Конспект НОД по экологическому воспитанию «Река – дом для животных и растений»

В подготовительной группе

 

Цели и задачи.

1. Уточнить представления детей о реке как сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей.

2. Упражнять детей в установлении цепочек питания.

3. Закреплять знания детей о приспособленности. животных к среде обитания.

4. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности во время отдыха на реке.

5. Развивать мышление детей.

Материалы к занятию.

Игрушечные рыбки, фланелеграф, набор карточек с изображением обитателей водно-прибрежной зоны, полоска голубой ткани(«река»), пустые банки, рваная бумага и другой мусор, рюкзаки. Материал для рисования: плотная бумага квадратной формы, цветные карандаши.

 

Ход занятия

Дети садятся полукругом. Воспитатель сообщает, что пришли необычные гости, но, чтобы узнать, что это за гости, необходимо отгадать загадку. Загадывает загадку.

Плавают под мостиком

И виляют хвостиком,

По земле не ходят,

Рот есть, да не говорят,

Глаза есть, не мигают,

Крылья есть, не летают. (Рыбы.)

Педагог сообщает, что гости-красивые рыбки (ставит игрушки на видное место). Воспитатель говорит, что рыбки решили поселиться там, где живу другие рыбы, но не знают где. Дети отвечают, где могут жить рыбы.

Педагог предлагает детям отгадать загадки.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий-в море.

Течет, течет не вытечет,

бежит, бежит-не выбежит. (Река.)

Воспитатель просит детей рассказать, какие обитатели живут в речном «доме». Предлагает каждому взять по одной картинке. Рассмотреть ее. (Картинку с изображением человека оставляет себе). Делит тесьмой фланелеграф пополам, показывает: верх-это берег, низ-это водоем. Предлагает детям по очереди сказать, что изображено на картинке, и разместить ее на фланелеграфе в соответствии с местом обитания растения или животного.

Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они побыть красивыми лягушками. Педагог зовет лягушку: «Лягушка-квакушка, выходи!» Появляется лягушка.

- Раньше были мы икрою, ква-ква!

А теперь мы все герои, ать-два!

Головастиками были, ква-ква!

Дружно хвостиками били, ать-два!

А теперь мы лягушата, ква-ква!

Прыгай с берега, ребята, ать-два!

И с хвостом, и без хвоста,

Жить на свете красота!

Дети имитируют движения лягушки в воде. Воспитатель задает детям вопросы: «Что помогает лягушкам плавать? Кем раньше была лягушка? Откуда появились головастики?» Затем дети имитируют, как лягушки выпрыгивают из воды, прячутся в траве, ловят комаров. Педагог задает вопросы: «Почему лягушка зеленого цвета? Что помогает ей поймать комара?»

Дети садятся на стулья. Воспитатель говорит, что в реке растет волшебная кубышка. В ней находится записка. В записке кубышка просит детей поселить рыб в реке, а для этого надо прочитать название рыбы. Воспитатель берет около кубышки карточки, раздает детям, которые по одному читают названия рыб. Педагог спрашивает, хотят ли теперь дети побыть рыбками. Появляется рыба.

Рыба.

- Плавают рыбешки

В нашей речке чистой,

Плавают рыбешки быстро,

Быстро, быстро!

Рыбки-рыбешки все хороши:

Папы и мамы, и малыши.

Дети имитируют движения рыб. Воспитатель задает вопросы: «Как рыбы приспособлены к жизни в воде? Что им позволяет быстро плавать в воде?»

Дети садятся. Воспитатель говорит, что не случайно столько растений и животных живут рядом. Они нуждаются в воде, зависят друг от друга. Просит детей рассказать, кто кому нужен, кто кем питается. Педагог подводит итог.

- Жизнь на берегу и в реке сложная, все кто там живет, нужны друг другу. Поэтому нельзя сказать кто вредный, а кто полезный, все зависят друг от друга.

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинку с изображением человека, предлагает подумать, нужен ли он кому-нибудь в этом сообществе. Подводит детей к выводу: человек не нужен этому сообществу, а вот человеку природа просто необходима. Воспитатель делает вывод, что реку и берег надо охранять, не загрязнять.

Педагог предлагает детям дать совет гостям-ответить рыбкам на их вопрос, куда им лучше поселиться. Выслушав детей, обращается к рыбкам: «Вам, дорогие рыбки, не следует селиться ни в аквариуме, ни в море, ни в реке. Ведь вы не живые, а сделаны из пластмассы. Ваше место на полке в детском саду, среди друзей-игрушек. А в реке вы не нужны, вы только ее замусорите».

Дети, а сейчас мы с вами расскажем о том, нельзя загрязнять реку, надо охранять ее.

Инсценировка: «отдых на реке».

Действие первое.

  К реке приходят отдыхающие. Они размещаются на берегу реки, имитируют разведение костра, едят, веселятся, оставляют после себя мусор. На берегу остается небольшой участок, свободный от мусора. Появляются новые отдыхающие, которые ходят вдоль берега и не могут найти чистое место.

1-й ребенок.

- Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

2-й ребенок.

- Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

3-й ребенок.

- Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели:

4-й ребенок.

- Жгли костер, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли конечно мимо…

1-й ребенок.

- Эй, ребята!

Ведущий.

- Крикнул Дима.

1-й ребенок.

- Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Действие второе.

На берегу остались только главные герои. Они едят, разбрасывают мусор, рвут цветы. После отдыха оставляют мусор на берегу. Идут домой.

1-й ребенок.

- Мы купались, загорали.

2-й ребенок.

- Жгли костер, в футбол играли.

3-й ребенок.

- Веселились как могли!

Пили квас, консервы ели.

4-й ребенок.

- Хоровые песни пели…

Все вместе.

- Отдохнули и ушли! (уходят)

Ведущий.

- И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых ими склянки,

Словом, мусора гора!

Действие третье.

Снова появляются главные герои и пытаются найти место для отдыха. Подходят к кучам мусора, возмущаются. Собираются уходить домой.

1-й ребенок.

- Мы приехали на речку.

2-й ребенок.

- Понедельник провести.

3-й ребенок.

- Только чистого местечка

4-й ребенок.

- Возле речки не найти.

Уходят, но их останавливает ведущий.

Ведущий: «Постойте, дети! Я знаю, как помочь вам и реке. Давайте позовем ребят, и все вместе очистим берег от мусора». Все убирают мусор в корзины. Как только берега станут чистыми, появляется Живая Река.

Река.

- Спасибо ребята! Я думала мне придется погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах.

Главные герои виновато опускают головы и собираются уходить. Река их останавливает.

Река.

- Погодите! Я зла не помню. Вы ведь тоже мне помогали, оставайтесь, будем друзьями! Я приготовила всем подарки.

Река приносит поднос со стаканами чистой воды.

Ведущий.

- Давайте поблагодарим реку за такой подарок. Ведь без воды мы не сможем жить. Чистая вода-это замечательный подарок, к сожалению, на Земле ее остается все меньше. Мы должны беречь наши реки!

Дети.

- Спасибо!

Ведущий.

- Уважаемая река! А мы нарисуем для тебя охранные знаки, на которых будет указано, что запрещается делать во время отдыха на реке.

Дети рисуют знаки, потом дарят их Реке.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и...

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...