Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Четвероногие и крылатые бойцы Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны»

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно – образовательная.

Возрастная группа: старшая.

Цель: познакомить старших дошкольников с животными, участниками Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Образовательные: дать первоначальные знания о животных участниках ВОВ.
  • Развивающие: продолжать развивать навыки диалоговой речи; Развивать внимание, память, умение слушать, сопереживать.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к животным, желание заботиться о братьях наших меньших.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация «Четвероногие и крылатые бойцы Красной Армии».

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Посмотрите за окно, как прекрасна весенняя природа.

Ребята, какое сегодня у вас хорошее настроение!

Дети: Хорошее, отличное, радостное

Воспитатель: Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

Проводится психогимнастика: “Я”.

Я очень хороший, послушный, пригожий. Я всеми любимый. Я Богом хранимый.

- Ты очень хороший, послушный, пригожий. Ты всеми любимый. Ты Богом хранимый.

Воспитатель: Поднимите руки вверх те кто любит отгадывать загадки.

Дети: поднимают руки.

Воспитатель: В нашей стране есть главный праздник, который отмечают все граждане России. Отгадайте загадку, чтобы узнать, как он называется.

Дети: Хорошо, загадывайте.

Воспитатель: Загадаю вам загадку – для ума нужна зарядка!

Воспитатель загадывает загадку.

Воспитатель: Идет парад, гремит салют,

Звучат оркестры там и тут, не только прадеда и деды

Встречают славный……….

Дети: День Победы.

Слайд 2.

Воспитатель: 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война.

Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы – даже животные в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь человеку. Знаете ли вы ребята, какие животные принимали участие в войне?

Дети: Кони, собаки, голуби.

Воспитатель: Сегодня мы много узнаем интересного о наших четвероногих друзьях.

Слайд 3.

Воспитатель: Лошади в Великой Отечественной… На самом деле число их было огромно: около трех миллионов. Ведь в тогдашней армии лошади были не только в кавалерии, шли по военным дорогам бесчисленные обозы, на лошадях перевозились пушки и многое другое. Лошадь практически была основной тягловой силой.

Слайд 4.

Воспитатель: Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.

Воспитатель: Собака — друг человека.

— Почему так говорят?

Дети: ответы.

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Дети: Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

Воспитатель: Подходят ли эти пословицы к собаке? (Конечно же подходят.) А теперь послушайте, как собака помогала человеку на войне.

Ребенок: У нас уважают собаку недаром.

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапером.

Порою собаки.

Под танки фашистов бросались в атаки.

Слайд 5.

Воспитатель: Собаки – саперы «Из директивы начальника инженерных войск всем фронтам от 17 ноября 1944 года»: 

"Ни на одном из маршрутов, проверенных собаками-миноискателями, не было случая подрыва живой силы и техники. Иногда собаки обнаруживали фугасы на глубине 2,5 метра”.

Очень важную роль собаки-миноискатели сыграли во время Ясско-Кишиневской операции: они сопровождали идущие в наступление танки. Специально обученные, они спокойно сидели на броне танков, их не пугали шум мотора и грохот артиллерийских залпов. В подозрительных местах, где могли оказаться минные поля, собаки соскакивали на землю и под прикрытием огня танков производили разведку, обнаруживая мины.

Слайд 6.

Воспитатель: Собаки связисты. В сложной обстановке собаки не раз выручали бойцов и в качестве связистов. Небольшие размеры и высокая скорость передвижения делала из них трудные мишени. К тому же зимой на них зачастую надевали белые маскировочные халаты. Под ураганным пулеметным и артиллерийским огнем собаки преодолевали непроходимые для человека места, переплывали реки, доставляя донесения до места назначения. Обученные специальным образом они действовали в основном под покровом темноты быстро и скрытно, выполняя задания, решавшие судьбы целых сражений. Известны случаи, когда псы прибегали или приползали уже будучи смертельно ранеными.

Собака Норка в труднейших условиях и за короткий срок доставила 2398 боевых донесений, а пес по кличке Рекс – 1649. В 1944 году при ликвидации Никопольского плацдарма пес Джек доставил 2982 боевых донесения, причем поддерживал связь между частями, переплывая Днепр! А «боец» Ленинградского фронта собака Дик – 12 000 донесений!

Слайд 7.

Воспитатель: Собаки – санитары29 августа 1944 года начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии сообщал в приветственном письме по случаю двадцатилетия Центральной военно-технической школы дрессировщиков: «За истекший период Великой Отечественной войны на собаках было вывезено 500 тысяч тяжелораненых офицеров и бойцов, и теперь этот вид транспорта получил общее признание».

В свидетельствах рядовых бойцов и командиров воинских частей, использовавших собак на фронте, говорилось: «Там, где работали санитарные нартовые упряжки, никогда не было задержки с выносом раненых с поля боя, а с улучшением выноса раненых с поля боях хирургическая помощь раненым оказывалась в более ранние сроки. В связи с этим резко снизилась смертность на полковых пунктах и медсанбатах».

А всего за четыре года войны советские собаки-санитары вывезли с поля боя 700 тысяч раненых! В то время как в годы войны санитарам и другим медработникам за вынос с поля боя 80 раненых присваивали высшую воинскую награду — звание Героя Советского Союза.

Слайд 8.

