ООД в средней группе «Русские традиции»

 

Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представление о русском быте.

Задачи:

  • Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Совершенствовать умение лепить из теста.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.

Ход образовательной деятельности

    1. Орг. момент.

Дети входят в групповую комнату.

- Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Психогимнастика

Давайте нашу деятельность начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю гостям добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Давайте улыбнемся друг другу, и подарим хорошее настроение гостям.

-Ребята, посмотрите на меня, что на мне надето?

- Сарафан.

- Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?

Дети:

- В старину.

Воспитатель:

- Да, этот сарафан из далекого прошлого. (Посмотрите какую еще одежду носили.) (Слайд.)

Мы сейчас живем, в какой стране?

Дети:

- В России!

Воспитатель:

- Правильно, а в старину называли Русь – матушка. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие традиции существовали на Руси?

Дети:

- Да!

    1. Тема ООД

Воспитатель:

- Тогда, возьмемся за руки, отправимся в путешествие. (Идут змейкой, друг за другом, держатся за руки под минусовку во поле береза стояла.)

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Дети, куда же пойдем? Направо или налево?

Дети:

- Прямо.

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?

Дети:

- В избу.

Воспитатель:

- Правильно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

Дети:

- Здесь стоят самовар, печка, и т.д.

- Посмотрите, как здесь чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас, наверно, в квартирах тоже тепло? А от чего у вас тепло в квартирах?

Ответы детей.

А как вы думаете, почему раньше в избах батарей не было, а было тепло?

Ответы детей.

Конечно, посмотрите, какая здесь печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. (Слайд «картинка печки».)

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси. (Проговорить с детьми хором, по одному ребенку.)

Почему так ласково люди обращались к печке? – ответы детей.

(Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было.)

– А я любила в детстве, когда гостила у бабушки, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?

Сядьте поудобнее, спина ровная, внимание на экран.

Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.

(Показывает иллюстрации из сказок, дети отгадывают сказки.) (Слайды «Колобок», «Гуси-лебеди».)

Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:

«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)

С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?

Ответы детей: с хлебом.

А какой вы любите хлеб?

Ответы детей.

Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?

Ответы детей.

Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?

(Слайд.)

Ответы детей: из магазина.

А как он в магазин попал, я вам сейчас покажу. (Слайд.)

Физминутка:

Подрастает зёрнышко –

Потянулось к солнышку ------- (Потянулись.)

С ветерком оно играет ---- (Руки вверх.)

Ветерок его качает ------- (Прогнулись.)

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! ----- (Наклоны туловища, присели.)

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. ----- (Ходьба до пят.)

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! --------- (Руки вверх и потянуться.)

(«Откуда хлеб пришел» на проекторе.)

1 слайд «Вспахивают поле».

2 слайд «Сеют пшеницу».

3 слайд «Первые всходы».

4 слайд «Спелые колоски».

5 слайд «Уборка урожая».

6 слайд «Везут урожай на мельницу, для того чтобы перемолоть зерна и получить муку».

7 слайд «Из муки замешивают тесто и пекут хлеб».

Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.

А хотите каравай сами испечь? (Пройдите к столам.)

Пальчиковая гимнастика.

Сейчас мы подготовим наши пальчики к работе

Тесто мы месили, (Делаем вид, будто месим тесто.)

Мы пирог лепили -------- (Лепим пирожки.)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп, -------- (Хлопаем в ладоши.)

Слепим мы большой пирог! ------ (Показываем большой пирог.)

(На столе тесто прикрыто полотенцем.)

Тогда садитесь за столы, и начнем готовить. Возьмите кусочек теста. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Каравай тогда получиться пышными, душистыми, вкусными.

Дети катают шар.

Расплющивают в лепешку.

Делают украшение

Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока наши пироги пекутся, мы с вами отдохнем и вспомним пословицы о хлебе.

Хлеб всему голова.

Без хлеба нет обеда.

Чужой хлеб всегда вкусен.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Кажется, наш каравай испекся.

Ну-ка посмотрите, какой каравай. Ой, да какой румяный. Вот у нас самовар, да чай готов. Но пора нам в группу возвращаться. Мы возьмем хлеб с собой.

Наше путешествие подошло к концу. Беретесь за руки возвращаемся в группу

(под музыку).

 Итог: - Вам было интересно в русской избе?

- А какая русская традиция больше понравилась?

- Что понравилось тебе, Наташа? (- Мне русский сарафан

- Мне печка.)

Самая лучшая традиция - Это русское гостеприимство. Приглашаем всех пить чай.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...

Читайте также

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное...