Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи

Тема: Дифференциация предлогов НАД и ПОД

Цели:

Образовательные: продолжать учить детей различать значения предлогов НАД и ПОД, правильно употреблять их в речи.

Коррекционные: развивать внимание, пространственную ориентировку, совершенствовать мелкую моторику и двигательную координацию.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Структура занятия:

1. Вводная часть

Организационный момент.

2. Основная часть

  • Постановка цели занятия.
  • Дидактическая игра «В осеннем парке».
  • Динамическая пауза (координация речи и движений).
  • Работа на магнитной доске, игра «Сказочная полянка»
  • Гимнастика для глаз.
  • Работа со схемами.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Игра «Сюрприз»

3. Заключительная часть

Итог занятия.

Оборудование:

Карточки со схемами предлогов, деревья – дуб, береза, ель, птицы – ворона, воробей, синица, голубь, сорока, снежинки, панно, магнитная доска, бабочка, травка, кузнечик, цветы, стрекоза, гусеница, паук, магнитофон

Предварительная работа:

Работа по лексическим темам – деревья, птицы, насекомые.

Занятия:

1. Предлог НА.

2. Предлог ПОД

3. Дифференциация предлогов НА, ПОД

4. Предлог В

5. Дифференциация предлогов В, НА, ПОД

6. Предлог К

7. Предлог ОТ

8. Дифференциация предлогов К и ОТ

9. Предлог ИЗ

10. Предлог НАД

11. Дифференциация предлогов НАД и ПОД                     

Индивидуальная работа: Контроль над правильным построением предложений у Данила Янтураева, Данила Давыдова, Егора Кузнецова.

1. Вводная часть

Организационный момент:

– Дети, у нас сегодня на занятии гости, поздоровайтесь с ними и пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»)

Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю         (соприкасаются большими пальцами)

– успеха           (указательными)

– большого     (средними)

– во всём       (безымянными)

– и везде         (мизинцами).

– Удачи тебе (называют имя друг друга)! (прикосновенье всей ладонью руки)

– Молодцы, со всеми поздоровались и всем пожелали удачи.

2. Основная часть

1. Постановка цели

- Послушайте интересное стихотворение и выделите из него 2 коротких слова, которые будут обозначать, где находится предмет

Вот портрет,

Тут Аня с братом,

А портрет тот над сервантом.

Закатила барабан

Наша Оля под диван.

- Какие короткие слова вы услышали?

- Да, в этом стихотворении встретились короткие слова – НАД и ПОД.

- Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать короткие слова НАД и ПОД и составлять с ними предложения.

- Дети, найдите схему слова НАД и скажите, что обозначает это слово.

- Короткое слово НАД мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним.

- Дети, найдите схему слова ПОД и скажите, что обозначает это слово.

- Короткое слово ПОД мы говорим тогда, когда предмет находится снизу.

- Молодцы, вы знаете, когда мы говорим эти короткие слова.

 2. Д/игра «В осеннем парке».

- Сегодня с короткими словами НАД и ПОД мы отправляемся на прогулку в парк.

- Какие деревья растут в парке?   (дуб, береза, ель)

- Определите по дереву, какое время года в парке.

- Да, правильно, сейчас осень. А как вы думаете, сейчас начало, середина или конец осени?

- Если конец осени, то осень какая?   (поздняя)

- Назовите приметы поздней осени.

- В нашем парке не хватает птиц. Какие птицы могут прилететь в наш парк?

- Разместите птиц в нашем парке и составьте такие предложения, чтобы в них появились короткие слова НАД и ПОД

- Большая ворона кружится над дубом.

- Хитрая сорока сидит под елью

- Шустрый воробей летает над березой.

- А еще вы сказали, что поздней осенью иногда идет снег. Пусть появятся снежинки и в нашем парке. Составьте предложения про снежинки, чтобы в них появились короткие слова НАД и ПОД.

- Какая замечательная прогулка у нас, и мы научились с вами различать предлоги НАД и ПОД и составлять с ними предложения

3. Динамическая пауза (координация речи и движений)

- Мы поиграем в игру про птиц и научимся прятать наши крылышки от злого орлана или над предметами, или под предметами.

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – совушка,

сонная головушка,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка злой орлан,  

Птички, птички по домам. 

(дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)    






(Машут сложенными накрест ладонями.)(Машут обеими руками как крыльями.)

- Прячьте крылышки под стулом, над столом, под столом и т.д.

- Молодцы, хорошо поиграли, правильно прятали свои крылышки, садитесь на места.

4. Работа на магнитной доске, игра «Сказочная полянка»

- Мы вновь отправляемся в путешествие с предлогами НАД и ПОД. Мы перенесемся с вами на лесную полянку, а для этого закройте глаза и послушайте музыку. Попробуйте представить в каком времени года мы окажемся?

- На полянке лето.

- Предлоги НАД и ПОД пригласили нас прогуляться по этой полянке.

- А на этой поляне случилось непредвиденное. Кто-то заколдовал наших насекомых и они перепутали местоположение, короткие слова НАД и ПОД не знают где они должны правильно находиться

- Составьте предложения с нужными предлогами.

- Гусеница ползет над цветком. Почему гусеница не может быть над цветком? Как надо сказать?

- Бабочка пролетела под камнем. Как надо сказать?

- Молодцы, вы различали короткие слова НАД и ПОД и помогли им найти свое место в предложении.

5. Гимнастика для глаз.

- Давайте расскажем стихотворение про солнышко, и наши глазки отдохнут.

Солнышко с тучками в прятки играло

Солнышко тучки-летучки считало

Серые тучки, черные тучки,

Легких две штучки,

Тяжелых две штучки.

Спряталось солнышко выше - над тучками.

Спряталось солнышко снизу – под тучками.

Пробежало над рекой,

Над полянкою лесной.

И отправилось домой.

6. Работа со схемами.

- Мы с вами научились составлять предложения по схемам, а сегодня поучимся составлять схемы предложений с короткими словами НАД и ПОД.

- Возьмите 2 картинки и расположите их так, чтобы появилось короткое слово НАД или ПОД.

- Кто составил предложение с изображением солнца и дерева?

- Составь схему этого предложения. Почему ты взял предлог НАД?

- Потому что солнце находится сверху и не соприкасается с деревом

- Мы с вами учились составлять схемы предложений с предлогами.

7. Работа с раздаточным материалом.

- А сейчас самостоятельно составьте предложения со словами НАД и ПОД и запишите их схемой

- Прочитай предложение по схеме.

- Самолет летит над рекой.

- Мяч лежит под стулом.

8. Игра «Сюрприз»

- Посмотрите, здесь на столе лежат карточки, внимательно рассмотрите и скажите, как называется предлог и где находится ваш сюрприз.

- Мой сюрприз лежит под салфеткой,

- Мой сюрприз висит над столом.

3 Заключительная часть.

1) Итог занятия

- Что мы сегодня учились делать на занятии?

- В какие игры мы играли?

2) Взаимосвязь в работе с воспитателями

- Посмотрите, на листочке нарисован кубик, надо будет вечером нарисовать предметы снизу кубика и предметы сверху кубика так, чтобы они не соприкасались и составить предложения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности…

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности педагога ДОУ Запросы современного общества ставят перед педагогами задачи повышения профессионализма...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в...

План-конспект воспитательного мероприятия по теме «Мелкий ремонт одежды»

План-конспект воспитательного мероприятия по теме «Мелкий ремонт одежды» Цель: систематизировать знания о видах ремонта одежды, научить пришивать пуговицы.1. Образовательная - способствовать формированию...