Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте дошкольников логопедической группы с общим недоразвитием речи
Тема: Дифференциация звуков [ш]-[ж]

(Второй год обучения)

 

Цели:

Образовательные: закрепить навык различия звуков [ш]-[ж] в слогах, словах, фразах.

Коррекционные: развивать фонематический слух, пространственную ориентацию, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, прививать интерес к занятиям.

Оборудование: пары картинок; пеналы, тетради, кассы, игрушки мягкие (демонстрационные).

Ход занятия:

Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовёт парный звук.

б – п пь – бь т – д ть – дь с – з

к – г кь – гь ф – в фь – вь сь – зь

  1. Вводная часть:

1) Повторение пройденного материала.

- Мы познакомились ещё с одной парой звуков, а вот различать их нам помогут слава: шар, жар. (выставляются картинки).

- Назови эту пару звуков.

(это звуки [ш] - [ж])

- Света, иди к доске и обозначь звук [ш] фишкой, дай ему характеристику.

- Серёжа, иди к доске и обозначь звук [ж] фишкой, дай ему характеристику.

- Ребята, почему звуки [ш] - [ж]- парные?

(Губы, зубы, язык одинаково произносят эти звуки).

- А чем отличаются звуки [ш] - [ж]?

[ш] - глухой,

[ж] - звонкий.

- Как узнали?

- По голосовым связкам.

- Когда произносим [ш] - связки не дрожат, когда произносим [ж] – дрожат голосовые связки.

- Какой буквой обозначаются эти звуки в письме?

.- Лена, иди к доске и обозначь звук [ш] буквой.

.- Владик, иди к доске и обозначь звук [ж] буквой.

- Знание о звуках [ш] - [ж]у вас есть. А вот различить эти звуки мы ещё не учились.

2) Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать парные звуки [ш] - [ж], не путать их в речи и на письме.

- Ребята, мне кажется, мы допустили маленькую ошибку. Забыли сказать про мягкую пару этих звуков.

- Есть ли у нас пара мягких согласных звуков?

- А куда она делась?

- А я подумала, что мы допустили маленькую ошибку.

- А вот и я. Меня дважды звать не надо, сказали «допустили ошибку», вот я и «допустилась» на ваше занятие.

- А кто ты такая?

- Да, я всего лишь маленькая ошибка. Но служу я в королеве Лжи и всех Ошибок на земле. А вот её портрет. Ух, ты моя любимая, красавица!

- Да и я, ведь хоть и маленькая ошибка, но очень хорошенькая. Буду с вами дружить. Возьмите меня в друзья. Ну, возьмите меня.

- Нет, маленькая ошибка, наши дети хотят учиться в школе без ошибок.

- Ах, так, ну берегитесь. Вот вам тогда. Сделаю я вам гадость. Сейчас вспомню волшебное слово.

- 1 , 2 и готово! (хватает с доски звуки [ш] - [ж] и кладёт их в свой мешок)

- Всё, кинула я их далеко в королевство лжи и ошибок. Не видать вам их. Не пойдете без меня в школу.

- Придется идти выручать звуки [ш] - [ж].

- Ребята, я думаю, если мы проявим хороший слух, память, ум и знания, полученные на занятиях, мы обязательно вернём звуки [ш] - [ж].

- Давайте, посмотрим, какие помехи набросала на нашем пути эта маленькая

ошибка.

  1. Основная часть:

1) Дифференциация звуков в слогах.

Логопед достает из мешка изображение «глухих» ушей.

а) Первое препятствие на нашем пути: .«Глухие уши»

- А у нас на это есть игра: «Будь внимателен».

- Будем «ловить» звук [ш].

- Как только услышите звук [ш] хлопайте в ладоши.

ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ш, ж.

- Поймаем звук [ш] в слогах.

ша - жа - жу - же - ши - аши - аже - аша - шу - шо - ажа - уше - ажи.

- В словах будем ловить звук [ж]. Детям предлагается выйти из-за столов.

- Как только вы услышите в слове звук «ж» нужно будет присесть. Шура, Жанна, кожа, ноша, шить, жить, наживка, нашивка, лыжи, уши, ужин, пирожок, порошок.

- Уши ваши очень внимательные и одну преграду мы прошли.

- Что ещё мешает нам в мешке отыскать звуки [ш], [ж].

б) «Заколдованные круги»

- Иди, по кругу ничего не видя.

- Ну, слепых у нас нет, буквы мы знаем и читать умеем.

- Нужно правильно прочитать слоги, начиная с любой буквы.

2012-03-17 213329

в) Логопед достает из мешка бутыль с водой, на которой написано «Забывало».

- Маленькая Ошибка уверена, что, выпив этой воды, вы не сможете выполнять задания на запоминание ряда слогов. Но на слово «Забывало» у нас есть слово «Запоминало»

- Запишем это слово на доске.

- Тимур, иди напиши его на доске.

- Галя, раздели слово на слоги.

- Света, поставь ударение в слове.

- Теперь я думаю, что мы запомним ряд слогов.

