Конспекты занятий кружка по вязанию (из программы дополнительного образования «Воздушная петелька») для детей старшего дошкольного возраста

 

Тема: «Солнышко» - интегр. продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, вязание

 

Задачи:

1. Создать образ солнца из окружности и лучей, выполненных из цепочек воздушных петель.

Обратить внимание на линию, как основное выразительное средство.

2. Упражнять детей в вязании цепочек, из воздушных петель и приклеивании их по прямой линии.

3. дать представление о солнце, как источнике света, тепла и радости. Познакомить с обозначением образа солнца у разных народов.

3. Прививать интерес к художественному слову. Объяснить этимологию слова – заклички. Познакомить с закличками про солнце.

4. Вспомнить и повторить стихотворение К.И. Чуковского «Краденое солнце». Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, используя стихотворные строки.

5. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи, опираясь на содержание стихотворения и собственный опыт.

4. Воспитывать стремление оказывать помощь.

Материалы и оборудование: цветной картон для основы, шерстяные нитки желтого цвета, крючки, клей, кисточки, салфетки для промокания клея. (для воспитателя - линейка, простой карандаш. Рисунки разных образов солнца, книга со стихотворением К.И. Чуковского «Краденое солнце».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы  

Отгадывание загадки.

Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнышко)

Вы правильно отгадали. Это солнышко. Сегодня на занятии мы будем говорить о солнце.

2. Рассказ воспитателя

В фольклоре разных народов солнце называли ясным и красивым, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Как вы думаете, почему?

Солнце для древних людей являлось одним из главных богов – покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца. Творческая и плодородная сила солнца заключается в его ярких весенних и летних лучах.

В старину люди использовали заклички про солнце, когда, например, долго шли дожди и небыло тепла. Слово закличка образовано от слова клич, что означает возглас, призыв. Кликнуть, значит обратиться с призывом ко многим. Заклички - народные призывные песенки - кричалки про солнышко, дождик, радугу.

Вот послушайте.

Солнышко – ведрышко

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.  

Или

Радуга – дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка –

Колоколнышка!

Кто запомнил как в закличках называли солнышко? Называли его солнышко – ведрышко, солнышко - колоколнышко

Обозначали люди солнце по – разному (показ рисунков)

- просто кругом;

- кругом с расходящимися лучами;

-прямыми и косыми крестами;

- кругом с крестом внутри;

-несколькими концентрическими кругами с розеткой.

Знак, похожий на изображение колеса, служил в далекой древности символом солнца. Солнце «катится как колесо». Этот символ бывал, изображен на лодке или повозке. Что соответствовало известным мифическим представлениям о том, что солнце едет или плывет в ладье или катится на колеснице. В Египте или в Китае встречается кружок с точкой в центре. Этот знак тоже служит обозначением солнца.

Древние славяне изображали и «подземное» солнце и его фазы. Такой рисунок вырезали на прялках, так как пряхи работали по ночам при свете не ярко горящей лучины от которой было очень мало света.

Физ минутка:

3. Выборочное чтение отрывков из сказки Чуковского «Краденое солнце». Установление причинно – следственных связей.

Итак, рассматривая рисунки, мы обратили внимание, что почти во всех них солнце изображалось в форме…..(круга). Именно таким оно видится нам и на небе (показ фигуры – круг). Таким оно изображено и на иллюстрациях книжки к сказке К. И.Чуковского «Краденое солнце». Посмотрите на одну из них. Расскажите, что на ней изображено (воспитатель, обобщая ответы детей, зачитывает строчки стихотворения «не стерпел медведь, заревел медведь…стали зайки на лужайке кувыркаться и скакать)

Скажите, ребята, что бы было, если бы медведь солнышко не освободил? (ответы детей обобщить строчками из текста «наступила темнота», «кто на улицу попал – заблудился и пропал», «без солнышка в поле зернышка не видно», «Зайки сбились бедные с пути, им до дому не дойти»)

4. Постановка задачи и мотивация

Чтобы крокодил больше солнце в небе не глотал и зверей не обижал, чтобы в небе солнышко сияло и за тучку не убегало, надо солнышко на небе прикрепить и лучики его во все стороны направить. Будем зверям помогать солнышко на небе прикреплять?

