Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме:
«Животные жарких стран. Звуко-слоговой анализ и синтез слов»

 

Цель: Развитие умения выполнять звуко-слоговой анализ и синтез слов.

Задачи:

Коррекционные:

1. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей по теме.

2. Упражнять детей в различении звуков по всем характеристикам.

Образовательные:

1. Закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов.

2. Упражнять детей составлять слова из пройденных букв.

3. Развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие, слуховую кратковременную память, связную речь.

4. Развивать общую моторику, координацию речи с движением, речевое дыхание.

Воспитательные: формировать инициативу, усидчивость, ответственность, взаимопонимание и взаимоуважение.

Оборудование:

1. Картотека.

2. Картинки: собака, лошадь, овца, носорог, коза, кролик, верблюд, лошадь, медведь, волк, кенгуру, барсук, тигр, лев, заяц, зебра, ласточка, слон, кукушка, журавль.

3. Игрушка слона.

4. Книжка с заданиями.

5. Корзинка с сюрпризом (морковка).

6. Предметные картинки по теме «Животные жарких стран».

7. Доска.

8. Бубен.

9. Числовые карточки.

10. Мольберт.

11. Звуковые пеналы.

12. Кассы букв.

13. Демонстрационный материал для работы на мольберте

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Дидактическая игра «Угадай животное».

4. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

5. Дидактическая игра «Хлопни по сигналу».

6. Физминутка «Обезьяны».

7. Развитие речевого дыхания «Гласные звуки».

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

9. Дидактическая игра «Выложи схему слова».

10. Итог занятия.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто стоит за …, между …, около…, перед…, справа…, слева …

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня к нам на занятие приехал гость. А кто он, вы узнаете, если соедините первые звуки названий предметов, изображенных на картинках. Назовите первую картинку. (Собака.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («С».) Запомните его. Назовите вторую картинку. (Лошадь.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («Л».) Запомните его. Назовите третью картинку. (овца) Назовите звук, с которого начинается это слово. («О».) Запомните его. Назовите четвертую картинку. (Носорог.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («Н».) Запомните его. Кто же пришел к нам в гости? (Слон.)

- Ребята, гость наш не обычный, он сказочный. И пришел он к нам в гости с чем-то очень интересным. Давайте посмотрим. Да, это же книга. Но к моему удивлению, в ней не песенки и не сказки, а задания, загадки и игры, которые наш гость приготовил для вас. А называется эта книга: «Делу время – потехе час». Что же это значит? (Ответы детей.)

- Давайте предложим нашему гостю присесть, отдохнуть и посмотреть, как дружно и быстро мы справимся со всеми заданиями. (Слона садим на стул.)

- Давайте же откроем первую страницу этой книги и посмотрим, какое же здесь нас ждет задание.

3. Дидактическая игра «Угадай животное» - закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

- Здесь загадки. Послушайте первую загадку.

  • Отгадайте животное, которое живет в жарких странах, в названии которого первый звук «К», а последний «Л», и в слове столько слогов, сколько ударов бубна вы услышите (3) – КРОКОДИЛ. Почему вы так решили?
  • В названии этого животного, вот столько частей или слогов (1) (слон, тигр, лев).

- Молодцы!

4. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» - закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

- А сейчас разложите перед собой цифровые карточки. Открываем вторую страницу и читаем следующее задание:

  • Подумайте и определите, на котором месте в слове ЖИРАФ находится звук «И» и поднимите соответствующую цифровую карточку. (2.) Проверяем.
  • Определите, на котором месте находится звук «ТЬ» в слове ТИГР (1.) Проверяем.

- Предлагаю вам выйти из-за столов и присесть на ковер.

5. Дидактическая игра «Хлопни по сигналу» - развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

- Слушайте внимательно следующее задание: вспомнить, как подают голос животные жарких стран. Я буду называть действия животных, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите нужное слово.

  • клюет, поет, ржет - кто? (зебра);
  • храпит, висит, трубит – кто? (слон);
  • скворчит, стучит, рычит – кто? (лев, тигр, пантера);
  • развлекает, привыкает, мяукает – кто? (тигренок, львенок, котенок гепарда).

6. Физминутка «Обезьяны» - координация речи с движением, развитие общей моторики.

- Следующая страница – физкультурная. Надо вспомнить физминутку «Обезьяны».

7. Упражнение «Гласные звуки» - развитие речевого дыхания.

- Поиграли, надо и отдохнуть.

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний» - развивать мыслительную деятельность, внимание, связную речь.

- На следующей странице – задание: определите лишнее животное и объясните свой выбор.

  • коза, кролик, верблюд, лошадь;
  • медведь, волк, кенгуру, барсук;
  • тигр, лев, заяц, зебра;
  • ласточка, слон, кукушка, журавль.

9. Дидактическая игра «Выложи схему слова» - закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность.

- Наш гость немного заскучал. На ушко он мне сказал, что хочет, чтобы вы выложили схему слова СЛОН.

(Все дети делают за столами, а один на мольберте.)

- Проверяем.

  • сколько звуков в слове?
  • назовите первый звук. Какой он?
  • назовите второй звук. Какой он?
  • назовите третий звук. Какой он?
  • назовите четвертый звук. Какой он?
  • назовите согласные звуки
  • назовите гласные звуки
  • сколько частей или слогов в слове?
  • выложите слово СЛОН поверх схемы

(Логопед вместе со слоном ходит между парт и хвалит детей.)

10. Итог занятия.

- Вот и закончилась книга. Все задания, которые предложил нам слон, мы решили. Спасибо вам ребята за то, что были внимательными, усидчивыми, ответственными. И слон мне по секрету сказал, что пришел он не только с книгой, но еще и с подарками. Закрывайте глаза, открывайте рот. Сейчас слон угостит вас, а вы догадайтесь, что это? (Морковка.) А почему слон угостил вас морковкой? (Полезная.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Давайте посмотрим на мир, глазами детей

Давайте посмотрим на мир, глазами детей Когда ребенок появляется на свет, он еще не знает, что его ждет, как много ему предстоит...

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...

Читайте также

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего…

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста» Слайд 1. Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей...