Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в царство воды»
С детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)
Образовательная область «Познание».
Цель: расширение знаний детей о свойствах воды и её значении в жизни человека.
Задачи НОД.
Образовательная область «Познание»:
- уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы;
- закрепить представления детей об агрегатных состояниях воды;
- познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;
- познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;
- развивать умение экспериментировать, делать логические выводы из проведённых экспериментов и опытов;
- расширить представления детей о значении воды для жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи интегрируемых образовательных областей.
«Труд»
- закрепить представления детей о труде лаборанта, учёного.
«Социализация»
- развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться.
«Коммуникация»
- составлять короткий рассказ с опорой на схемы-модели, развивать умение делиться своими впечатлениями друг с другом.
«Здоровье»
- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения в природе.
«Чтение художественной литературы»
- развивать умение отгадывать загадки, воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам.
«Физическая культура»
- содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Предполагаемый результат: имеют представления о свойствах воды, её агрегатных состояниях; имеют представление о круговороте воды в природе; владеют способом очистки воды – фильтрованием, самостоятельно экспериментирует, делают выводы; имеют представления о значении воды в жизни человека, бережно относятся к воде, как к источнику жизни; имеют представления о труде лаборанта, ученого; умеют работать в группе, договариваться; знают правила безопасного поведения в природе; активно участвуют в разнообразных видах детской деятельности.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, чтение художественной литературы, музыкально- художественная, двигательная.
Предварительная работа:
- наблюдение за снегом, льдом, водой;
- отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды;
- дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна вода?», «Куда течёт вода?»;
- беседы о труде лаборанта, ученого;
- изготовление экологических знаков.
Оборудование: мультимедийная техника, музыкальный центр.
Демонстрационный материал: бумажные капельки с загадками, предметные картинки - ответы на загадки; схема-подсказка способов сенсорного обследования: нос, глаз, рука, язык; алгоритм «Кому нужна вода?»; интерактивная схема «Круговорот воды в природе», мнемотаблица «Путешествие капельки», атрибут для подвижной игры «Плащ для мамы-тучки», модели «Агрегатные состояния воды»; ведёрко со снегом, письмо, мягкая игрушка «Капитошка».
Раздаточный материал: клеенки для столов, стаканчики, воронки, фильтры на каждого ребёнка из марли, вата, халаты, медали-капельки.
Содержание непосредственно организованной деятельности
I часть. Организационный момент
- Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
На свете много интересного и удивительного. Перед вами иллюстрации посмотрите на них. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое - отгадайте? Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу (вода).
- Правильно. Мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду.
А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды (Звучит музыка).
II. Основная часть
Дети открывают глаза, слышится голос Царицы воды: «Здравствуйте! Добро пожаловать, гости дорогие».
- Ребята! Да это же сама Царица вода.
Царица Вода: «Приглашаю вас в моё царство. Но чтобы продолжить путешествие, вам, необходимо отгадать загадки. А загадки вы найдёте в рисунках.
(Дети по очереди берут капельки с загадками, воспитатель читает загадку вслух, ребенок выбирает предметную картинку - отгадку.)
Отгадывание загадок.
- Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло (Снег).
- У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт - гвоздь упадёт (сосулька).
- Не колючий, светло-синий по кустам развешан……(иней).
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд).
Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки.
- Что объединяет все наши отгадки? (Предположения детей.)
- Правильно. И снег, и лед, и иней - это всё состояния воды. Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. Вспомним с вами свойства воды. В этом вам поможет схема-подсказка. Расскажите с ее помощью о свойствах воды. (Ответы детей о свойствах воды.)
- Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему? (Ответы детей.)
- Вы правильно ответили на все вопросы, вы правы: вода – это жизнь!
- Где мы можем её увидеть? (Предполагаемые ответы детей: в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.)
Дети садятся на стульчики.
- Посмотрите на экран, я расскажу вам об удивительном явлении в природе. (Слайд №1 «Круговорот воды в природе».)
- Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Кода очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе (индивидуальные и хоровые ответы детей).
- Царица Вода приготовила для вас таблицу, посмотрите на нее. Расскажите о «Путешествие капельки» самостоятельно. (Дети рассказывают с помощью мнемотаблицы о круговороте воды в природе.)
- Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Капельки».
- Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла река и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали - плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- Посмотрите, на моделях изображены разные состояния воды (жидкое, газообразное, твёрдое). Расскажите об агрегатных состояниях воды. (Рассказы детей.)
- Давайте мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. (Игровая обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды».)
- Когда вода находиться в твёрдом состоянии, то её молекулы - маленькие капельки очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замёрзли. Встанем друг к другу и превратимся в лед. А когда вода находиться в жидком состоянии, то её молекулы берутся за руки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмёмся за руки и пройдёмся змейкой, как будто ручеёк. Когда вода находиться в газообразном состоянии, то её молекулы отпускают руки друг друга и разлетаются. Как лёгкие капельки пара.
- Мы познакомились с таким явлением в природе, как круговорот воды в природе. Рассказали об агрегатных состояниях воды.
- Посмотрите, Царица Вода оставила для нас письмо. Прочтём.
(Чтение письма.)
- «Ребята, как вы правильно заметили, вода бывает в разных состояниях. Я набрала снег с вашего участка. Что с ним случится, если он постоит в теплом помещении? Чтобы узнать точный ответ приглашаю Вас в научную лабораторию».
- Кто знает из вас, что такое лаборатория? (Это место где делают опыты, эксперименты.)
- Кто работает в лаборатории? (Учёные, лаборанты.)
- Чем занимаются лаборанты? (Изучают воду, проводят опыты, исследования.)
- Мы с вами будем настоящими лаборантами. Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощники. Посмотрите на снег, который приготовила для нас Царица Вода. Что с ним случилось? (Ответы детей.)
(Воспитатель разливает детям в стаканчики талую воду.)
- Сегодня мы научимся очищать воду с помощью фильтра из марли. Скажите, для чего нужен фильтр? (Фильтр нужен для очистки воды.)
- Будем с вами фильтровать воду (Воспитатель показывает способ фильтрования.) Берём марлю, разворачиваем, кладем вату справа, сворачиваем два раза. Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. (Дети выполняют очистку воды.)
- Достаньте фильтр, положите в тарелку, посмотрите на фильтр. Что, вы, видите? (Фильтр стал грязный.)
- Посмотрите, какая вода? (Чистая, прозрачная.)
- Что мы с вами делали? Через что прошла вода? Что мы выяснили, когда провели опыт? (Ответы детей.)
- Мы узнали, что снег грязный. Некоторые дети пробуют снег на вкус. Как вы думаете, они поступают правильно? Что может с ними случиться? (Ответы детей.)
Царица Вода прощается с детьми. Приглашает в гости, чтобы в следующий раз узнать «Вода это друг или враг?». Детям вручаются от Царицы Воды подарки: медали - капельки.
III. Заключительная часть
Звучит музыка. Дети возвращаются из своего путешествия в детский сад.
- Вот ребята мы и в детском саду.
Проводится рефлексия с использованием мягкой игрушки «Капитошка».
- У меня есть игрушка «Капитошка». Будем передавать его по кругу, и каждый сможет поделиться впечатлениями о нашем путешествии. (Дети обмениваются своими впечатлениями, рассказывают о том, что им больше всего понравилось.)
- Спасибо большое, ждем новой встречи с Царицей Воды.
Читайте также |
---|
НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы…
НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы на тему: «Осенний лес» Цели: Учить изображать гуашью на листе деревья Задачи: Образовательные: закреплять представления...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...
Проект «В мире сказок»
Проект «В мире сказок»