Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Их именами названы улицы»

(Соответствует ФГОС)

 

Цель:

Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине, родному краю.

Задачи:

  • Актуализировать представления о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где живешь.
  • Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
  • Продолжать знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны посёлка Лазаревское.
  • Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

- Чтение детям рассказов о подвигах героев Великой Отечественной войны.

- Составление рассказов детей из личного опыта «Достопримечательности пос. Лазаревское».

- Оформление папки-передвижки «Защитники Отечества», с использованием фотоматериала, художественной литературы.

- Посещение историко-краеведческого музея, центральной библиотеки, комнат боевой славы в ООШ №99 и СОШ №80.

- Рассматривание фотографий героев, в честь которых названы улицы.

- Заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне.

- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: (рисование) «Солдат на посту», (лепка) «Самолёт», «Военная техника», музыкально-тематический досуг «Песни ВОВ».

- Целевые прогулки по близлежащим улицам.

- Беседы о названиях улиц.

- Рассматривание фотографий «Улицы родного посёлка», «Памятники родного посёлка».

- Игра «Путешествие по родному посёлку».

- Игра «Узнай, где я нахожусь».

- Подвижная игра «Лётчики».

- Сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Военные лётчики».

- Чтение глав из книг А.Г. Вакслейгера «Поклонимся великим землякам», «Ходили мы походами».

Материалы и оборудование: Использование мультимедийного оборудования; слайды: улицы, исторические места посёлка Лазаревское;  аудиозапись песни «Есть улицы центральные» (слова и музыка Ю. Антонова).

Предполагаемые результаты:

- Повышение любознательности, активности детей.

- Проявление интереса к новому, неизвестному в истории родного посёлка.

- Проявление самостоятельности в различных видах деятельности.

 

Сценарий занятия

 

Деятельность

воспитателя

Деятельность детей Ожидаемые

результаты

  1. Создание мотивационного поля
  Воспитатель включает аудиозапись. Звучит песня «С чего начинается Родина?», призванная заинтересовать детей и мобилизовать их внимание. Дети занимаются самостоятельной деятельностью, услышав песню, начинают прислушиваться к словам.  
  Ребята, какая замечательная песня. О чём эта песня? Делают свои предположения. Привлечение внимания, создание мотивации.
2. Беседа о Родине

У каждого человека есть своя Родина - это страна, где он живет. Как называется наша страна?

Отвечают на вопрос воспитателя.  
  Но есть у человека еще и малая Родина. Что это – малая Родина? Рассуждают, высказывают свои предположения. Умение отвечать на вопросы.
  Вы правы, Родина – это дом где ты родился, это то, что нам очень дорого, что мы оберегаем, охраняем, это улица, на которой ты вырос.

 Утром солнышко встает,

 Нас на улицу зовёт.

 Выхожу из дома я:

- Здравствуй, улица моя!

Ребята, через несколько дней наша страна будет отмечать праздник День Победы, и меня пригласили на экскурсию по улицам нашего посёлка, а я в этот день буду занята. Что же делать, не знаю? Так хочется поближе познакомиться с историей и интересными местами нашего посёлка! Подскажите, как мне быть?

Слушают стихотворение.

Предлагают разные варианты – как можно познакомиться с улицами посёлка.

Развитие слухового восприятия, умения вслушиваться в поэтические строки, понимать их смысл.

Развитие познавательного интереса. Активизация внимания.

Развитие мышления, умения рассуждать.

 

  1. Актуализация знаний.
  Хорошо, давайте сейчас отправимся с вами на экскурсию. А мы пойдём пешком, или поедем на транспорте? Выбирают способ передвижения. Актуализация  знаний  о транспорте.
  А на чём нам лучше поехать?

 

Предлагают поехать на машине, такси, автобусе, пойти пешком.  
  Я тоже за то, чтобы поехать на автобусе. А из чего мы сделаем автобус? После совместного с воспитателем обсуждения, принимают решение, что удобнее всего отправиться на экскурсию на автобусе. Тренировка мыслительных операций: анализа, сравнения.

 

  Вы правы, у нас есть замечательные разноцветные модули, из них мы и построим автобус. Предлагают построить из стульев, крупного строителя, модулей.  
4. Звучит фоновая музыка.

Игра «Построим автобус»

Строят из модулей автобус. Совершенствование конструктивных навыков.
  Занимайте свои места в автобусе. Ребята, а кто управляет автобусом? А  у нас кто будет водителем автобуса? Как мы можем выбрать водителя? Отвечают на вопросы воспитателя.

Считалкой выбирают водителя.

«Садятся в автобус»

 
  Эдик, ты у нас будешь водителем?  Вот тебе руль, занимай своё место.

