчинятся ему.

Воспитатель: Регулировщик управляет движением и указывает, кому стоять, а кому ехать или идти. Как называется палочка в руках у регулировщика? (Жезл.)

Игра «Регулировщик и светофор».

Воспитатель: Ребята, мы с вами – тоже участники дорожного движения. Как мы участвуем в дорожном движении? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем обобщает их.)

  • Мы можем идти по улице, переходить проезжую часть. Если мы по улице идем пешком, значит, мы - пешеходы.
  • Еще мы можем ехать в троллейбусе, автобусе, машине. Значит, мы – пассажиры городского транспорта.
  • А еще вы можете ехать на велосипеде, самокате. Значит, вы – водители детских транспортных средств.

Воспитатель: Ребята, вы вместе с мамами и папами нарисовали дорогу от вашего дома до детского сада. Кто хочет рассказать, как вы идете домой, и какие дорожные знаки встречаете на пути? (ответы детей).

Воспитатель: Сегодня, ребята, вы узнали много нового и интересного. Что вам запомнилось? (ответы детей).

Воспитатель: Правила дорожного движения важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. И вы как следует запомните их, а дома расскажите своим родным. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

 

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. 2013.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М: Мозаика – Синтез, 2010.
  4. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. - М: Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М: Мозаика – Синтез, 2006.
  6. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007 - 48 с.
  7. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. Всё для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.: ил. ISBN 5-09-001138-9
  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева и др. Безопасность ребенка в городе (для детей старшего дошкольного возраста). – М.: Изд. «Детство – пресс», 2001. – 19 с.: ил.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Читайте также

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней группе Тема: Музыка и настроение Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости посредством музыкального...