Воспитатель: Диверсионные собаки – подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. 19 августа 1943 года на перегоне Полоцк-Дрисса (Белоруссия) собаками был уничтожен эшелон с боевой техникой и живой силой противника.

Еще существует рассказ о собаке, которую во время парада Победы 24 июня 1945 года, пронесли на руках, по другой версии на шинели аж самого Сталина, по Красной площади. Пёс по кличке Джульбарс, четвероногий боец 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады, участвовал в боях и разминированиях на территориях Румынии, Чехословакии, Венгрии, Австрии. На его счету 468 мин и 150 обезвреженных снарядов. За заслуги пёс был награжден медалью "За боевые заслуги” и удостоился права участия на параде Победы, но не успел поправиться после недавнего ранения. Было решено пронести пса на руках по Красной площади.

Слайд 9.

Воспитатель: А я вам расскажу историю о том, как кошки помогали в военные годы.

В землянках наших воинов подстерегала большая опасность – мыши и крысы. Не найдя пищи в разорённой земле, они селились поближе к людям и переносили многие опасные болезни. Тогда на помощь бойцам пришли кошки. Солдаты селили их прямо в землянках, приучали не бояться взрывов. Пропитание Мурки и Барсики добывали себе сами, уничтожая хвостатых разносчиков инфекций.

А в городах кошки помогали узнавать о предстоящих бомбёжках. Наделённые великолепной чувствительностью, они задолго чувствовали приближение бомбардировщиков и начинали громко мяукать, предупреждая об опасности.

Из уст в уста передавали солдаты историю, которая произошла с раненым лётчиком под Смоленском. Спасаясь от преследования, он забрался в давно покинутый дом. Оказалось, здесь поселилось несколько десятков одичавших кошек. Еле живой, лётчик добрался до кровати и упал на неё. И когда услышал шаги, подумал, что погиб. Но тут произошло удивительное. Несколько кошек буквально облепили красноармейца, а остальные, завидев фашистов, бросились на них, норовя вцепиться когтями в лицо. То ли чужая речь так подействовала на мурок, то ли сказалась какая-то другая причина – неизвестно. Но ярость кошек была столь сильной, что немцы поспешили уйти. Они решили, что лётчика в доме нет…

Слайд 10.

Воспитатель: Помогали бойцам и голуби. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм». Этих птиц обучали двум «профессиям» – почтальона и подрывника. Первые доставляли через линию фронта важные донесения. Причём роль «почтальонов» была так велика, что фашисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать птиц и даже «натаскивали» ястребов-истребителей.

Крылатых диверсантов приучали садиться на цистерны с горючим или бронетехнику. При выполнении задания птица погибала…

Слайд 11.

Воспитатель: В лесах партизанам помогали лоси. Использовать лошадей не всегда было безопасно, ведь зимой по следам от подков фашисты легко могли найти отряд. А следы сохатого не вызывали подозрений. Приручить лося довольно легко, в лесу он был незаменимым помощником – мог пройти сквозь густую чащобу и перебраться через самые высокие сугробы. К тому же лось очень вынослив, силён и хорошо запоминает дорогу.

Слайд 12.

Воспитатель: Были среди четвероногих помощников были два верблюда – Маша и Миша. Их «призвали» на фронт в 1941 году в качестве тягловой силы из посёлка Нижний Баскунчак Астраханской области. Тогда никто из солдат не мог подумать, что двугорбые помощники вместе с ними дойдут до самого Берлина! Но восьмого мая именно Маша и Миша передвигали расчёт орудия, защищавшего воинов, которые водрузили над Рейхстагом знамя нашей Победы…

Слайд 13.

Воспитатель: Давно отгремели бои. Многих, создававших наше военное собаководство, уже нет в живых, тем более нет в живых и собак — участников Великой Отечественной войны. Но память о бессмертном подвиге хвостатых, крылатых воинов жива.

Физминутка «Мы солдаты»

1, 2 - стоит ракета, 3,4 — самолет.

1, 2 - хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.

1, 2, 3, 4 - руки выше, плечи шире.

1, 2, 3, 4 - и на месте походили.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой - раз, правой - два,

Посмотрите все на нас!

Итог: Воспитатель задает вопросы детям.

1. Какие домашние животные помогали красноармейцам во время Великой?

2. Отечественной войны?

3. Расскажите о санитарных собаках.

4. Как собаки взрывали вражеские танки?

5. Расскажите, что делали на фронте лошади?

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что больше всего вам запомнилось?

Слайд 14.

Ребенок: Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

 

Использованная литература:

  1. Бондаренко Л. Н. Животные на войне. // Начальная школа. 2005 г., №3.
  2. В мире животных. 1999. №5.
  3. А.П. Казакова, Т.А. Шорыгина «Детям о великой Победе».
  4. Зоомир. 2003. №5.
  5. Книга памяти. Солдаты Победы 1041-1945гг, т. 8. Тула, 2008.
  6. http://goldkey.lpgzt.ru/aticle/8992.htm
  7. http://foto-history.livejournal.com/4145180.html

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе Цель: Создание эмоционально-положительной атмосферы и праздничного настроения выпускников и гостей мероприятия, а также условия...

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...

Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»

Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...

Читайте также

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших…

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних...

Проект «Наши пернатые друзья»

Проект «Наши пернатые друзья» Срок реализации проекта: краткосрочный (2 последние недели января). Вид проекта: информационно – творческий. Участники проекта: воспитанники группы № 2...

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»