Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Такие разные куклы»

 

Цель: научить детей любить и уважать народную культуру через образ тряпичной куклы.

Задачи:

- Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.

- Показать своеобразие, красоту русского фольклора.

- Познакомить детей с народными праздниками, расширить кругозор детей в области народной культуры.

- Обучение приёмам изготовления куклы в соответствии с народными традициями.

- Воспитывать нравственно-эмоциональные качества (трудолюбие, терпение, аккуратность).

- Воспитывать чувство гармонии, художественный вкус, живой интерес к народной культуре.

- Развивать остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию руки под контролем глаз.

- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 

Ход занятия

Дети заходят в зал под музыку.

Ведущий: Ребята, а сегодня у нас гостей, да с разных волостей. Поздороваемся с ними.

Здравствуйте!

Веселья вам, да радости.

Удобно ли вам гости дорогие?

Всем ли вам видно?

Всем ли слышно?

У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать, да на других посмотреть. Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится.

Эй, вы люди добрые!

Слушайте! Слушайте! Слушайте!

Как у нас бывало на святой Руси,

А то не соколы да слетаются,

А то мастера на ярмарку съезжаются!

(Выходят мастера к своим столам.)

Под русскую народную мелодию с разных концов сцены выбегают 2 скомороха-зазывалы:

1-й скоморох: Внимание, внимание, внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ!

Тебя ярмарка зовёт!

2-й скоморох: На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох: Что душа твоя желает,

Всё на ярмарке найдёшь.

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдёшь.

2-й скоморох: Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей.

Народ собирается.

Наша ярмарка открывается.

(В середине двое скоморохов делают воротца, через них проходят дети.)

- Эй, честные господа!

К нам, пожалуйста, сюда!

- Как у нас ли, тары - бары,

Всяки - разные товары.

- Подходите, подходите!

Посмотрите, посмотрите!

- Кому игрушки!

- Кому баранки!

- Кому платки расписные!

- Небольшой расход, подходи, народ!

Хохломские мастера:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека,

И не кольца, и не брошки –

Расписные чудо – ложки!

А посуда хороша,

Так и радуется душа!

Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

(Игра детей на ложках.)

Ведущий: Солнце красное встаёт к другой лавке спешит народ.

Продавец платков:

Люди! Подходите!

Платки поглядите!

Один красный, другой синий,

А уж третий так хорош,

Покупай-ка на свой грош.

(Танец с платками.)

Ведущий: Пока дружно мы плясали,

Мастера новые приезжали!

Лавку открывают

Гостей к себе зазывают!

Продавец игрушек:

Хоть весь базар обойдёшь

Лучше барынь не найдёшь

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходи скорее, и вам понравятся.

Продавец тряпичных кукол:

Подходите, подходите!

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы и ситцы и шелка,

Мы и ситцы и шелка,

Обереги, кольца, брошки,

И весёлые куклёшки.

Мои куклы разбирай-ка,

Детям радость доставляй-ка!

Ведущий: Ой, куколки, да какие нарядные. Из чего они сделаны? (из ткани). Как такие куклы называются? (тряпичные). А вы бы хотели иметь эту куколку у себя?

На ярмарке мы побывали. Много интересного видали. А теперь предлагаю отправиться в мастерскую, где делают кукол.

Мастерица кукол:

Я приглашаю вас в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. Я вам столько интересного и нового расскажу, только слушайте внимательно.

В старину когда-то

Время не теряли.

Вечерами зимними

Много пряли, ткали…

А ещё когда-то

Куколок крутили,

Под рукой что было –

Из того лепили…

Глиняное солнышко

Лыком украшали.

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы веселушки

Беды выметали.

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век,

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Нам передавали.

Дети, посмотрите, какую куклу я вам принесла. Чем эта кукла отличается от современной? (Она не имеет лица, изготовлена из ткани, связана ниточками.)

Это куколка Колокольчик (куколка Добрых вестей). Родина куколки – Валдай. У неё три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. И счастье тоже складывается из трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придётся не лениться

И старанье приложить!

Только работа эта хитрая и не у всех в руках спорится, недаром в народе говорят: «Одной рукой узел не завяжешь». Значит для того, чтобы сделать куколки нужно помогать друг другу. Нашим детям будут помогать их мамы.

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Наша куколка гуляла.

(Шагают по столу средний и указательный пальчики.)

И играла, и плясала.

(Шагают по столу безымянный и средний пальчики.)

До чего ж она устала –

(Шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики.)

Забралась под одеяло.

(Ребенок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её.)

Способ изготовления тряпичной куклы:

  1. Берём вату, скатываем шарик.
  2. Шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его.
  3. Получилась первая нижняя юбочка (из плотной ткани).
  4. Берём круг поменьше, так же надеваем и обвязываем.
  5. Берём самый маленький круг, обвязываем.
  6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
  7. Прикладываем сложенный белый лоскут к головке так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1см подгиба.
  8. Для того, чтобы получились руки, надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками, завязать на расстоянии 1см от края.
  9. Надеваем на голову венок.
  10. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками назад.

Вот и всё, куколки готовы. Посмотрите, какие они красивые и нарядные. Давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось?

Вот все куколки подружки

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах расписных

Эти куклы наши.

Какую куклу мы с вами научились делать сегодня? (тряпичную). Где продавали свои изделия мастера? (на ярмарке). Что вам больше всего сегодня понравилось?

Молодцы, ребята, внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все старались на славу. У вас получились замечательные куклы.

Вы кукол не бросайте,

Вы их оберегайте.

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить,

Тепло, добро и счастье

Ваше сторожить.

За ваше старание я хочу угостить вас сладкими петушками. А теперь мы с вами прощаемся, до следующих встреч.

Вот и солнце закатилось –

Наша ярмарка закрылась!

Ведущий: Наши куклы дороги и ярки

Примите их в подарки

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи…

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи дошкольников

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за...

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...