Конспект занятия
«В кругу семьи. Портрет моей мамы»
Тема: Музейная встреча. В кругу семьи: «Портрет моей мамы».
Возрастная группа: старшая группа.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Знакомство с изображением человека в живописи:
«портретом» и «жанровой картиной» на примере темы материнства и
семьи.
Задачи:
- Развивать интерес к изображению человека в контексте социальных отношений в разных жанрах изобразительного искусства: иконе, портрете, жанровой картине. («Познавательное развитие»);
- Подводить к пониманию того, что искусство может отражать взаимоотношения, как между людьми, так и человека с обществом.
(«Художественно – эстетическое развитие»);
- Развивать эмоциональный отклик на художественный образ с опорой на выделенные средства выразительности (цвет, линии, композиция, и другие), а также различные детали, жесты, мимические особенности.
(«Социально – коммуникативное развитие»);
4. Активизировать использование слов и словосочетаний: семейный
портрет, портретный жанр, художники – портретисты, жанровая
картина, характер отношений, жанровые сценки. («Речевое развитие»).
Методы и приемы:
Практические:
- творческое задание «Моя мама вместе со мной»;
- игра «Подбери цвета к силуэту мамы»;
- упражнение «Выбери материалы, из которых сшиты костюмы героинь»;
- игра «Подбери фрагмент к картине»;
- коллективное восприятие;
- танец «Парная пляска».
Словесные:
- рассказ воспитателя о жанре «портрет», «художниках портретистах», «жанровой картине»;
- творческие рассказы детей на тему «Мамин праздник», «Семья», «Моя мама»;
- составление рассказов по фотографии;
- искусствоведческий рассказ;
- беседа;
- вопросы – ответы «Какая картина тебе (не) понравилась, почему?».
Наглядные:
- рассматривание репродукций картин на тему материнства, семейных фотографий, портретов мам;
- наблюдение;
- рассматривание слайдов: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Мать и дитя» Пикассо; «Колыбельная» Е. Сидоркина; «Тишина» Б. Неменского; К.Е. Маковского и А.М. Герасимова «Семейный портрет»;
- сравнение (картин по настроению, средствам выразительности и др.);
- организация выставки.
Материалы и оборудование: компьютер, экран, проектор; картины художников на тему материнства: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Мать и дитя» Пикассо; «Колыбельная» Е. Сидоркина; «Тишина» Б. Неменского; фотографии «Семья», «Моя мама» принесенные детьми из дома; два силуэта на формате А4 – (черновики) один силуэт создан единой певучей линией, другой – корявой, ломаной линией; кусочки шелка, кружева, атласа, парчи, бархат, жемчуг; листы А4 (по количеству детей); 4 фрагмента (к картинам); магнитофон с записью польки.
Рекомендации:
Подготовка к данному занятию заключается в сборе материала для выставки в группе, дети приносят выбранные рекомендации картин, где изображены матери с детьми, в кругу семьи, любимые и выразительные фотографии – портреты мамы и других членов семьи из семейного альбома. Часть из них переносится в зал для оформления выставки к данному занятию.
Предварительно, на сопутствующих формах занятия детям даются понятия: семья, материнство, мама, а также по выбору воспитателя читаются художественные произведения, посвященные этой теме.
Можно дать задание: сочинить рассказ на тему: «Моя дружная семья», «Семья на рыбалке», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Отдых на даче, на море…», «Путешествие …», «День рождения» и другие.
Предварительно, для заключительной части занятия, разучить с детьми несколько танцевальных движений в ритме вальса, польки или детские песни о маме.
Логика образовательной деятельности:
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты
|
1. | Обращает внимание детей на выставку картин и фотографий, принесенных детьми из дома.
- Попробуйте догадаться, кому посвящено наше занятие? (ответы детей) (слайд 2) |
Рассматривают картины, фотографии угадывают тему | Рассмотрев картины и фотографии, умеют отгадать тему. |
2. | Приглашает нескольких детей прокомментировать свои фотографии и рассказать сочиненные рассказы о своей семье, о маме. | Комментируют свои фотографии и рассказывают сочиненные рассказы | Умеют составлять описательно – повествовательные рассказы по фотографиям
|
3. | Повторяют, что «портрет» - это жанр, посвященный изображению человека. А художники, которые пишут портреты, «художники – портретисты»
(слайд 3) |
Слушают воспитателя, отвечают
на вопросы
|
Имеют представление о жанре портрет. Умеют внимательно слушать, чётко и полными предложениями
отвечают на вопросы воспитателя. |
4. | Рассказывает детям, что такое «жанровая картина»:
- Это люди в кругу семьи, на отдыхе (портрет + пейзаж = жанровая картина; портрет + интерьер + натюрморт = жанровая картина). Рассмотрели картины К.Е. Маковского и А.М. Герасимова «Семейный портрет». (слайд 4) |
Рассматривая слайд, слушают, продумывают, отвечают на вопросы. | Умеют внимательно слушать, знают, что такое «жанровая картина», проявляют интерес. |
5. | На экране репродукция картины «Владимирская богоматерь» Икона.
