Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме: «Игрушки»
Коррекционно-образовательные задачи.
- Учить детей отгадывать загадки.
- Учить запоминать и повторять цепочку из трех слов.
- Учить образовывать относительные прилагательные.
- Учить детей составлять описательный рассказ по заданной схеме.
- Учить детей различать и называть наложенные контурные картинки.
- Учить образовывать родительный падеж существительных.
- Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать словарь детей по теме игрушки.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.
- Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Методические приемы^
Загадывание загадки.
Сюрпризный момент.
Демонстрация дидактического материала.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный — игрушки: медвежонок, мяч, пирамидка, кукла, машинка.
Раздаточный —листки с наложенные контурные картинки, карандаши.
Лексический материал:
Слова: медведь, медвежонок, кукла, мяч, танк; матрёшка, мишка, ведро, машина, кубики, юла, неваляшка, пирамидка, мозаика; лото, дудочка, домик, зайчик, кубик, лошадка, грузовик, шар, телефон, лопатка, лиса, поезд, кроватка, поезд.
Предложения: Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная. Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый. Я сошью зайца из шерсти. Он будет шерстяной...
Предварительная работа^
Чтение художественной литературы о игрушках, рисование игрушек.
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят взявшись за руки.
Учитель-логопед: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.
Упражнение «Повтори правильно».
Учитель-логопед: Сядет тот, кто повторит за мной.
Кукла – мяч – танк; матрёшка – мишка – ведро; машина – кубики – юла;
неваляшка – пирамидка – мозаика; лото – дудочка – домик, зайчик - кубик — лошадка; грузовик — шар — домик; телефон — лопатка — лиса; поезд — мяч — кроватка.
(Дети повторяют и садятся на свой места.)
Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Ответы детей: (о игрушках).
Основная часть
1. Беседа об игрушках
Учитель-логопед: К нам на занятие придет гость. А вот кто это вы узнаете отгадав загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
Ответы детей: (медведь).
Учитель-логопед: Медвежонок принес нам корзину с игрушками (кукла, пирамидка, матрешка, зайчик).
Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.
2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»
Учитель-логопед: Ребята, мы с вами тоже будем делать из разных материалов свои любимые игрушки и рассказывать об этом медвежонку.
Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная.
(Дети рассказывают и передают медвежонка друг другу.)
Ответы детей: (Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый...)
3. Упражнение «Что изменилось?»
Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.
4. Упражнение «Чего не стало?»
Логопед убирает одну игрушку и предлагает детям назвать предмет, который убрали.
5. Физкультурная минутка «Мячик»
Раз, два прыгай мячик. (Взмахи правой ладонья, как бы удары по мячу.)
Раз, два и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
6. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
7. Развитие речевого слуха
(Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.)
- Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.
Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.
Рядом с мартышкой - плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка косой.
Следом за ними – ёж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (В. Волина.)
Ответы детей: (шесть).
Учитель-логопед: Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.
Ответы детей: (мартышка, мишка...).
8. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:
- Что это?
- Из каких частей состоит?...
- Какой формы?...
- Какого цвета?...
- Из какого материала сделана?...
9. Упражнение «Наложенные изображения»
У детей на столах лежат листочки.
Учитель-логопед: Медвежонок приготовил для вас задание. Посмотрите какие игрушки нарисованы на ваших листочках.
Ответы детей: (мяч, юла, пирамидка).
Учитель-логопед: Девочки раскрасят цветными карандашами юлу, а мальчики пирамидку.
(Дети выполняют задание.)
Учитель-логопед: Молодцы ребята! Вы справились с заданием медвежонка.
Заключительная часть
Учитель-логопед: «Ребята, медвежонку пора домой к маме. Вспомните, что медвежонок нам принес. Какие игры вам понравились?» (Медвежонок прощается и уходит.)
Литература:
1. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. / Составитель В.В. Волина. - М.: Просвещение. 1991.
2. «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. - Ярославль: «Академия развития». 1998.
3. Нищева Н. В. «Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы (2 год обучения) — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
4. Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях». - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: ТЦ Сфера, 2004.
Читайте также |
---|
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»
Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи…
Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» Возраст от 4 до 5 лет имеет особое...
Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет…
Технологическая карта интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Озорные цифры»