Предлагаю сделать это известными нам способами. Кружочек нужного цвета приклеить на голубой фон неба и от него во все стороны провести лучики, связанные из цепочек воздушных петелек.

5. Планирование предстоящих трудовых операций

Выберем кружок подходящего к солнышку цвета. Приклеим его в правый верхний угол голубого картона. Прижмем его салфеткой и прогладим рукой. Затем изготовим лучики. Для этого свяжем лучики – веревочки из воздушных петелек. Их должно быть 8 (показ действий педагогом). Нитку после последней восьмой петли отрежем и затянем. Потом каждую цепочку приклеим   вокруг кружочка, и получится солнышко. Чтобы знать, где наносить клей, я нарисую по линейке карандашом прямые линии (показываю несколько линий). Кисточкой с клеем вы намажете эту линию и приклеите на нее свою цепочку.

Физ минутка:

6. Самостоятельная работа, оказание помощи детям.

7. Оценка результатов (обратить внимание на равномерность петель, одинаковую их длину; аккуратное приклеивание к фону)

8. Итог: вот и будет солнышко опять в небе голубом сиять, крокодилу его не достать, тучки на него не набежать. Будет в небе сиять всех нас радовать.

 

Тема: «Волшебное кружево зимы» - декоративное рисование «ниткография» по мотивам кружевоплетения (2 занятия), вязание

Задачи:

1. Учить детей выкладывать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Способствовать усвоению разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля).

2. Закреплять представление о линии, как об основном выразительном средстве.

3. Упражнять детей в вязании цепочек, из воздушных петель разной длины и приклеивании их по силуэту рисунка.

4. Дать представление о симметрии

5. Прививать интерес к измерению линий с помощью разных мерок (цепочек разной длины).

6. Активизировать употребление в речи слов: длинная, короткая

7. Развивать чувство формы и композиции.

8. Развивать образное и пространственное мышление.

9. Воспитывать стремление оказывать помощь. Прививать интерес к работе в паре.

Материалы и оборудование: цветной картон для основы разного цвета (фиолетового, темно- синего, вишневого, сиреневого, бордового, темно – зеленого, черного), шерстяные нитки белого цвета, крючки, клей, кисточки, салфетки матерчатые, кружевные изделия: вологодские кружева, салфетки, воротнички, платочки, занавески, альбом для рассматривания с вариантами кружевоплетения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Г.Р.Лагздынь «Зимушка – зима» воспитателем

Это что за кружева

Вяжет матушка – зима?

Вешает повыше,

На край зеленой крыши?!

Ой, зима – чудесница,

Кружевам ровесница!

Это что за кружева

Строит матушка – зима?

Ни проехать, ни пройти!

Белый город на пути

Ребята, замечали ли вы, какие чудесные узоры рисует мороз на наших окнах?

Давайте, подойдем к окну и попытаемся внимательно разглядеть морозные узоры. Расскажите кто, что интересное увидел (высказывания детей). Жаль что эти причудливые узоры, напомнившие нам ….(обобщить высказывания детей) не удастся увидеть весной и летом. Как вы думаете, почему?

2. Рассказ воспитателя о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Постановка задачи.

Когда-то давным-давно рукодельницы умелицы тоже подглядели такую красоту на своих окошках, а может быть залюбовались ажурным инеем на березовых ветках. И задумали мастерицы сохранить эту красоту ненаглядную навеки – вечные. Напряли ниток белоснежных и принялись плести кружева, будто узоры ажурные рисовали - не на бумаге, не на ткани, а прямо в воздухе. И узоры эти о красоте природы рассказывали. Вот цветок раскрыл свои прозрачные лепестки, будто росой умылся. Тут бабочка вспорхнула с цветка и закружилась в танце. А там Мороз Иванович на окошко подышал, и вышли морозные узоры. Такие узоры никогда не исчезнут. Даже если пригреет яркое солнышко. Всегда будут радовать, и удивлять своей невесомой красотой!

Рассмотрите их (рассматривание кружевных изделий: вологодских кружев, салфеток, воротничков, платочков, занавесок). Сравните морозные узоры с причудливыми переплетениями нитей в кружевах. Похожи они? Нравятся вам?

Сегодня я предлагаю вам сделать самим подобные композиции (показать различные композиции с вариантами элементов декора),   Но плести кружева и так искусно вязать мы еще не умеем, а вот нарисовать такие сказочно красивые узоры с помощью цепочек из воздушных петель на темных листах картона нам под силу. Ваши работы мы оформим в альбом «Морозные узоры»

3. Планирование предстоящих трудовых операций

Как вы думаете, какого цвета нитки лучше использовать для создания кружева на бумаге. Кто догадался, почему я предлагаю картон темных оттенков? (на темном фоне четче обозначатся кружевные узоры) Выберите себе, понравившийся узор.

Обратите внимание, на фоне представлена только одна   половина узора, вторая половина такая же находится уже на другом листе. Это значит, что ваше панно будет состоять из двух половинок – вашей и вашего товарища. И от того, как каждый из вас выполнит свою часть работы, будет зависеть красота вашего общего узора. Если кто – то что-то напутает, симметрии (одинаковости в расположении рисунков) не получится. Поэтому надо быть очень внимательным, приклеивая цепочку, не пропустить ни один элемент узора. Вы хотите узнать, у кого находится такая же половина, как у вас? Тогда встаньте и найдите свою пару, подставляя картинки друг другу. Парой я предлагаю вам сесть за стол для работы.

Физ минутка:

Рассмотрите, пожалуйста, ваши узоры. Какие знакомые декоративные элементы вы в них увидели? (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петельки, цветы, веточки)

На прошлом занятии мы с вами вывязали довольно длинные цепочки из воздушных петель. Сейчас из них мы и будем выкладывать основной узор.

С чего начнем работу? (с приготовления рабочего места) Назовите какие материалы и инструменты для работы понадобятся? (клей, ножницы, крючок и белые нитки, матерчатая салфетка,

Проверьте, чтоб на столе перед вами лежал листок картона, с левой стороны баночка с клеем и кисточка, моток ниток и крючок. С правой стороны цепочки из ниток и салфетка. Напомните для чего она нам нужна? (удалять излишки клея) Как узнать какая длины цепочка нам понадобиться для выкладывания узора. Надо каждую подмерить к нарисованной линии. Выбрать ту цепочку, которая соответствует ее длине. Что будем делать, если не окажется подходящей? От цепочки большей длины убавим нужное количество петель, а у цепочки меньшей длины наоборот добавим (довяжем несколько петель).

Начинать выкладывать узор надо с линии большей длины. Чтобы ее найти проведите по каждой линии пальчиком. Если пальчик будет двигаться долго, (показать на примере) значит, вы нашли линию правильно. Если остановиться быстро, значит это не длинная, а короткая линия.

Поднимите руку, если кому-то что-то непонятно. Приступаем к работе.

4. Самостоятельная работа, анализ выполненной части работы 1 занятия

5. Итог (отмечаются дети, которые аккуратно без ошибок выполнили работу). Закончить ее до конца предлагается на следующем занятии т.к. необходимо связать еще несколько коротких цепочек. Когда вы вырастите, я думаю, вы научитесь плести настоящие кружева.

Тема: «Картинки к книжке» (2- 3 занятия)

Задачи.

1. Закрепить умения детей использовать связанные детали при создании аппликации.

2. Развивать самостоятельность, умение коллективно работать, не мешая друг другу. Способствовать возникновению положительных эмоций от результата коллективного труда..

3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, вызвать желание порадовать их подарками, сделанными своими руками.

Материалы и оборудование:   шаблоны изображения игрушек и предметов (мяч, флажок, овечка, сердечко, бусинка, звездочка, розочка, ромашка, геометрические фигуры, елочка, рыбка, домик); белый картон (четверть альбомного листа), цветная бумага; вязальные крючки, нитки; фломастеры, ножницы, клей, кисточки.

Предварительная работа: повторение знания детьми цифр до 10, умение пересчитывать предметы и обозначать результат счета числом, умение обозначать число цифрой.

Ход занятия

1. Создание мотивации и постановка задачи

В Волшебной стране Вязания живут маленькие дети, которые не изучали математики, не умеют считать и не знают цифр. « Вот было бы хорошо, если бы у нас была книжка, про цифры» - думают они. «Дети в детском саду, в группе «Гномики», могли бы сделать нам такую книжку, ведь они умеют, и считать и вязать». Давайте, ребята, сделаем для детей Волшебной страны Вязания такую книжку, в которой будут картинки для счета и цифры. Картинки выполним с помощью аппликации и украсим их вязаными цепочками.

2. Руководство выполнением задания

В нашей книжке будет 10 страниц. Первую и седьмую странички мы сделаем вместе. Остальные 8 страничек мы распределим между собой каждому по одной. (В конце занятия воспитатель, в зависимости от сформированости уровня самостоятельности, развития произвольности, аппликативных умений и умения вязать цепочку дифференцированно распределит странички между детьми. Выполнять их при желании дети смогут в режимные моменты в свободной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной или работе с родителями.)

♦ Рассмотрите 1страничку этой книжки и скажите, какую цифру надо приклеить на нее и сколько предметов на ней разместить (то же про цифру 7)? Найдите шаблон цифры 1(цифры 7). Давайте договоримся, все цифры будем делать из белой бумаги, а картинки из цветной. Сколько предметов надо расположить на первой страничке с цифрой 1(на седьмой с цифрой 7).

Предлагаю на первой картинке сделать аппликацию барашка (показываю образец), а на седьмой разноцветные полоски радуги. (воспитатель использует технологические карточки )

♦   Вспомнить, как надо работать с шаблоном.

♦   Обвести шаблон, положив его на изнаночную сторону цветной бумаги.

♦   Вырезать изображение игрушки (или предмета) и приклеить на основу.

♦   Связать цепочку, ее длину определять, прикладывая ее к схеме.

♦   Приклеить цепочку на основу.

3. Самостоятельная работа детей и анализ их работ

В ходе анализа обратить внимание детей на то, какими картинки стали яркими, веселыми. (По мере того, как дети заканчивают работу над картинкой воспитатель скрепляет листы книжки.) Как вы думаете, а младшим детям нашего детского сада понравилась бы эта книжка? Чему бы она их научила?

 

Тема « Подсолнухи»

Задачи.

1. Совершенствовать навыки вязания по схеме, упражнять в замыкании цепочки в кольцо.

3. Познакомить с новым элементом вязания – петлей столбик без накида, ее схематичным изображением, с приемом вязания по кругу по принципу «улитки».

3. Развивать у детей навыки сотрудничества (освоение совместно - индивидуальной модели сотрудничества).

4. Развивать трудолюбие, старательность.  

Материал и оборудование.     Образец подсолнуха с вязанной из пряжи сердцевиной; пряжа черного цвета; крючок; материал для набивки; клей, кисточка и тряпочка для наклеивания.

Предварительная работа. На занятии по аппликации   выполнить с детьми из бумаги коллективную работу — панно «Сельский дворик» (подсолнухи, забор, травка). Предложить детям, применяя форму совместно – индивидуальной модели сотрудничества, объединиться в пары и выбрать себе задание. Кто – то будет делать подсолнухи, кто- то будет делать забор, кто- то травку. Подумайте, как вы будете работать? С чего начнете? Что будете делать потом? Кто что будет делать (серединку подсолнуха и лепестки – может делать один человек, стебелек и листики другой, третий и четвертый - могут распределиться между собой и вырезать длинные и тонкие полоски для забора)? Приклеивать детали на фон в такой последовательности: сначала внизу листа приклеить стебель и листья, потом вертикально короткие полоски забора. Тем, кто будет приклеивать серединку и лепестки, нужно будет терпеливо подождать, пока не приклеится стебелек и только потом приступать к работе. Также придется подождать и тем, кто будет приклеивать длинные полоски забора сверху коротких. Тот кто ждет может следить, чтобы детали приклеивались аккуратно и ровно, может помогать советом или тоже участвовать в работе. Чтобы не ждать, можно помочь своему партнеру приклеивать вертикально короткие полоски, а потом он вам поможет приклеивать длинные. Так все вместе мы сделаем хорошую коллективную работу. После ее завершения задать детям вопросы:

- Удалось ли вам сотрудничать между собой (дружно, слаженно выполнять задание вместе)?

