Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
«От Арктики до Антарктики»
Оформление: карта земного шара, глобус, фигурки животных и растений разных климатических зон, плоскостной макет земного шара в центре зала.
Программные задачи:
- Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях;
- закрепить представления о мире животных и растений, вспомнить их приспособленческие особенности к жизни в различных условиях;
- уметь устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и способами обитания животных и состоянием растений;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- дополнять ответы друг друга;
- продолжать учить аргументированным ответам на вопросы воспитателя;
- способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира;
- поддерживать желание изучать природу, оказывать посильную помощь в охране её ресурсов.
Ход занятия
Танец девочек, имитирующих природные зоны.
Звучит музыка Д. Лолей «Одинокий пастух».
Воспитатель читает стихотворение (показывает детям глобус):
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
- Ребята, чтобы изобразить огромную территорию нашей Земли, ученные составили карту земного шара (показывает карту).
- А для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму ученные изобрели модель Земли – глобус, на нем размеры уменьшены в десятки миллионов раз.
- Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как называется уменьшенная её копия?
(Глобус)
- Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой , что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
- Прежде всего, на глобусе есть два полюса:
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика!
Чтоб полюса мне не искать,
Должны вы их скорей назвать,
Потом на шаре и на карте показать.
(Дети показывают северный и южный полюсы на карте и глобусе)
- Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. Помогите, ребята мне расселить их на карте.
(Дети размещают белого медведя, моржа, тюленя.)
Воспитатель задает вопрос:
- Почему эти животные живут в Антарктике? ( питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У медведя теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, питается тюленями)
- А растения могут расти в Арктике? ( Нет, потому что там нет почвы).
- Белый цвет – холодных вечных льдов,
Цвет земли – особый, он теплей:
Тундра пролегла вдоль берегов
Северных Арктических морей.
Лето тут короткое, зима
– тянется полгода:
Солнца – нет;
Но природа в тундре все ж жива.
Кто живет здесь? Дай скорей ответ!
( Дети называют животных: полярный волк, северный олень, песец, лемминг: все хищники питаются мясом, рыбой имеют теплый густой светлый мех, белая куропатка и белая сова имеют пушистое оперение, светлую окраску, питаются насекомыми и мышами - пеструшками)
- Здесь можно даже цветы встретить: полярные маки, лютики, куропаточная трава, полярный одуванчик (показ) – и даже деревья: карликовые ивы и березы. Но они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров. Кто ответит: почему? (Ответы детей: короткое, прохладное лето.)
(Звучит музыка леса.)
Воспитатель:
Вы прислушайтесь, ребята, что за музыка слышна:
Шелест кроны, шум ручья, легкий шорох старых листьев
Все звучит в тиши лесистой.
- А вы хотели бы почувствовать себя хоть на одну минутку деревом?
Экологический тренинг:
Мои корни глубоко вошли в землю,
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.
- Тундра не сразу переходит в лес, сначала появляются отдельные деревья потом группы деревьев и наконец – хвойный лес, затем лиственный.
- Расскажите мне ребята
Чем богат лес,
Что растет здесь,
Кто считает своим домом
Тот дремучий мир зеленый.
(Дети выбирают животных живущих в лесу: волк, лиса, олень, еж, барсук , медведь, белка и размещают их на карте, отвечают на вопрос воспитателя: почему это лесные жители? Размещают растения произрастающие в лесной полосе: сначала хвойные – ель, сосна, кедр, потому что они не требовательны к теплу, затем лиственные - липа, дуб, тополь ,береза, клен – нуждаются в тепле и свете)
Воспитатель: (показывает на зону пустыни)
- Что за желтые поляны
Нам на глобусе видны?
Ребенок:
То пустыни и барханы,
И горячие пески …
Воспитатель:
Что же может там, расти
И жару перенести?
(Дети прикрепляют фигурки антилопы - джейрана, беркута, черепахи, верблюда варана, рассказывают о животных пустыни. Растения: саксаул, верблюжья колючка, песчаная осока.)
Воспитатель:
Пальмы, бамбуки, лианы
Крокодилы, обезьяны,
Черепахи и слоны…
Подскажите-ка ребята,
Обитают где они?
Ребенок:
В Африке, в тропиках.
Там и влажно и тепло
В джунглях зелени полно.
Ребенок:
А в саванне там и тут
Средь высоких трав живут
Зебры, носороги, львы
И мартышки – шалуны.
Воспитатель:
Разместите их, скорее в зону проживания…
И растения достойны вашего внимания.
(на карте размещаются слон, крокодил, бегемот, обезьяны, носорог, зебра, страус, лев; растения: лианы, бамбук, баобаб, пальмы)
Воспитатель:
А теперь вопрос такой:
- так почему же голубой
Наш общий дом, наш шар земной?
(Ответы детей : потому что большую часть поверхности земли покрывает вода. Рассматривание на глобусе и карте.)
1 ребенок:
Из недр земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставший вмиг…
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут.
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь…
2 ребенок:
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
Аутотренинг «Игра с волной»:
Ведущий изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. Дети наблюдают за движением «волны». Как только «волна начинает накатывать на берег» (ведущий двигается к детям), дети убегают. «Волны откатываются в море» (ведущий отходит), и дети снова подбегают к кромке «моря».
Воспитатель:
Молодцы ребята, смело можем мы теперь
Путешествовать по карте и по глобусу весь день,
Погулять по континентам, плыть по морю в океан
Пробираться сквозь пустыни, прыгать смело по горам
И узнать немало стран.
Читайте также |
---|
Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение»
Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение» Воспитатель: Спиридонова Н.Н., Спиридонова Н.М., Верещагина И.Ф. Воспитанники ДОУ: Еремеев Даниил, Цымбал...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы» (Для детей подготовительной группы) Цель: продолжать помогать детям осваивать...
Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...