Конспект образовательной деятельности окружающий мир в старшей группе

Тема "Как появляется звук"

Цель занятия: расширить представления детей о звуке. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о видах звука.

Задачи: развивать понимание причины возникновения звука: колебания предметов. Объяснить причину возникновения звуков речи. Воспитывать культуру общения, интерес к занятию.

Материал: расческа, линейка, стеклянный стакан, колокольчик, деревянная тарелка , лист бумаги, фонограмма Русской народной песни.

Ход занятия: Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, вы хотите знать, как появляется звук ?

Дети: Да.

Воспитатель: Садитесь на стулья, за столы. (Дети сели).

Воспитатель: Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Перед вами предметы: стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная тарелка (стучит).

Входит Петрушка громким голосом говорит

Петрушка: Здравствуйте, я тоже хочу с вами заниматься! Дедушка Знай передал вам волшебный сундучок.

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка, только почему ты так кричишь? это опасно, ты можешь повредить голос.

Присоединяйся к нам, будешь заниматься вместе с нами.

Скажите друг другу тихо шепотом звук «а»

А сейчас повторите этот звук так, чтобы услышали все.

Что мы для этого сделали?

Дети: сказали громким голосом

Воспитатель: Откуда выходили громкие звуки?

Дети: Из горла.

Воспитатель: Поднесите руку к горлу, только осторожно не сдавливая его. Произнесите звук «а» шепотом, громко, тише.

Что вы почувствовали под рукой? (Когда говорили громко в горле что-то дрожало; когда говорили шёпотом, дрожания не было).

Ребята, вы почувствовали дрожание голосовых связок. Их можно сравнить с тонко натянутыми ниточками. Для того чтобы сказать слово, надо чтобы ниточки тихонько задрожали .

Опыт 1  

С натянутой тонкой нитью ; из нее извлекается звук , если дернуть за нить .

Что надо сделать, чтобы звук был громче?

Дети: дернуть сильнее - звук усилится.

При громком разговоре, крике наши связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить, ведь если сильно дернуть за нить, она порвется. Надо разговаривать спокойно, без крика, беречь голосовые связки.

-Ребята, давайте посмотрим что нам прислал в волшебной шкатулке дедушка Знай.

Загадка1

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (линейка)

Опыт 2

Рассмотрим деревянную линейку и выясним, есть ли у нее голос.

Если линейку не трогать, она не издает звуков.

Прижимаю один конец к столу, дергаю за свободный конец- возникает звук.

-что происходит в этот момент с линейкой?

Дети: она дрожит

(рукой останавливают дрожание)

-продолжается ли звук?

Дети: он прекратился.

Загадка 2

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (расческа )

Опыт 3

(воспитатель достает из сундучка расческу)

Давайте выясним, может ли расческа издавать звуки.

Для этого я предлагаю вам взять медиатры.

Дети проводят по концам зубьев – получается звук. (зубья расчески дрожат от прикосновения и издают звуки.)

Ребята, вы хотите ,чтобы звук стал громче ?

Для этого надо поставить расческу одним концом на стул.

(Повторяем опыт. Выясняем почему звук стал громче.)

Воспитатель предлагает одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время легонько пальцами коснуться стула .

Воспитатель: Что чувствуют пальцы? Дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше , поэтому звук громче .

А сейчас представим, что мы гуляем по лесу. Вдруг мы заблудились. Пытаемся позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту .

(дети кричат «ау»)

Воспитатель: что ощущают руки?

Дети: дрожание

Воспитатель: Стал ли звук громче?

Дети: звук усилился

Воспитатель: Делаем вывод, что от голоса руки начинают дрожать, звук становится сильным.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и поиграть в артистов русского народного ансамбля.

А в качестве инструмента у нас будут – расчески, бумага и колокольчики .

(включается фонограмма)

-Дети, в моем сундучке есть для вас подарки, которые могут издавать звук.

(детям раздаются гудки)


 

Используемая литература:

Т.Н.Девятова «звук волшебник»

А.Ершова, В.Букатов «возвращение к таланту: педагогам о социально-игровом стиле работы»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа) Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками. Задачи: Образовательные: формировать представления о...

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль...

Педагогический проект «Огород на окне»

Педагогический проект «Огород на окне» Паспорт проекта: Наименование проекта Огород на окне Образовательная область Познавательное развитие Актуальность проекта Дети, наблюдая за растениями, не подозревают, что рост растений...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...