Поиграем в игру «Запоминало».

- Откройте кассы.

- Послушайте ряды слогов.

- Повторите их.

– Запомните и выложите.

жа-ша-жа

ша-жа-ша

жу-шу-жу

шу-жу-шу

ши-жи-ши

2) Дифференциация звуков в самостоятельной речи. Речевая гимнастика Игра «Жёваные звуки».

- Мы умеем чётко и правильно проговаривать слова. Давайте покажем это, произнесём чистоговорку.

Дети выходят из-за столов и встают в два ряда вдоль ржаных колосьев, лежащих на полу. Одни дети – мыши, другие – ежи. Дети надевают маски. Они выполняют определённые движения и чётко проговаривают чистоговорку.

Чистоговорка со звуками [ш] - [ж] про мышей и ежей.

С мышами во ржи

Подружились ежи,

Ушли в камыши

И во ржи ни души.

(дети идут навстречу друг к другу,

берутся за руки и парами идут по

кругу).(пары расходятся в разные стороны к

выложенным на полу камышам)

3) Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах.

«Путаница в буквах».

Логопед достаёт из мешка лист бумаги, на котором изображены наложенные друг на друга буквы Ш и Ж.

- Открыли тетради.

- Прослушайте слово. Определи, какой звук [ш], [ж] слышится в слове.

Запиши его буквой.

лежит, пишет, кружит, движение, шпоры, штучка, жевать, режет, душно,

ждёт, ежиха, мешочек, жакет, ножики, ежевика, калоша.

4) Физминутка

Закрепление навыков словоизменения (множественное число существительных; глагол 2 –ого лица)

а) «Один и несколько». Игра с мячом.

- Выходим и встаем в круг.

- Измени слово и назови правильно несколько таких предметов.

малыш - малыши

багаж – багажи

ёж – ежи

голыш – голыши

ковш – ковши

этаж - этажи

мышь - мыши

морж - моржи

уж - ужи

нож - ножи

шалаш – шалаши

медвежонок – медвежата

Вот и превратимся ненадолго в медвежат.

Ритмическая пауза «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так, вот так.

Ещё эдак, ещё так,

Медвежата мёд искали:

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так.

Ещё эдак, ещё так.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так, вот так.

Ещё эдак, ещё так.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так, вот так.

Ещё эдак, ещё так.

б) Игра «Думай и отвечай». Игра с мячом.

- Сядет тот, кто правильно изменит слово

Я жду – ты … ждёшь

Я покажу -

Я жую-

Я мажу -

Я держу -

ты жаришь – я …

ты лежишь –

ты держишь –

ты жалеешь -

ты ужинаешь -

ты режешь -

5) Дифференциация звуков «ш», «ж» в словах.

Задание «Дуршлаг».

Логопед достает из мешка дуршлаг.

- Такие же дырки, как в дуршлаге появились и в наших словах.

- Открыли тетради.

- Прочитали слова.

-Вставили пропущенные в словах буквы Ш, Ж.

6) Звукобуквенный анализ слов.

Логопед из мешка достаёт 3 собак. На собачьих ошейниках дана звуковая схема слова.

- Три собаки охраняют вход в замок королевы Лжи и Ошибок. По надписям на ошейниках можно их из злых собак превратить в добрых. Надо найти ключ к каждому ошейнику.

- Ключ - правильно подобранное слово.

7) Дифференциация звуков «ш» и «ж» в предложении..

- Мы добрались до звуков, а они лежат и не двигаются, почти не дышат.

- Мы не сможем покинуть замок лжи и ошибок если не докажем, что прекрасно без них проживём. А для этого каждый должен написать без единой ошибки предложение.

Я проживу без лжи и без ошибок.

- Это предложение было написано в каждой тетради грамотно, но маленькая ошибки пробралась и всё испортила.

- Исправьте ошибки в своём предложении..

Я п_ ожы_ у _ез лжы и без ош_бок.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия, анализ занятия.

- Спасли мы с вами звуки [ш] - [ж]. И заодно научились их различать и в слогах и в словах и предложениях. Анализируется работа детей на занятии логопедом и детьми.

Взаимосвязь в работе с воспитателями и родителями.

1. Вечер:

Игра: «Найди сбежавшее слово».

- Закончи предложение подходящим по смыслу словом. Пара картинок размещены на доске.

шар - жар

уши - ужи

шалит - жалит

жили-шили

Луша – лужа

- У Жени желтый ...

- У Шуры сильный ...

- У зайца длинные уши...

- Совсем не опасны...

- Старик со старухой у самого синего моря...

- К новогоднему балу ребята сами костюмы...

- Оса сильно...

- Женя на уроках...

- После дождя большая...

- Надела шерстяную шапку…

  1. Прочитать рассказ и вставить пропущенные буквы.

Гроза

Ребяти_ки по_ли в лес. Солнце закрыла тя_ёлая туча. Хлынул до_дик. Ребяти_ки побе_али к шала_у.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста Аннотация Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов в вопросах формирования познавательных компетенций...

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по страницам книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...