- Как вы распределили между собой кто, что будет делать?

- Понравилось вам панно «Сельский дворик», которое вы сделали все вместе?

- Что в задании было труднее всего?

- Что понравилось больше всего при выполнении задания?

- Нравится ли тебе (вам) выполнять задание вместе, сотрудничать?

- Как вы думаете, что в первую очередь нужно для того, чтобы хорошо вместе выполнить задание?

Ход занятия.

1. Создание мотивации и постановка задачи

Воспитатель загадывает загадку.

Стоит Антошка на одной ножке,

Куда солнце станет, туда он и глянет.

(Подсолнух)

На занятии по аппликации мы с вами вырастили много подсолнухов, сегодня я предлагаю вам превратить их в подсолнухи из Волшебной страны Вязания. Как вы думаете, что для этого нужно нам сделать?

2 Рассматривание образца и руководство выполнением задания

♦   Рассмотрите образец подсолнуха и скажите:

-   чем он отличается от подсолнухов, выполненных нами раньше (сердцевиной).

♦   Рассмотрите схему вязания круга

- определите сколько воздушных петель в цепочке, замкнутой в кольцо (5 петель);

- проведите пальчиком по линии движения вязания

♦   Свяжите цепочку из 5 петель и замкните ее в кольцо

♦   Рассмотрите схему вязания круга

-обратите внимание на незнакомые значки на схеме – черточки, которые обозначают новую незнакомую детям петельку. Эта петелька называется «столбик без накида», чтобы его выполнить, надо ввести крючок в первую петлю кольца, вытянуть нить, поднять на крючок накид и одним приемом протянуть через обе лежащие на крючке петли.

- по схеме видно, что напротив каждой петельки на кольце стоит одна черточка, и так на протяжении трех витков – то есть появляется одна новая петелька «столбик без накида».

♦   Свяжите 3 витка петелек, ориентируясь на точку, показывающую начало вязания.

♦   Рассмотрите схему вязания круга

- обратите внимание на то, что после трех витков на улитке иногда появляются по две стоящие рядом черточки. Это означает, что, связав один «столбик без накида», надо снова войти в петельку, с которой начали вязать первый столбик, и выполнить второй «столбик без накида»

- сосчитайте через сколько петелек появляются двойные петельки

(через одну петлю).

♦   Свяжите круглую деталь.

♦   Приклейте связанную сердцевину на подсолнухи на ранее выполненном панно «Сельский дворик».

3. Самостоятельная работа детей и анализ их работ

В ходе анализа сравнить подсолнухи по качеству, по размеру. Отметить самый аккуратно связанный круг.

 

Список литературы:

О.С. Попова, Н.И.Каплан. Русские художественные промыслы. Москва, 1986.

О.А. Малик. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. Москва, ТЦ Сфера, 2010.

И.А.Лыкова. Волшебное кружево. Альбом для детского художественного творчества. Москва, 2007 г.

И. Новикова. Вязание крючком и вышивка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Москва, 2010 г.

Т. А. Терешкович. Школа вязания. Минск, 1995 г.

Н.С. Шевченко. Волшебный крючок. Ростов на Дону. 2003 г.

Г.Г.Григорьева «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» Москва, 1995 г.

Л.С.Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» Учебно – методическое пособие.- М. , Центр педагогического образования, 2007.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения…

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения через творчество» Жизнь в современном обществе становится все разнообразнее и сложнее...

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» …

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» (Подготовительная к школе группа, с приглашением детей из специальной (коррекционной) группы компенсирующего вида) Цель:...

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...