Конспект лексико – грамматического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: Животные жарких стран. Употребление предлогов в речи детей
Цель:
Совершенствование лексико – грамматических категорий: упражнять детей в составлении предложений с предлогами: около, между, справа, слева, под, над.
Программное содержание:
Коррекционные:
1. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей по теме.
2. Совершенствование грамматического строя речи: упражнять детей в подборе прилагательных к существительным; упражнять детей в составлении предложений с предлогами: около, между, справа, слева, под, над; упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, речевое дыхание, чувство ритма.
Образовательные:
1. Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей.
2. Развивать память, внимание, мышление.
3. Упражнять детей в порядковом счете.
4. Развивать графомоторные навыки.
5. Закреплять умение трансформировать буквы в нужной последовательности.
Воспитательные: формировать инициативу, усидчивость, ответственность, взаимопонимание и взаимоуважение.
Оборудование:
1. Картотека.
2. Предметные картинки с изображением животных жарких стран (на каждого ребенка).
3. Массажный мячик.
4. Тетради детей.
5. Простые карандаши.
6. Мяч.
7. Доска, мел.
8. Тетради.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы по теме.
2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением животных жарких стран.
3. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».
4. Дидактическая игра «Где какое животное».
5. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.
6. Двигательные упражнения: «Большие – маленькие», «Обезьяны», «Кто как идет».
7. Разучивание стихотворения С. Маршака «Воробей в зоопарке».
8. Беседа с детьми об особенностях внешнего вида и условиях проживания животных в жарких странах.
Словарь:
Лев – львица – львенок – львята, слон – слониха – слоненок – слонята, зебра – зебренок – зебрята, жираф – жирафиха – жирафенок – жирафята, кенгуру – кенгуренок – кенгурята, тигр – тигрица – тигренок – тигрята, верблюд – верблюдица – верблюжонок – верблюжата, черепаха – черепашонок – черепашата, гепард – котенок – котята, обезьяна, носорог, крокодил, бегемот, лама, антилопа.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия. Дидактическая игра «Какой, какая, какие».
3. Чтение стихотворения «Воробей в зоопарке».
4. Дидактическая игра «Зоопарк».
5. Физминутка «Большие – маленькие».
6. Упражнение на развитие речевого дыхания и чувства ритма «Тигренок».
7. Дидактическая игра «Куда спряталось животное?».
8. Дидактическая игра «Один – много».
9. Пальчиковая гимнастика «Две обезьяны».
10. Работа в тетрадях.
11. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза.)
- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.
(Дети желают друг другу доброго утра.)
- Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название животного, живущего в жарких странах. Слушайте внимательно.
ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА, ЖИРАФ.
- Максим, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название животного, живущего в жарких странах.)
- Назови это животное. (Жираф.)
2. Сообщение темы занятия. Дидактическая игра «Какой, какая, какие» - развитие зрительного гнозиса, мышления, расширение словаря прилагательных по теме.
(На столах детей лежат картинки с изображением животных жарких стран.)
- Возьмите картинки, переверните их. Задание: назвать животное, и сказать какое оно, например: у меня - зубастый крокодил.
(Картинки выкладываются на доску в специальные клетки.)
- Как называется место, где мы можем встретить разных животных? (Зоопарк.)
3. Чтение стихотворения «Воробей в зоопарке» (Ксения.)
4. Дидактическая игра «Зоопарк» - упражнять детей в порядковом счете.
- Посмотрите на доску. Каждое животное в зоопарке находится в своей клетке или в своем вольере. Посмотрите внимательно и скажите, кого вы видите в первой клетке? (В первой клетке я увидел носорога.) Во второй? В третьей? В четвертой? В пятой? В шестой? В седьмой? В восьмой? В девятой? В десятой? Кого вы увидели в клетках? (Животных жарких стран.)
5. Физминутка «Большие – маленькие» (по слову, а не по показу) – координация речи с движением, развитие общей моторики.
- Скажите, ребята, а вы помните, как называются детеныши у животных жарких стран? Давайте проверим. Выходите на ковер.
(Сначала логопед называет взрослых животных и их детенышей, а затем вызываются 2-3 ребенка.)
- На название взрослого животного вы должны поднять руки вверх и встать на носочки, а на название детеныша – присесть. Внимательно слушайте то, что я вам говорю, а не смотрите на то, что я делаю.
6. Упражнение «Тигренок» - развитие речевого дыхания.
Раз, два – повернитесь, и в тигрят превратитесь. Я – мама – тигрица, а вы – мои тигрятки.
Я зову девочек – тигрят: мяу – мяу – мур – мур – мур.
Теперь я зову мальчиков – тигрят: мур – мур - мяу – мур – мур – мур.
Всех зову: мур – мур – мур – мяу.
Раз, два – повернитесь, и в ребят превратитесь.
А теперь тихо идем за столы.
7. Дидактическая игра «Куда спряталось животное?» - упражнять детей в употреблении предлогов: МЕЖДУ, ОКОЛО, НАД, ПОД, СПРАВА, СЛЕВА.
- Посмотрите на доску. Скажите, между какими животными находится крокодил? Где находится зебра? И т.д.
8. Дидактическая игра «Один – много» - упражнять детей в употреблении существительных в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.
(В кругу с мячом.)
- Давайте выйдем из-за столов и поиграем в кругу. Раз, два, три, четыре, пять – будем мы с мячом играть.
- Я буду называть животное, которое живет в жарких странах и бросать вам мяч, а вы мне скажете, как называются детеныши, когда их много и когда один. Задание понятно?
Например: У льва один – львенок, у льва много – львят и т.д.
9. Пальчиковая гимнастика «Две обезьяны» - развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
- Проходите за столы и приготовьте руки, чтобы немного их размять перед работой в тетрадях.
10. Работа в тетрадях - развивать графомоторные навыки, закреплять умение трансформировать буквы в нужной последовательности.
- Внимательно посмотрите задание, вам нужно разгадать ребус. На первой строчке нарисованы геометрические фигуры и в них – буквы, на второй строчке – только геометрические фигуры. Вам нужно переместить буквы из геометрических фигур на первой строчке в точно такие же геометрические фигуры на второй строчке, и прочитать слово. Кто справится, поднимет руку, чтобы шепнуть мне на ушко ответ.
11. Итог занятия.
- О ком мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось на занятии?
- В какую игру из занятия вы хотели бы поиграть со своими родителями?
Литература:
ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.
Читайте также |
---|
Наше царство - государство
Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...
Описание результатов педагогической деятельности
Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...
Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…
Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...