«Лекарственные растения Самарской Луки - средство оздоровления организма человека»
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

 

Цель: Формировать познавательный интерес в области экологического воспитания.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, безопасность, коммуникация, музыка.

Образовательная область – «Познание»

- формировать потребность познавать природу в своей малой Родины;

- знакомить детей с лечебными свойствами растений.

Образовательная область – «Социализация»

- формировать умение общаться;

- вежливо откликаться на предложение общения.

Образовательная область – «Безопасность»

- формировать навыки культуры поведения в природе (собирать лекарственные растения в определенное время и месте);

- формировать умение различать ядовитые лекарственные растения (ландыш) их ценности для здоровья, правил поведения.

Образовательная область – «Коммуникация»

Развитие общения

- формировать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности.

Звуковая культура речи

- формировать умение регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;

- упражнять в умении задавать продуктивные вопросы в процессе общения.

Связная речь

- формировать умение комментировать свои действия в процессе деятельности;

- развивать умение выразительно читать стихотворение.

Формирование словаря

- совершенствовать умения согласовывать слова в предложения.

Образовательная область – «Музыка»

- формировать представление об исполнительстве музыкального произведения;

- формировать умение использовать музыку для передачи собственного настроения;

Предварительная работа - рассматривание лекарственных растений (гербарий), просмотр слайдов «Где произрастают лекарственные растения родного края» (Самарской области). Чтение познавательной литературы о лекарственных растениях. Разгадывание кроссвордов, прослушивание музыкальных произведений.

Демонстрационный материал – слайды о родной природе, экран, шапочки-ободки (ромашка, подорожник, крапива, ландыш, одуванчик) конверт с загадками, конверт с иллюстрациями лекарственных растений, витаминный чай.

Методические приемы – беседа, рассказ, создание проблемной ситуации, дидактическая игра, подвижные игры, просмотр слайдов, пение музыкальных произведений, пальчиковая игра.

 

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся в царство Самарской Луки. растений. А вы знаете что такое Самарская Лука?

Сама́рская Лука́ — самая большая, значительно выраженная и известная излучина реки Волги, в нижнем её течении между селом Усолье и городом Сызрань. Омывается водами Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Это ещё заповедник, где под охраной государства находятся все природные богатства. А мы сегодня поговорим о мире растени

(Воспитатель загадывает загадки.)

1. Ах, не трогай меня,

Обожгу без огня. (Крапива.)

2. Рос шар бел, дунул ветер-

шар улетел. (Одуванчик.)

3. Нарядное платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет,

На красивой одёжке. (Ромашки.)

4. Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник.)

5. Колокольчик из фарфора,

Зазвинел: «Динь-Дон, динб-дон»

И разлился в чашах бора,

Мелодичный перезвон. (Ландыш.)

Воспитатель: Эти растения называют лекарственными. Дети, как вы думаете, для чего они нужны человеку?

Дети: Чтобы вылечиться с помощью лекарственных растений.

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение (автор)

«Зеленая аптека»

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду,

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Вот «зеленая аптека» Помогает вам, ребята!

Здесь в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать. (Стасенко Галина Николаевна.)

Воспитатель: «О каком значении растений говорится в этом стихотворении?»

Дети: «О лекарственных растениях»,

Воспитатель: «Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать, заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни «волшебными» травами.

Предлагаю пойти в лес и на сказочный луг, они так манят своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок….»

Воспитатель: А сейчас устроим привал.

Воспитатель: Пока отдыхаем на берегу реки, давайте поговорим о правилах сбора лекарственных растений.

1. Надо хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения надо складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Звучит фонограмма «Звуки леса». Выходит Фея Леса.

(Воспитатель надевает накидку и венок на голову.)

Фея Леса: 

Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Ребята, давайте сейчас покажем, как растут цветы на поляне.

Проводится пальчиковая игра «Цветок»

Цель - развитие гибкости пальцев рук и кисти.

****************

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают (наклон кистей рук вправо и влево)

Фея Леса: Этот цветок в народе зовут сестрой милосердия. Утешит в беде, поддержит, поднимет больного. Аптечную ромашку можно узнать по запаху. Если в лесу, у костра, вас начнут одолевать комары – бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут. (Под музыку появляется девочка-ромашка.)

Воспитатель: «Милая ромашка, а чем ты полезна?»

Ромашка:

 Если случится тебе простудиться.

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Воспитатель: 

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(Под музыку появляется мальчик-подорожник.)

Подорожник: Здравствуйте ребята, это я - Подорожник.