Так как скоро праздник День Победы, мы с вами побываем на улицах, которые названы в честь героев воинов-защитников. Скажите ребята, а кто такие воины - защитники?

Эдик берёт руль, садится на место водителя.

Отвечают на вопрос воспитателя.

 

Развитие коммуникативных навыков, слухового внимания, речи.

 

  Правильно, это те, кто защищает нас, кто охраняет наши границы. В честь воинов-героев названы улицы в нашем посёлке. Может кто-то из вас, ребята, знает названия этих улиц? Перечисляют названия улиц посёлка, на которых они проживают.

 

Актуализация знаний об улицах родного посёлка.

 

  Да, это улица Павлова, Тормахова, улицы Калараша и Малышева. Эти улицы носят имена воинов-героев, защищавших нашу Родину, наш посёлок в годы Великой Отечественной войны, отдавших свою жизнь за освобождение нашего посёлка.

Итак, отправляемся в путь!

Звучит аудиозапись песни «Есть улицы центральные» в исполнении Ю. Антонова.

«Едут в автобусе», слушают песню.

 

 
5. 1-й слайд «улица Победы»

Наша первая остановка. Ребята, как называется эта улица?  

«Выходят из автобуса», обращают внимание на слайд. Развитие познавательного интереса.

Активизация внимания.

  А как вы догадались, что это наша центральная улица, улица Победы?

 

Называют примечательные места улицы: кинотеатр «Восход», «Почта», ЦНК, площадь.  
  Как вы думаете, в честь какого события так назвали эту улицу? Отвечают на вопрос воспитателя. Развитие познавательного интереса.

Активизация внимания.

  Верно, эту улицу назвали в честь Победы над фашистскими захватчиками.

Была когда-то страшная война…

Давным-давно закончилась она,

Но до сих пор у нас в любой семье

Хранится память о былой войне.

Мне рассказали папа мой и дед,

Как началась война и сколько лет

С врагом сражались, жизни не щадя,

Солдаты наши, Родину любя.

Слушают стихотворение. Развитие умения внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл.

Воспитание чувства гордости и уважения к воинам Великой Отечественной войны.

 

  Ребята, поехали дальше! Занимайте места в автобусе.

Звучит аудиозапись песни «Есть улицы центральные» в исполнении Ю. Антонова.

«Садятся в автобус», «едут»,  слушают продолжение песни.

 

 
6. 2-й слайд «улица Павлова»

Вот и вторая наша остановка. Выходите из автобуса, осмотритесь. Как называется эта улица?

«Выходят из автобуса», обращают внимание на слайд, узнают улицу, называют её. Развитие познавательного интереса.

Активизация внимания.

  Почему вы так решили?

Чьим именем назвали эту улицу?

Отвечают на вопросы воспитателя.  
  Кем был Наум Захарович Павлов?

Почему в его честь назвали улицу?

Отвечают на вопросы воспитателя. Умение отвечать на вопросы.

 

7. Рассказ о подвиге лётчика.

Верно, ребята, майор Павлов совершил подвиг. Он буквально загнал в угол двух фашистских «юнкерсов» и недалеко от посёлка Лазаревское заставил их врезаться в скалы, но и сам погиб в этом бою. Ну, что же, ребята, пора возвращаться в автобус и продолжать нашу экскурсию.

Водитель, можем отправляться!

Звучит аудиозапись песни «Есть улицы центральные» в исполнении Ю. Антонова.

Слушают короткий рассказ воспитателя о подвиге лётчика.

«Садятся в автобус», «едут дальше».

 

Развитие познавательного интереса.

Расширение знаний об истории родного посёлка.

 

 8.    Затруднение в ситуации.
9. 3-й слайд «улица Калараша»

Итак, следующая остановка. Скажите, пожалуйста, как называется эта улица?

«Выходят из автобуса», рассматривают слайд, называют знакомые объекты, улицу.  
  Как вы догадались, что это улица Калараша? Отвечают на вопросы воспитателя. Развитие умения анализировать и правильно отвечать на вопросы.
  Верно, на этой улице находится наш детский сад. Чьим именем назвали эту улицу? Отвечают на вопросы воспитателя.  
  Почему именем Дмитрия Калараша назвали

улицу?

Высказывают предположения  о подвиге Д.Л. Калараша. Организация анализа д возникшей ситуации, формирование опыта фиксации затруднения в собственных ответах и выявления причины затруднения.
  Вы правы, Дмитрий Леонтьевич Калараш тоже совершил подвиг. Спасая  друга, он обрушил свой покалеченный истребитель на врага.

Ребята, а что ещё в нашем посёлке носит имя Дмитрия Калараша?

Называют школу, вспоминая, что они были на экскурсии в комнате-музее имени Д.Л. Калараша. Развитие связной речи.

