Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с малой родиной на тему
«Путешествие на «Казачий остров»

 

Образовательная область: познание.

Вид деятельности: непосредственно – образовательный.

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, традициях казаков.

Программное содержание:

- познакомить детей с бытом казаков, домашней посудой и утварью, гербом, флагом, гимном Брюховецкого района;

- развивать мышление, память;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, традициям казаков.

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, альбома «Казачий край», чтение стихотворений о станице, пословиц, поговорок, загадок, экскурсия в музей «Казачий быт».

Словарная работа: кочерга, макитра, крынка, древко, полотнище, навершие, свиток, булава, пернач, насека, флаг, герб, гимн.

Материалы и оборудование: карта Брюховецкого района, посуда старинная, коврики, одежда казака, предметы домашней утвари, книга, изображение флага и герба Брюховецкого района, музыкальная запись гимна Брюховецкой.

 

Ход занятия

В. Дорогие ребята! Предлагаю вам отправиться в путешествие на «Казачий остров». Чтобы оказаться на этом острове не нужно ехать на поезде, лететь на самолете или плыть на корабле. Достаточно выйти из детского сада и пройти на остров. И перед вами откроется удивительный мир прошлого и настоящего.

Послушайте стихотворение нашего писателя В.Д.Нестеренко «Родина».

Нитка голубая

Вот зеленый бережок

Даль за ним степная

Здесь трава всегда густая,

Лошади пасутся.

Эти тихие места

Родиной зовутся.

В. Ребята, а вы любите свою станицу?

Д. Да.

В. Как называется наша станица?

Д. Брюховецкая.

В. А кто знает почему?

Д. Она названа в честь первого атамана Ивана Мартыновича Брюховецкого.

В. А что вы знаете еще о станице? (Ответы детей.)

В. Как называется район, в котором мы живем? (Брюховецкий.)

В. Посмотрите на карту, какая большая территория Брюховецкого района.

(Ответы детей.)

В. В нашей станице есть свои интересные места и достопримечательности. Назовите мне их. (Ответы детей.)

В. «Казачий остров» одно из любимых мест наших брюховчан. Он существует недавно. Его основали казаки нашей станицы.

В. Я знаю, что у каждого человека есть дом, вот и у казака есть хата.

В. Здравствуйте, принимайте гостей.

Атаман. Здравствуйте, дорогие гости! Проходите в хату, посмотрите, как жили Брюховецкие казаки и казачки. Казачья хата: печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованные и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка. На стене в красном уголке висит икона, на другой стене семейные фотографии, вышитые рушники, одежда казака.

Казачки занимались ткачеством, прядением, готовили пищу, смотрели за детьми. Казаки служили в разных войсках, а еще выращивали пшеницу, рожь, овес, просо, гречиху, ухаживали за домашней птицей и животными. В доме были предметы домашней утвари, кочерга, ухват, рубель, макитра.

В. Как вы думаете, где они используются? (Ответы детей.)

В. Послушайте кубанские загадки и отгадайте их.

Игра «Отгадай»

  1. Висит, телепается, всяк за него хватается. (Рушнык.)
  2. Новая посудына, уся в дырах. (Решето.)
  3. Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась (лопата).

Д. Рушнык, решето, лопата.

В. Давайте поиграем в игру «Назови и сравни»

Атаман. Гости в хате, а на столе макитра, крынка. Как вы думаете, что такое макитра, крынка?

Д. Это кувшин.

В. Правильно.

В. Стол накрывали вышитой скатертью. На стол ставили крынку из глины с молоком, деревянную сахарницу, металлические кружки, самовар.

В. Как вы, думаете, правильно они делали? А ты как думаешь Влад? А ты Катя?

В. Я вам буду говорить пословицы, а вы продолжите.

Игра «Скажи правильно»

«Землю красит солнце, а человека (труд).

«Без труда не вынешь и (рыбку из пруда).

«Человек без друзей, что (дерево без корней).

«Сам погибай, а (товарища выручай).

«Не красна хата углами, а (красна пирогами).

«Нет друга ищи , а (нашел береги)

Атаман. А теперь пройдем в другую комнату. У каждого района есть свой флаг, герб, гимн.

В. Как вы думаете для чего? (Ответы детей.)

В. Флаг - это символ доблести и чести Брюховецкого района. Всегда казаки относились к флагу очень уважительно. Давайте рассмотрим флаг. Из каких частей он состоит? (Древко, полотнище, навершие.) Флаг создан на основе герба Брюховецкого района.

Белый развёрнутый свиток - это грамота Екатерины Великой черноморцам на владение кубанскими землями.

Булава, пернач и насека — главные войсковые символы казачьей власти. На флаге Брюховецкого района они символизируют мужество и самоотверженность местных казаков.

Малиновый цвет символизирует достоинство, славу, величие.

Зелёный цвет является символом жизни, здоровья, роста, природы.

Жёлтый цвет (золото) — символ богатства, урожая, стабильности, уважения и интеллекта.

Белый цвет (серебро) — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

В. А что означает малиновый и зеленый цвет? (Ответы детей.)

В.Ребята герб и флаг играют большую роль и в наше время? А где используют флаг Брюховецкого района? (Ответы детей.) Казаки очень ловкие и смелые люди, и каждый день делают зарядку. Давайте и мы сделаем.

Физминутка:

Каждый день по утрам 

Делаем зарядку.

Очень нравится нам,

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

В. Герб также является отличительным знаком нашего района. Ребята посмотрите на наш герб. На гербе изображено то, чем гордится наш район. «В пересечённом пурпуром и зеленью поле поверх серебряного развёрнутого свитка, поставленного в укороченный столб, золотая насека с золотым навершием, подтоком и двумя кистями на шнурах. Поверх всего положенные в косой крест атаманская булава и пернач того же металла».

В. Давайте поиграем в дидактическую игру «Символы района». Необходимо найти герб и флаг Брюховецкого района.

В. Назовите мне наши символы.

В. Гимн – это главная песня нашего района, исполняется в торжественных случаях. Если флаг и герб мы с вами видим в этой комнате, то гимн нам сейчас включит Атаман. Вот послушайте слова гимна. (Слушаем гимн.)

В. Замечательный гимн. И мы тоже должны знать слова нашего гимна. Мы граждане Брюховецкого района должны обязательно выучить песню.

В. Вот закончилось наше путешествие по «Казачьему острову.

Атаман. Ребята, понравилось вам у нас? Приходите еще. Помните нас ребята, наши традиции, игры, любите свою малую Родину, уважайте старших, любите родителей, помните предков, и мы обязательно встретимся еще. До свидания.

В. Спасибо Атаман за интересное путешествие по «Казачьему острову». До скорой встречи.

В. А теперь поиграем в казачьи подвижные игры «Игра в шапку», «Казаки».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Читайте также

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...

Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я»…

 Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я» в подготовительной группе

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена...