Конспект непосредственно образовательной деятельности «Перелетные птицы»

 

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Программное содержание:

  • Закрепление знаний детей о признаках весны.
  • Расширение представлений детей о перелётных птицах, почему их так называют.
  • Развитие речи детей, зрительного восприятия и внимания.
  • Развивать активный и пассивный словарь детей.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей, умение отвечать на вопросы полным ответом.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Материалы и оборудование: предметные картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», мягкая игрушка Буратино, веер из бумаги.

 

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?

Назовите признаки осени.

(Опадают листья, дни становятся короче…птицы улетают на юг.)

Игра на внимание.

Воспитатель. Если вы услышите признак осени – 1 раз хлопните в ладоши.

  • Опадают листья.
  • Тает снег.
  • Дети лепят снеговика.
  • Распустились ландыши.
  • Люди убирают урожай на полях.
  • Птицы улетают на юг.

Воспитатель.

Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.

Ласточки, зяблики, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы, дрозды, щеглы, жаворонки, утки, иволги, журавли – могут совершать перелеты на большие расстояния и поэтому они называются перелетными.

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)

Воспитатель. Чтобы понять почему птицы улетают осенью, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, семенами растений.

Ребята, как вы думаете, все перелетные птицы одновременно улетают в теплые края?

Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми.

значит они какие? - насекомоядные.

Давайте назовем насекомоядных птиц (грач, ласточки, кукушки, дрозды,

иволга, трясогузка и др.)

Потом улетают те, которые питаются плодами и семенами растений или зернышками, значит они какие? – зерноядные.

Назовите зерноядных птиц (овсянка, чиж, зяблик, свиристель).

За ними улетают животноядные (цапли, аисты).

Последними улетают водоплавающие птицы, они собираются в путь тогда, когда замерзают водоемы.

Каких водоплавающих птиц вы знаете?

Ответы детей. (Утки, лебеди, дикие гуси.)

Мы с вами выяснили, что птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма, значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь зимующие птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?

Ответы детей.

Воспитатель. Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края?

Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать

(рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

Физкультминутка

Цапля ходит по воде (шагают с высоко поднятыми ногами)

И мечтает о еде. (гладит животик, то одной, то другой рукой)

Ноги выше поднимай (показ ног)

Ты, как цапля, не зевай! (грозят пальцем то одной, то другой рукой)

Чтоб поймать еду в водице, (повороты влево, вправо)

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись.

Воспитатель. Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь, пойду посмотрю, а вы тихо меня пождите. К нам пришел наш старый знакомый. Вы его узнали?

Что случилось, почему ты опять грустный?.......

присаживайся Буратино и внимательно все слушай и запоминай.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что общего у всех птиц?

Ответы детей.

Воспитатель. Тело всех птиц покрыто перьями. Все ли перья у птицы одинаковые?

Одни мягкие и короткие – это пуховые перышки, они согревают птиц.

Скажите, где они расположены? (На теле, голове птицы.)

Другие – твердые и длинные, называются они - маховые.

Как вы думаете почему?.........

Где расположены маховые перья?

Воспитатель. Давайте проведем эксперимент.

У меня два листочка бумаги, один я превращу в комочек и брошу его на пол. Скажите он быстро упал или задержался какое-то время в воздухе?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь я брошу лист бумаги.

Что вы можете сказать о падении листа?

Какой можно сделать вывод?

предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе,

поэтому птица перед полетом раскрывает крылья.

(На примере веера показываю, как раскрываются крылья и хвост у птицы, когда они взлетают.)

С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

Ребята, вы поняли, почему птица может летать? Молодцы!

Воспитатель. Скажите, когда перелетные птицы возвращаются на Родину?

Ответы детей (весной).

Чем занимаются птицы весной?

Ответы детей (строят гнезда, выводят потомство).

Игра «Кто у кого?» (Игра с мячом.)

Я называю взрослую птицу, а вы мне птенцов.

- Грач – грачата;

- Ласточка – ласточата;

- Дрозд – дроздята;

- Стриж – стрижата;

- Журавль – журавлята;

- Кукушка – кукушата;

- Утка – утята;

- Аист – аистята;

- Щегол – щеглята;

- Чиж – чижата;

- Снегирь – снегирята.

Воспитатель. Ребята, скажите, перелетные птицы живут в одном месте или у них разная среда обитания?

Ответы детей.

Воспитатель. Как вы думаете, помогает ли птицам их окраска, внешние особенности в образе жизни.

Правильно, например, оперенье жаворонка похоже на цвет пожухлой травы, поэтому его невозможно увидеть.

Ребята, зачем цапле такие длинные ноги, длинный клюв?

Цапля может долго стоять на одной ноге не двигаясь, поджидая сою добычу,

значит ноги у нее какие?

Игра «Цапля» (кто самый стойкий)…

Игра «Нелепицы»

Воспитатель. Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле? (Если бывает, то скажите: «Да», если не бывает – «Нет».)

  • Птенцы высиживают яйца.
  • Из яиц птиц вылупились бегемотики.
  • Дети сделали для аистов скворечники.
  • Тело птицы покрыто шерстью.
  • Птенцы строят гнёзда.
  • Скворец живёт в конуре.

Загадки

(Отгаданная загадка сопровождается показом картинок.)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей. (Грач.)

Эту птицу каждый знает:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день… (Скворец.)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот… (Соловей.)

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточки.)

Музыкальная игра «Чей голос?»

Воспитатель. Давайте представим, что мы в лесу. А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? Правильно, потому, что мы в лесу гости. На каждую музыкальную загадку будем закрывать глаза. Итак, закрыли глазки – звучит первая загадка….

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Давайте напомним Буратино, что нового мы сегодня узнали.

- Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай в садах и огородах. Птицы спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Птиц нужно беречь!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к…

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к школе группе Программное содержание. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10 и...

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Читайте также

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир»

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир» Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Обучающие: - Выявлять знания детей о живой...