 

  Правильно, школа №80 также носит имя Дмитрия Калараша. Как вы думаете, почему улицы нашего посёлка названы в честь этих лётчиков? Рассуждают, высказывают своё мнение. Формирование умения рассуждать, высказывать свои предположения.

 

10. 4-й слайд «памятник – самолёт»

Скажите, ребята, кому посвящён памятник, возле которого мы сейчас с вами находимся?

Высказывают разные варианты. Развитие познавательного интереса.

 

11. Физкультминутка

Давайте и мы с вами сейчас побудем немного лётчиками.

Руки ставим мы в разлет.  

Появился самолет.

Вот мотор включился.

К облакам поднялись

И шасси убрались

Приготовили все парашюты -

Толчок, прыжок,

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись.

Дети мягко приземлились.

Молодцы, вы можете стать отличными лётчиками!

Дети проговаривают слова и повторяют движения за воспитателем.

(разводят руки в стороны)

(руками, согнутыми перед грудью, выполняют круговые движения)

(поднимаются на носочки, прыгают на месте, бегут на месте)

(поднимают руки вверх)

(приседают)

Снятие напряжения, усталости.

 

12.   Открытие нового знания.
  Как вы думаете, ребята, для чего установили этот памятник?

 

Рассуждают, высказывают разные варианты. Формирование умения рассуждать,  находить ответ на поставленный вопрос; формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.  
  Давайте с вами немного порассуждаем. Если памятник – самолёт, значит, кому он установлен? Отвечают на вопрос воспитателя.  
  Самолёт пассажирский или военный? Отвечают на вопрос воспитателя. Умение отвечать на вопросы.
  Значит, каким лётчикам он установлен: гражданским или военным? Отвечают на вопрос воспитателя.  
  Ребята, как вы считаете, только ли лётчикам установлен этот памятник?

А как это можно узнать?

Высказывают свои предположения.

Предлагают разные варианты (спросить у прохожих, узнать в интернете, позвонить родителям и т.д.)

Умение рассуждать.

 

  Мне понравилось ваше предложение позвонить. Давайте позвоним участнику ВОВ, жителю нашего посёлка, автору книги «Поклонимся великим землякам» Вакслейгеру Александру Григорьевичу.    
13. «Звонок» ветерану. Слушают в записи рассказ Александра Григорьевича Вакслейгера о памятнике. Развитие познавательного интереса.

Активизация внимания.

  Теперь мы с вами знаем, ребята, что этот памятник установлен не только военным лётчикам, но и механикам, которые следили за исправностью самолётов, а также строителям и работникам военного аэродрома. Лётчики времён Великой Отечественной войны сражались с фашистскими захватчиками, совершали подвиги не жалея своей жизни.  Для чего они это делали? Отвечают на вопрос воспитателя. Развитие познавательного интереса.

Расширение знаний об истории родного посёлка.

 

  Верно, чтобы мы сейчас жили под мирным небом. Так значит, для чего установлен этот памятник? Отвечают на вопрос воспитателя. Развитие логического мышления.

Формирование умения делать выводы.

  Правильно, чтобы мы помнили.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Мы должны знать и помнить тех, кто подарил нам мир и счастье, кто защищал Родину не жалея своей жизни. Потому что у тех, кто не помнит прошлого, нет будущего.

Ну что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Итак, занимайте свои места в автобусе. Водитель, поехали!

Звучит аудиозапись песни «Есть улицы центральные» в исполнении Ю. Антонова.

«Садятся в автобус,  возвращаются в детский сад», слушая продолжение песни.

 

 
14. 4-й слайд «Детский сад»

Вот мы и в детском саду.

«Выходят из автобуса»

 

 
15.    Рефлексия.
  Расскажите, где мы с вами побывали?

Что вы сегодня узнали нового?

 

Отвечают на вопросы воспитателя. Формирование первичного опыта по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.
  А что было самым трудным?

Почему?

Отвечают на вопросы воспитателя.  
  Что мы сделали, чтобы справиться с трудностями? Отвечают на вопрос. Умение отвечать на вопросы.

 

  Что самое главное вы поняли из нашей экскурсии? Отвечают на вопрос воспитателя.  
  Кому вы можете рассказать о том, что узнали сегодня? Рассказывают, с кем они поделятся полученными знаниями. Формирование желания делиться полученными знаниями.
  Я благодарна вам, что вы мне помогли, и мы вместе побывали на экскурсии. Я предлагаю вам в следующий раз отправиться на экскурсию по другим улицам нашего посёлка. Согласны? Предлагают свои маршруты. Формирование желания ходить на экскурсии.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы Вход зал. (музыкальная композиция) 1. Что такое в нашем зале? Мы такого не видали! Это осень к нам...

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...

Читайте также

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...