Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Сочиняем сказку»

 

Цель:

Предложить детям сочинить сказку по образцу народных волшебных сказок.

Задачи:

  • Формировать умения передавать события во временной последовательности, в соответствии со структурной сказкой;
  • Способствовать развитию детского творчества, умению фантазировать;
  • Совершенствовать умения использовать в речи и речевые обороты, соответствующие зачину сказки, повороту и концовки;
  • Развивать умение составлять свой вариант окончания сказки;
  • Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное творчество (фольклор);
  • Развивать интонационную выразительность;
  • На основе сказки формировать внутреннюю позицию ребенка для развития произвольного воображения.

Словарь:

Зачин – начало сказки;

Сказочница – человек, который сочиняет сказки;

Сказки: бытовые, о животных, волшебные.

Материал к занятию:

Слайды с изображением добрых и злых героев:

Изображение волшебных предметов (волшебный цветок, волшебная дудочка, скатерть-самобранка);

Проектор.

Музыка:

«В пещере горного короля» Р. Григ

«Мелодия» К. Глюк

Русские народные наигрыши.

Предварительная работа

  1. Чтение волшебных сказок:

«Крошечка-хаврошечка»;

«Финист–ясный сокол»;

«Марья-искусница»;

«Василиса Прекрасная».

  1. Игра на знакомство с эмоциями «Лото настроений».
  1. Составление альбома: «Герои любимых сказок».

 

Ход.

Входят дети. Рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем сочинять свою сказку. А что такое сказка?

Дети: Это что-то волшебное, необычное, понарошку, чего в жизни не бывает.

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, что в сказках все необычно, все понарошку. А знаете, ребята, ведь в сказки бывают разные: бытовые, сказки о животных и волшебные. Скажите, волшебные сказки – какие?

Дети: Это сказки, в которых происходит волшебство. В них бываю разные превращения.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Вот сегодня мы с вами и будем сочинять волшебную сказку. В каждой сказке есть начало, середина и конец. Начало в сказках называют «зачин». Давайте повторим это слово вместе «Зачин». Зачины бывают разные. Какие вы знаете зачины?

Дети: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…, за морями, за лесами, за высокими горами…

Воспитатель: ребята, а кто же сочиняет сказки?

Дети: Поэты, писатели и народ.

Воспитатель: Правильно. Вам, наверное, тоже очень хочется сочинить свою сказку?

Дети: Да.

Звучит музыка.

Воспитатель: Давайте закроем глаза. 1, 2, 3 сказка двери отвори! Вот и произошло волшебство. Я стала сказочницей, а вы моими помощниками, сочинителями сказок. Ребята, посмотрите у меня в руке волшебная шкатулка. Чтобы наша сказка не растерялась, мы все слова, предложения и высказывания будем в нее складывать. Ребята, а чтобы начать сочинять сказку, мы должны выбрать героя, про которого будет наша сказка. Посмотрите, а вот и город добрых героев. Кто же живет в этом городе?

Дети: Карлсон, Дед Мороз, Кот в сапогах, Золушка, Аленушка. (Слайд.)

Воспитатель: Ребята, а про кого бы вы хотели сочинить сказку (спросить 3-4 детей).

Дети: Я бы хотел про Карлсона, я про Деда Мороза… а я хочу про Аленушку. (Слайд.)

Воспитатель: Ну хорошо, будем сочинять нашу сказку про Аленушку. А какой зачин будет у нашей сказки.

Дети: Жила-была Аленушка, в некотором царстве, в некотором государстве жила Аленушка.

Воспитатель: Давайте в нашу волшебную шкатулочку мы положим такой зачин: «В одной деревне жила девочка, а звали ее Аленушка». А теперь, ребята, нам нужно рассказать, где она жила, в каком доме, что у нее в доме было?

Дети: Жила Аленушка в деревянном доме, в комнате стоял деревянный стол, а рядом со столом деревянные лавки. Ела она из деревянной посуды: ложки, чашки, кружки были деревянные.

Воспитатель: Очень хорошо, молодцы. Все эти слова мы тоже положим в нашу шкатулку. А как вы думаете был ли у нее друг?

Дети: Да, у нее был друг, котенок, щенок, зайчик…

Воспитатель: Итак, у нее был друг щенок и звали его Дружок. А как они дружили? (Слайд.)

Дети: Они вместе гуляли, Аленушка играла со своим другом, ходили друг другу в гости.

Воспитатель: Очень хорошо. Все ваши предложения мы положим в шкатулку. А знаете ребята, однажды Аленушка решила отправиться в путешествие. Ведь она жила в деревне, ничего не видела и поэтому хотела посмотреть большие города, реки, океаны, горы и т.д. А как вы думаете, куда могла отправиться Аленушка?

Дети: Она отправилась в город Самара, посмотреть нашу красавицу Волгу, горы и т.д.

Воспитатель: Да, ребята, вы молодцы. Очень много вариантов вы придумали, все мы их положим в нашу шкатулку. Но на пути нашу Аленушку подстерегали разные преграды. Долго ли коротко ли шла наша Аленушка, вдруг кто-то стал ей вредить.