Вопрос детям: - «Почему тема материнства много лет волнует художников всех народов и почему близка каждому человеку? (слайд 5) |
Рассматривая слайд, отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. | Умеют четко, полными предложениями отвечать на вопросы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
|
6. | Для сравнения даны 2 образа: «Владимирская богоматерь» икона; «Сикстинская мадонна» Рафаэля;
Рассказывает: - Иконы являются предметом почитания, что это изображение лиц или событий церковной истории. Далее описывает образ богоматери и подводит к тому, что иконы придают звучание покоя и вечности. Сравнивает её с картиной итальянского художника Рафаэля. (слайд 6) |
Рассматривают слайды | Имеют представление об иконе, умеют обобщать. |
7. | На экране картины «Колыбельная» Е. Сидоркина и «Тишина» Б. Неменского:
- Посмотрите, как слиты воедино мать и дитя в рисунке. Они словно единая скульптура – их не разлучить, не расколоть. - Великое счастье быть вместе! - На картине Б. Неменского рука матери также охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите! (слайд 7) |
Внимательно слушают, рассматривают слайды, добавляют свои предложения к рассказу.
|
Умеют образовывать и подбирать к словам слова – антонимы, строить полные предложения. |
8. | Творческое задание «Моя мама вместе со мной»:
1. Воспитатель раздаёт листы с силуэтами мамы. Один силуэт создан единой певучей линией, другой – корявой, ломаной линией. - Дети выберите силуэт, подходящий под те впечатления и чувства, которые вы получили после рассказа о «своей маме». 2. Предлагает подобрать к силуэтам тёплые, светлые (розовые, голубые, желтые и т.д.) тона и раскрасить. 3. Подготавливают выставку и проводят анализ детских работ. (слайд 8) |
Выполняют задание, выбирают правильно нужные силуэты, раскрашивают их, проводят анализ детских работ.
|
Умеют выбирать подходящий силуэт, подбирать под него нужные краски. Проводить анализ детских работ, излагать свои мысли понятно для окружающих. |
9. | Обращает внимание на то, что далее знакомиться будут с семейными портретами или «жанровыми картинами».
Задает вопросы детям: - Кто изображен на картине? - Во что одеты дети, мама? - Какие чувства испытывают персонажи картины? - Почему мама и девочка в центре картины? - Почему они такие спокойные? - Обратите внимание на позу девочки, о чем она говорит? (веселый, подвижный характер)
- Какие «говорящие» детали и изобразительные средства использовал художник? (банты, кружева, шелк, атлас)
(слайд 9) |
Рассматривают слайд, отслеживают и составляют описательный рассказ полными предложениями.
|
Умеют подбирать к существительным нужные прилагательные, глаголы.
Знают, что такое «говорящие детали». |
10. | Упражнение на развитие сенсорных способностей:
- На столике перед картиной кусочки шелка, кружева, атласа, парчи, бархат, жемчуг, потрогайте и выберите те материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины. - Какое настроение у вас возникает, когда вы рассматриваете картину? - Можно ли назвать эту картину «жанровой», т.е. относящейся к бытовому жанру? (слайд 10) |
Рассматривая слайд, играют в игру, выбирая материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины. Отвечают на вопросы.
|
Знают и умеют находить материалы, из которых сшиты костюмы героинь картины. Чётко и полными предложениями
отвечают на вопросы воспитателя.
|
11. | Игра «Подбери фрагмент к картине»
На экране 2 семейных портрета К.Е. Маковского и А.М. Герасимова. Ниже 4-6 фрагментов относящиеся к картинам. - Найдите и покажите, приложив, к какому произведению эти фрагменты относятся? (слайд 11) |
Рассматривая слайд, играют в игру, находят нужную картину по фрагменту.
|
Умеют выбирать подходящий фрагмент, прикладывать его к картине, делать вывод. |
12. | На экране все произведения. Воспитатель предлагает:
- Ребята, выберите картину, которая вам понравилась или не понравилась, объясните почему? Подводит итог обобщая. (слайд 12) |
Выбирают понравившуюся или не понравившуюся картину, объясняют, проводят анализ. | Умеют выбирать, делать выводы, описывать, проводить анализ. |
13. | Танец «Парная пляска» | Слушают музыку.
Выполняют движения танца. |
Умеют выполнять движения в такт музыки. |
Приложение к работе можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…
Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...
Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…
Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...
Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе
Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...