Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Четвероногие и крылатые бойцы Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны»
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: непосредственно – образовательная.
Возрастная группа: старшая.
Цель: познакомить старших дошкольников с животными, участниками Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Образовательные: дать первоначальные знания о животных участниках ВОВ.
- Развивающие: продолжать развивать навыки диалоговой речи; Развивать внимание, память, умение слушать, сопереживать.
- Воспитательные: воспитывать любовь к животным, желание заботиться о братьях наших меньших.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация «Четвероногие и крылатые бойцы Красной Армии».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Посмотрите за окно, как прекрасна весенняя природа.
Ребята, какое сегодня у вас хорошее настроение!
Дети: Хорошее, отличное, радостное
Воспитатель: Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
Проводится психогимнастика: “Я”.
Я очень хороший, послушный, пригожий. Я всеми любимый. Я Богом хранимый.
- Ты очень хороший, послушный, пригожий. Ты всеми любимый. Ты Богом хранимый.
Воспитатель: Поднимите руки вверх те кто любит отгадывать загадки.
Дети: поднимают руки.
Воспитатель: В нашей стране есть главный праздник, который отмечают все граждане России. Отгадайте загадку, чтобы узнать, как он называется.
Дети: Хорошо, загадывайте.
Воспитатель: Загадаю вам загадку – для ума нужна зарядка!
Воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель: Идет парад, гремит салют,
Звучат оркестры там и тут, не только прадеда и деды
Встречают славный……….
Дети: День Победы.
Слайд 2.
Воспитатель: 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война.
Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы – даже животные в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь человеку. Знаете ли вы ребята, какие животные принимали участие в войне?
Дети: Кони, собаки, голуби.
Воспитатель: Сегодня мы много узнаем интересного о наших четвероногих друзьях.
Слайд 3.
Воспитатель: Лошади в Великой Отечественной… На самом деле число их было огромно: около трех миллионов. Ведь в тогдашней армии лошади были не только в кавалерии, шли по военным дорогам бесчисленные обозы, на лошадях перевозились пушки и многое другое. Лошадь практически была основной тягловой силой.
Слайд 4.
Воспитатель: Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.
Воспитатель: Собака — друг человека.
— Почему так говорят?
Дети: ответы.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о дружбе?
Дети: Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Старый друг лучше новых двух.
Сам погибай, а товарища выручай.
Воспитатель: Подходят ли эти пословицы к собаке? (Конечно же подходят.) А теперь послушайте, как собака помогала человеку на войне.
Ребенок: У нас уважают собаку недаром.
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапером.
Порою собаки.
Под танки фашистов бросались в атаки.
Слайд 5.
Воспитатель: Собаки – саперы «Из директивы начальника инженерных войск всем фронтам от 17 ноября 1944 года»:
"Ни на одном из маршрутов, проверенных собаками-миноискателями, не было случая подрыва живой силы и техники. Иногда собаки обнаруживали фугасы на глубине 2,5 метра”.
Очень важную роль собаки-миноискатели сыграли во время Ясско-Кишиневской операции: они сопровождали идущие в наступление танки. Специально обученные, они спокойно сидели на броне танков, их не пугали шум мотора и грохот артиллерийских залпов. В подозрительных местах, где могли оказаться минные поля, собаки соскакивали на землю и под прикрытием огня танков производили разведку, обнаруживая мины.
Слайд 6.
Воспитатель: Собаки связисты. В сложной обстановке собаки не раз выручали бойцов и в качестве связистов. Небольшие размеры и высокая скорость передвижения делала из них трудные мишени. К тому же зимой на них зачастую надевали белые маскировочные халаты. Под ураганным пулеметным и артиллерийским огнем собаки преодолевали непроходимые для человека места, переплывали реки, доставляя донесения до места назначения. Обученные специальным образом они действовали в основном под покровом темноты быстро и скрытно, выполняя задания, решавшие судьбы целых сражений. Известны случаи, когда псы прибегали или приползали уже будучи смертельно ранеными.
Собака Норка в труднейших условиях и за короткий срок доставила 2398 боевых донесений, а пес по кличке Рекс – 1649. В 1944 году при ликвидации Никопольского плацдарма пес Джек доставил 2982 боевых донесения, причем поддерживал связь между частями, переплывая Днепр! А «боец» Ленинградского фронта собака Дик – 12 000 донесений!
Слайд 7.
Воспитатель: Собаки – санитары29 августа 1944 года начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии сообщал в приветственном письме по случаю двадцатилетия Центральной военно-технической школы дрессировщиков: «За истекший период Великой Отечественной войны на собаках было вывезено 500 тысяч тяжелораненых офицеров и бойцов, и теперь этот вид транспорта получил общее признание».
В свидетельствах рядовых бойцов и командиров воинских частей, использовавших собак на фронте, говорилось: «Там, где работали санитарные нартовые упряжки, никогда не было задержки с выносом раненых с поля боя, а с улучшением выноса раненых с поля боях хирургическая помощь раненым оказывалась в более ранние сроки. В связи с этим резко снизилась смертность на полковых пунктах и медсанбатах».
А всего за четыре года войны советские собаки-санитары вывезли с поля боя 700 тысяч раненых! В то время как в годы войны санитарам и другим медработникам за вынос с поля боя 80 раненых присваивали высшую воинскую награду — звание Героя Советского Союза.
Слайд 8.
Воспитатель: Диверсионные собаки – подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. 19 августа 1943 года на перегоне Полоцк-Дрисса (Белоруссия) собаками был уничтожен эшелон с боевой техникой и живой силой противника.
Еще существует рассказ о собаке, которую во время парада Победы 24 июня 1945 года, пронесли на руках, по другой версии на шинели аж самого Сталина, по Красной площади. Пёс по кличке Джульбарс, четвероногий боец 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады, участвовал в боях и разминированиях на территориях Румынии, Чехословакии, Венгрии, Австрии. На его счету 468 мин и 150 обезвреженных снарядов. За заслуги пёс был награжден медалью "За боевые заслуги” и удостоился права участия на параде Победы, но не успел поправиться после недавнего ранения. Было решено пронести пса на руках по Красной площади.
Слайд 9.
Воспитатель: А я вам расскажу историю о том, как кошки помогали в военные годы.
В землянках наших воинов подстерегала большая опасность – мыши и крысы. Не найдя пищи в разорённой земле, они селились поближе к людям и переносили многие опасные болезни. Тогда на помощь бойцам пришли кошки. Солдаты селили их прямо в землянках, приучали не бояться взрывов. Пропитание Мурки и Барсики добывали себе сами, уничтожая хвостатых разносчиков инфекций.
А в городах кошки помогали узнавать о предстоящих бомбёжках. Наделённые великолепной чувствительностью, они задолго чувствовали приближение бомбардировщиков и начинали громко мяукать, предупреждая об опасности.
Из уст в уста передавали солдаты историю, которая произошла с раненым лётчиком под Смоленском. Спасаясь от преследования, он забрался в давно покинутый дом. Оказалось, здесь поселилось несколько десятков одичавших кошек. Еле живой, лётчик добрался до кровати и упал на неё. И когда услышал шаги, подумал, что погиб. Но тут произошло удивительное. Несколько кошек буквально облепили красноармейца, а остальные, завидев фашистов, бросились на них, норовя вцепиться когтями в лицо. То ли чужая речь так подействовала на мурок, то ли сказалась какая-то другая причина – неизвестно. Но ярость кошек была столь сильной, что немцы поспешили уйти. Они решили, что лётчика в доме нет…
Слайд 10.
Воспитатель: Помогали бойцам и голуби. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм». Этих птиц обучали двум «профессиям» – почтальона и подрывника. Первые доставляли через линию фронта важные донесения. Причём роль «почтальонов» была так велика, что фашисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать птиц и даже «натаскивали» ястребов-истребителей.
Крылатых диверсантов приучали садиться на цистерны с горючим или бронетехнику. При выполнении задания птица погибала…
Слайд 11.
Воспитатель: В лесах партизанам помогали лоси. Использовать лошадей не всегда было безопасно, ведь зимой по следам от подков фашисты легко могли найти отряд. А следы сохатого не вызывали подозрений. Приручить лося довольно легко, в лесу он был незаменимым помощником – мог пройти сквозь густую чащобу и перебраться через самые высокие сугробы. К тому же лось очень вынослив, силён и хорошо запоминает дорогу.
Слайд 12.
Воспитатель: Были среди четвероногих помощников были два верблюда – Маша и Миша. Их «призвали» на фронт в 1941 году в качестве тягловой силы из посёлка Нижний Баскунчак Астраханской области. Тогда никто из солдат не мог подумать, что двугорбые помощники вместе с ними дойдут до самого Берлина! Но восьмого мая именно Маша и Миша передвигали расчёт орудия, защищавшего воинов, которые водрузили над Рейхстагом знамя нашей Победы…
Слайд 13.
Воспитатель: Давно отгремели бои. Многих, создававших наше военное собаководство, уже нет в живых, тем более нет в живых и собак — участников Великой Отечественной войны. Но память о бессмертном подвиге хвостатых, крылатых воинов жива.
Физминутка «Мы солдаты»
1, 2 - стоит ракета, 3,4 — самолет.
1, 2 - хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
1, 2, 3, 4 - руки выше, плечи шире.
1, 2, 3, 4 - и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, правой - два,
Посмотрите все на нас!
Итог: Воспитатель задает вопросы детям.
1. Какие домашние животные помогали красноармейцам во время Великой?
2. Отечественной войны?
3. Расскажите о санитарных собаках.
4. Как собаки взрывали вражеские танки?
5. Расскажите, что делали на фронте лошади?
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что больше всего вам запомнилось?
Слайд 14.
Ребенок: Хотим под мирным небом жить,
И радоваться, и дружить,
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!
Использованная литература:
- Бондаренко Л. Н. Животные на войне. // Начальная школа. 2005 г., №3.
- В мире животных. 1999. №5.
- А.П. Казакова, Т.А. Шорыгина «Детям о великой Победе».
- Зоомир. 2003. №5.
- Книга памяти. Солдаты Победы 1041-1945гг, т. 8. Тула, 2008.
- http://goldkey.lpgzt.ru/aticle/8992.htm
- http://foto-history.livejournal.com/4145180.html
К работе прилагается презентация.
Читайте также |
---|
Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе
Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе Цель: Создание эмоционально-положительной атмосферы и праздничного настроения выпускников и гостей мероприятия, а также условия...
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...
Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»
Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...