Воспитатель: «Дети, а кто знает легенду о том, как были открыты целебные свойства подорожника». (Дети рассказывают легенду.)

Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненной листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Подорожник: 

С названием простым и тревожным

Невзрачный цветок – подорожник

Растет у российских дорог.

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Воспитатель: Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальцы порезал, сердце болит, беги ко мне срочно! Я помогу!

Воспитатель: 

Отгадайте загадку.

Злая как волчица

Жжется как горчица

Что это за диво?

Это же… (Крапива.)

Выходит ребенок и рассказывает о крапиве: «Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение».

Воспитатель: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?

Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.

Воспитатель: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.

Вопросы:

Ребята, подумайте и объясните смысл этих поговорок:

1.Жгуча, крапива родится, да в щах пригодится.

2.Хоть и не огонь, а жжется.

Воспитатель: Лекарственные растения – это тоже цветы.

Музыкальная физминутка "Танец цветов»

Воспитатель: «А теперь, ребята, проверим, как вы знаете лекарственные растения»

Игра – викторина

(Дети делятся на две команды. Ответ на поставленный вопрос они показывают карточкой.)

1. Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. (Чистотел.)

2. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки… (Одуванчик.)

3. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдет мимо человек, пробежит зверь – уцепится плод и путешествует. А где упадет – может вырасти. (Репейник.)

4. Какую траву любят кошки. Какую болезнь лечат этой травой? (Валериана. Сердечные болезни). На экране появляется картинка.

(Ландыш, листочки поникли, колокольчики опустили голову.)

Воспитатель обращает внимание детей: Что случилось?

(Создание проблемной ситуации.) Дети отвечают, что же сними случилось.

Ребенок: Люди не всегда берегут растения и животных. Было время, когда мы ландыши чуть не исчезли с лица земли. Наши цветочки превращаются в красные ягоды, они ядовиты. Но препараты, изготовленные из ландыша, улучшают работу сердца»

Воспитатель: Вот чудеса! И лекарство и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой воде. Ребята, а куда заносят редких и исчезающих животных и растения?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: У нас уже есть Красная книга, и мы будем пополнять ее содержание лекарственными растениями.

*********************

Пора бы человечеству понять,

Богатства, у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как – мы, такая же – живая! (Поддержание ситуации успеха.)

Игра «Угадай, кто я?» (По принципу игры "Данетка".)

 На голову ребенка одевается маска – шапочка с изображением растения. Ребенок не видит, что изображено на маске. Его задача – угадать кто он. Для этого он задает наводящие вопросы товарищам по игре, что бы дать правильный ответ. Вопросы должны быть поставлены для ответов «да» или «нет». Например:

 Я цветок? – да

 Я расту в лесу? – да

 Я расту на клумбе? – нет

 Я беленький? –да

 Я оранжевый? – нет

 Я лекарственный цветок? – да

 Я ромашка? – да  /3-4 описание/

Проводиться гимнастика для глаз «Аленький цветочек» Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза). Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам). 

Проводиться дидактическая игра «Кто быстрее соберет картинку»

Детям раздают разрезные картинки с различными лекарственными растениями.

Воспитатель: Все, что создано природой, должно оставаться в неприкосновенности.

Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови! (И. Л. Холодковский.)

Воспитатель: Ребята, назовите пословице и поговорки о здоровье.

  • Без здоровья нет хорошей жизни. 
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Заболеть легко - вылечиться трудно.
  • За вредные привычки не держись.

Итог НОД

С какими лекарственными растениями сегодня вы познакомились на занятии?

Мы с вами будем дальше продолжать работать по этой теме. В дальнейшем будем пополнять Красную книгу лекарственными растениями нашей Самарской области.

Чаепитие.

Дети пробуют различные травяные чаи.

Ты, дружок.

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Все что зовется Родиной твоей!

 

Литература.

1. И.Шабанова. Томск ,2007.-с.-(Детские загадки).

2. Г.Н. Стасенко «Зеленая аптека».

3. В. Верзилин "Растения в жизни человека" М.-Л.: Детгиз 2000 г.

4. Л.И. Грехова "В союзе с природой". Издательство: Илекса, Сервисшкола, 2000 г.

5. В.П. Махлюк "Лекартсвенные растения в народной медицине". Изда-во: Букинист -1992 г.

6. Л.И. Именицкая "Мир растений", М. - Профис, 2007 г.

7. Т.М. Бондаренко "Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада". Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2011 г.

8. Г.Н. Стасенко «Зеленая аптека».

9. Источник: http://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-v-stihah#ixzz3HFrmKV8d

Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Читайте также

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...