Конспект организованно - образовательной деятельности на тему «Поздняя осень»

(Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

 

Программное содержание.

1. Закрепить знания об осенних месяцах, отличительных чертах поздней осени (по сравнению с золотой осенью).

2. Учить передавать в рисунке тона и цвета поздней «осени».

3. Ознакомить детей с картинами живописцев, посвященных поздней осени.

4. Развивать творческий процесс, усидчивость, моторику рук.

5. Воспитывать любознательность, внимательность, стремление отражать свои впечатления в рисунке.

Активизация словаря: гуашевые и акварельные краски, поздняя осень.

Наглядно-демонстрационный материал:

  • презентация на тему «Поздняя осень» (И. Левитан «Поздняя осень», И. Левитан «Золотая осень»).

Раздаточный материал:

  • листы бумаги для рисования формата А-4 (по количеству детей),
  • набор гуашевых и акварельных красок (по количеству детей),
  • кисти № 0, № 5, № 8 (по количеству детей),
  • баночка с водой (по количеству детей),
  • салфетка (по количеству детей).

Оборудование:

  • экран;
  • проектор;
  • компьютер;
  • аудиозапись Чайковского «Времена года. Ноябрь. На тройке».

Предварительная работа:

  • наблюдение за опавшими листьями во время прогулок;
  • загадывание загадок об осени;
  • заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Осень», Н. Некрасова «Славная осень»;
  • рассматривание картин Левитана «Поздняя осень», И. Бродского «Поздняя осень», Е. Волкова «Поздняя осень».

 

Ход организованно - образовательной деятельности:

Звучит тихо фрагмент музыки П.И. Чайковского «Времена года. Ноябрь. На тройке».

(Дети сидят на стульях.)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, какое время года прозвучало в музыке П.И Чайковского? (ответы детей).

Если возникают затруднения, воспитатель направляет детей к правильному ответу загадкой:

«Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое?

Дай ответ!»

Воспитатель: Правильно – это поздняя осень. А какой цвет у поздней осени? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, серый, унылый. А теперь послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Воспитатель: Что Вы почувствовали, когда, я читала стихотворение? (ответы детей).

Воспитатель: Да, поздняя осень отличается от золотой осени своей суровостью, уже гораздо стало холоднее.

Воспитатель. Осень была и является вдохновением для творчества поэтов, художников, композиторов.

(На экране появляется картина И. Левитана «Поздняя осень».)

Воспитатель: Это картина художника И. Левитана «Поздняя осень». Что Вы видите на этой картине? Как художник передал свое настроение? (ответы детей).

Воспитатель: Обратите внимание на цвет листьев деревьев. Какие они? (желтые, или зеленые). Какая трава? (желтая). (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, на картине И.Левитана изображена поздняя осень. Не все деревья сбросили листву, небо отражается в луже. Пасмурную погоду также хорошо передают серые тучи, затягивающие небо. Листья разнообразной гаммы от желто-зеленого до красно-желтого цветов.

(На экране появляются две картины художника

И. Левитана «Поздняя осень» и «Золотая осень».)

Воспитатель: Давайте теперь рассмотрим представленные картины.

 

картины

 

Эти две картины написал один художник – Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, как по-разному он изобразил осень на своих картинах.

Воспитатель: О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, красочная погода»? О какой – «хмурая, ветреная»? (ответы детей). Как Вы думаете, какие цвета красок художник использовал для первой картины. А какие для второй? (ответы детей).Сравните то, как изменяется ваше настроение, когда вы смотрите то на одну, то на другую картину.

Воспитатель: Поздняя осень отличается непогодицей. Вокруг прохладно и сыро. Над землей стелется легкий туман, тучи низко висят над городом сплошным серым полотном. Под ногами лужи. Деревья стоят голые, с черными от влаги стволами и ветками, лишь кое-где трепещутся на ветру одинокие сухие листочки. Мир вокруг похож на черно-белую фотографию.

Землю укрывают островки бурой засохшей травы, местами около источников тепла ее сменяет молодая зеленая, будто весенняя поросль. И тогда погожий осенний день напоминает раннюю весну, только тихо вокруг – не поют вернувшиеся из теплых краев птицы. Все замирает. И чувствуется скорое приближение зимы.

(Проектор выключается.)

Воспитатель: А сейчас, я вам загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать, и сказать, когда это бывает.

1. Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Поздней осенью.)

Дни стали короче,

2. Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Поздней осенью.)

(Воспитатель поводит физкультминутку.)

Ветер дует нам в лицо. Дети дуют.
Закачалось деревцо Дети поднимают руки вверх.
Ветерок все тише, тише, Дети приседают.
Деревцо все выше, выше. Дети встают и тянуться к верху.

(После физкультминутки дети садятся за столы.)

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, какую осень, «золотую» или «позднюю», как расположите деревья, кустарники.

Дети самостоятельно выполняют работу по своему замыслу

(Для наглядности на экране появляются две картины художника

И. Левитана «Поздняя осень» и «Золотая осень».)

 

Картины

 

(По окончании занятия воспитатель предлагает детям разместить свои работы на выставке.)

Воспитатель. Давайте подойдем к выставке наших работ. Глядя на ваши работы, можно увидеть картины с уже опавшими листочками, хмурым небом. У каждого из вас получилась «Поздняя осень» или «Золотая осень». Что вам хочется сказать о них? (Ответы детей.)

(После анализа работ воспитатель предлагает детям встать в круг.)

Воспитатель. Дети, давайте поводим хоровод возле наших картин под стихотворение Н. Некрасова «Славная осень».

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической…

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической среде дошкольного образования (На примере ДОУ №52 «Искорка» г.Тирасполь) Одной из...

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития…

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития творчества в танце Танцевально-двигательная терапия «Танец — это живой язык, на котором...

Читайте также

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном…

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном процессе ДОУ. «Сказка в двери к нам стучится»