Звучит музыка.

Физминутка: Сначала появились камни на пути – ни проехать, ни пройти. Как же мы сможем помочь нашей Аленушке? Может мы вместе с ней преодолеем все преграды? (Дети идут высоко поднимая ноги.)

Потом вдруг, откуда ни возьмись – лес дремучий до небес (дети высоко поднимают руки, встают на носочки). Деревья в лесу могучие. Каждое дерево в три обхвата. (Дети широко расставляют руки.) Но мы поможем Аленушке. Мы раздвинем ветки деревьев. (Дети разводят руки в стороны.) И наша Аленушка выйдет из густого леса.

Музыка выключается.

И только она вышла из леса, как прямо перед ней появился город злых героев. Ребята кто же живет в этом городе?

Дети: В городе живет злой волк…, здесь живет Баба Яга…, в этом городе живет Бармалей.

Воспитатель: Давайте подумает какого героя мы выберем для нашей сказки?

Дети: Я хочу Бабу Ягу… я выбрал бы волка… а я хочу Кощея Бессмертного.

Воспитатель: Хорошо. Давайте в нашу шкатулочку, для нашей сказки мы положим Бабу Ягу - костяную ногу. Посмотрите на нее, какая она? Слайд 4

Дети: Очень злая. Баба Яга страшная, злая, Баба-Яга зубастая, вредная.

Воспитатель: Ребята, как только наша Аленушка зашла в город, Баба Яга схватила ее и унесла к себе. Но сердце друга почуяло беду, и он отправился выручать ее. Но для того, чтобы справиться с Бабой Ягой, ему нужна была волшебная вещь. Дружок отправился в город волшебных вещей. А вот и город, где живут волшебные вещи. Подойдите, посмотрите сколько их. Назовите.

Дети: Это волшебная дудочка, а вот скатерть-самобранка, а это волшебный цветок…

Воспитатель: Какую волшебную вещь мы возьмем, чтобы выручить Аленушку?

Дети: Я хочу взять волшебную дудочку…, а я хочу взять скатерть-самобранку. А давайте возьмем волшебный цветок. (Слайд.)

Воспитатель: Ребята, Баба Яга никогда не получала в подарок цветов. Я думаю, если Дружок подарит его ей, она сразу станет доброй и отпустит Аленушку. Вы со мной согласны?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: А теперь мы откроем нашу шкатулочку и посмотрим, какая же у нас получилась сказка.

Воспитатель рассказывает детям сказу.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Правда, интересная?

Дети: Да, очень интересная, волшебная сказка, много приключений в ней.

Воспитатель: Дети, давайте с вами вспомним, что в каждой сказке есть зачин, середина и конец. А чего же нет в нашей сказке?

Дети: В нашей сказке нет конца.

Воспитатель: Какой конец мы придумаем для нашей сказки?

Воспитатель предлагает 2-3 детям придумать конец сказки. Хвалит за творчество, интересные высказывания и выразительной речи.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Свою шкатулочку мы возьмем с собой. Эта сказка у нас была первая, но мы еще много сказок сочиним, и все они будут жить в нашей шкатулочке.

Звучит музыка.

1, 2, 3 сказка в садик нас верни!

Ребята, как все же интересно сочинять свою сказку. Я думаю, что вам всем понравилось.

СКАЗКА

В одной деревне жила девочка, а звали ее Аленушка. Жила она в деревянном доме. В комнате у нее было все из дерева: стол, лавки, кровать, даже посуда вся была из дерева. Аленушка была очень красивая, добрая, ласковая и трудолюбивая. Она с удовольствием занималась домашними делами: мыла полы, готовила обеды, стирала белье. Аленушка очень любила читать, рисовать, петь песни и танцевать. У нее был друг - звали его Дружок. Они вместе гуляли, играли в разные игры, Аленушка читала ему сказки. Однажды Аленушка отправилась в путешествие, но на пути ее подстерегали разные неожиданности – преграды. Сначала появились камни на пути – ни проехать, ни пройти. Потом вдруг, откуда ни возьмись лес дремучий до небес Каждое дерево в три обхвата. Но наша Аленушка преодолела все эти препятствия. И только она вышла из леса, перед ней встал город. А в этом городе жили злые герои. Баба Яга увидела Аленушку, схватила ее и унесла к себе. Сердце Дружка почуяло, что Аленушка в беде, и он отправился на помощь. Но для того, чтобы справиться с Бабой Ягой, ему нужна была волшебная вещь. Дружок отправился в город волшебных вещей и там взял волшебный цветок. Пришел Дружок к Бабе Яге, подарил ей цветок, она сразу стала добрая и отпустила Аленушку. Попросила у них прощение, и они ее простили.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...

Путешествие в мир народной куклы

Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Читайте также

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний»

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний» Вид прoeктa: пoзнaвaтeльнo-твoрчecкий. Учacтники прoeктa: дeти 3-4 гoдa, воспитатели, родители. Прoдoлжитeльнocть прoeктa: крaткocрoчный 2 нeдeли (16.01.2023-30.01.2023 гг.) Aктуaльнocть: Кaждый рeбeнoк...

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у…

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько...