Конспект тематического занятия посвящённого Дню космонавтики
«Шар земной, шар земной, мы взлетаем над тобой»

Для детей старшей группы

 

Цель: расширять и углублять знания дошкольников о космосе.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о космосе, об ученых, работающих в области изучения космоса.
  • Закрепить знания детей о первых космонавтах, знания о космическом пространстве, планетах, созвездиях.
  • Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, эмоциональную отзывчивость, воображение.
  • Показать синтез художественного слова, музыки, пластики, живописи.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о космосе. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, карточек. Проведение игр. Совместная работа с библиотекой, с родителями.

 

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку А. Пахмутовой «Звездопад»

(включена светомузыка), садятся на стульчики.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о космосе.

Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно знать, есть ли жизнь где-нибудь еще? Есть ли воздух на других планетах?

(Показ слайда.)

Ребенок: Ученый К. Э. Циолковский любил наблюдать в телескоп за звездами, и изучал их. Циолковский придумал космический корабль. Сделал расчеты, чертежи. Но у него не было возможности построить летательный аппарат, и он написал об этом в своих научных книгах. (Показ слайда.)

Ребенок: Звезды - это огненные шары, разного цвета красные, желтые, голубые, белые. Звезды и по величине разные. Самые горячие -это голубые звезды и белые. А менее горячие – красные и желтые. Звезды собираются в группы и образуют фигуры. Эти фигуры называются созвездия. (Показ слайда.)

Воспитатель: через много лет после опытов К. Э. Циолковского русские ученые под руководством конструктора С. П. Королева изготовили первый космический корабль под названием «ВОСТОК». Они установили на нем специальные приборы. И решили отправить в космос.

(Показ слайда.)

Кого же первого отправили в полет?

(Белку и Стрелку). (Показ слайда.)

Полет прошел успешно, и ученые начали задумываться над тем, чтобы отправить в космос человека.

Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин.)

Как долго Ю. Гагарин был в космосе? (Он облетел нашу планету 1 раз.)

Ребенок:

Гагарин облетел нашу планету. Он первым увидел всю Землю. Он летел и смотрел в иллюминатор, под ним плыли не просто горы и моря, а под ним плыла и переворачивалась вся наша планета Земля. Какая наша Земля красивая: Говорил Ю. Гагарин по радио.

Но в открытый космос Ю. А. Гагарин не выходил.

(Показ слайда.)

А кто повторил подвиг Ю. Гагарина?

Ребенок. Герман Степанович Титов. (Герман Титов повторил подвиг Ю. Гагарина. Он в космосе провел целые сутки. Титов сделал первые снимки Земли из космоса, впервые пообедал и поужинал в невесомости. Он тоже летал один.

(Показ слайда.)

В 1965 году в космос полетел Алексей Леонов. И он первый вышел в открытый космос.

(Показ слайда.)

А могла ли женщина стать космонавтом? (ответы детей).

Да в космос полетела первая в мире женщина В. Терешкова.

(Показ слайда.)

Спустя годы в космосе побывала вторая женщина - С.Савицская. (Показ слайда.)

В космические полеты начали отправлять команды из нескольких человек. (Показ слайда.) Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного.

А кто знает, какую работу выполняют космонавты?

Ребенок:

Они ведут медицинские и технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, о пожарах в тайге, передают прогноз погоды, обеспечивают радио - телевизионную и телефонную связь. Вот такая сложная и интересная работа у космонавтов. Чтобы работа прошла успешно, космонавты должны уметь договариваться.

Воспитатель:

На Земле всё идёт своим чередом. Будущие космонавты проводят ежедневные тренировки.

Воспитатель:

А вы дети, хотели бы стать космонавтами? Ответы детей.

Ребёнок:

Над горой высокой

Мчится самолёт

Свет его волнистый

Ветер заметёт.

Я теперь взаправду

В лётчики хочу,

А постарше стану -

К звёздам полечу!

Воспитатель:

Чтобы стать лётчиком или космонавтом надо много тренироваться, нужно хорошо учиться, много читать, знать математику, быть внимательным, уметь слушать и точно выполнять задания.

А давайте поиграем!!! я буду называть качества людей, а вы подберите к каждому моему слову другое слово, обозначающее противоположное качество:

Ленивый - трудолюбивый, злой - добрый, слабый - сильный, неряшливый –аккуратный, грустный - веселый, трусливый - смелый, неуклюжий - ловкий, глупый - умный, безразличный - любознательный, больной - здоровый.

А сейчас давайте подведем итог: Каким должен быть космонавт?

(Ответы детей.)

Сегодня мы тоже отправимся в далёкое путешествие ни на машине, ни в поезде, а на чем? Давайте послушаем Любину мечту, на чем бы она хотела отправиться в путешествие?

Ребёнок:

Одни живут на юге,

Где солнышко печёт.

Другие там, где вьюги

Кружатся целый год.

Но все на свете дети

Хотят лететь в ракете!

Но прежде чем полететь в космос нам с вами надо пройти космический маршрут, он состоит из нескольких этапов.

Первый этап: Мы конструкторы.

Сконструируй ракету.

Играют три команды по семь человек. Дети собирают плоскостное изображение ракеты из плотной бумаги, разрезанной по различным линиям.

Молодцы, ракеты сконструировали. Сейчас вам надо придумать название корабля. «Восток, Восход, Союз».

Второй этап.

Только сильных звездолет, может взять с собой в полет.

(Испытание ловкости, быстроты, находчивости.)

Игра «Вода, огонь, земля и воздух».

Третий этап.

Космонавтом хочешь стать, должен много, много знать.

1. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер.)

2. Самая маленькая планета Солнечной системы? (Плутон.)

3. Что находиться на хвосте Малой Медведицы? (Полярная звезда.)

4. Назовите спутник Земли (Луна.)

5. Чем знаменита планета Сатурн?

6. Небесное тело со светящим концом (Комета.)

7. Что входит в состав колец Сатурна? (Лед и пыль.)

8. Что такое Млечный путь? (Это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящая полоска из белых точек, и напоминает путь из молока.)

9. Чем отличаются планеты от звезд? (Звезды состоят из раскаленных газов, планеты из твердых, жидких частиц и газов.)

10. Чем похожи все планеты? (Они имеют форму шара.)

11. Сколько планет в Солнечной системе? 9

12. Звезды в темном небе собираются в группы и образуют фигуры. Как назвали эти фигуры? (Созвездия.)

Четвертый этап.

А сейчас, чья команда ответит быстрей на вопрос.

Назовите Созвездия.

«Лев, Лебедь, Б.Медведица. М. Медведица. Рысь. Дракон. Орион. Гончие псы. Волопас. Кассиопея. Золотая рыба. Геркулес. Голубь. Змея. Персей. Волк. Заяц»

Пятый этап.

Космонавтом хочешь стать, поучись - ка ты считать.

А сейчас мы с вами узнаем, на какую планету полетит ваш экипаж.

1 экипаж. Ваня увидел на небе 3 звездочки, а Маша 2 звездочки. Вопрос: Сколько звезд увидели дети?

3+2=5 Ребята, вы полетите на пятую планету, а как она называется? Юпитер (команда Восток).

2 экипаж. Утром на Марс отправили 3 ракеты, а вечером еще 3 ракеты. Вопрос: Сколько ракет прилетит на Марс?

3+3=6 Сатурн (команда Восход).

3 экипаж. На Луне жил один Лунатик. К нему прилетели в гости еще 3 Лунатика. Вопрос: Сколько стало Лунатиков?

1+3=4 Марс (команда Союз).

Шестой этап.

Придумайте предложение.

Командиры экипажей подойдите ко мне и возьмите по одной картинке. Каждая команда придумывает предложение со словом, которое спряталось на картинке.

Картинки: Звезда. Солнце. Ракета.

Ребята, вы справились со всеми заданиями, прошли все этапы, а теперь пора в полет.

Воспитатель:

Приглашаю всех ребят

В нашу новую ракету.

Приглашаю всех ребят -

По-ле-тели на планету!

Дети исполняют песню «Космонавты».

Ребенок.

В детстве многие мечтали

В звездный космос полететь,

Чтоб из этой звездной дали

Нашу Землю осмотреть.

Повидать ее просторы,

Реки, горы и поля,

Глянуть в умные приборы,

Доказать - живу не зря.

Воспитатель:

И вот она, и вот она, далёкая планета.

На посадку, на посадку, выходите по порядку!

Звучит космическая музыка, дети импровизируют выход на планету выполняя плавные движения.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали о планетах.

Что образует Солнце со всеми планетами? (Солнечную систему.)

Давайте, ребята попробуем определить место каждой планеты в солнечной системе.

Выстраивается Солнечная система.

Рассказ детей о каждой планете. (Показ слайда.)

Выходит Звездочет. Читает стихотворение.

Девочки исполняют танец-импровизацию «Звёздное небо».

Как красиво мирное звёздное небо и как красива наша голубая планета Земля! Давайте будем беречь её, ребята.

(Показ слайда планета Земля.)

Ребенок:

Сбережем планету эту

Под названием Земля,

Ведь планета эта – дом наш,

Обижать её нельзя!

- Ведь она, как мы, живая:

Летит, кружиться, сияет,

Умывается морями

И на солнце загорает!

- И еще прошу, вас, люди,

Не сорите, не ломайте,

Каждый листик и букашку

Берегите, охраняйте,

Давайте будем

Беречь планету.

Во всей Вселенной

Красивей нет.

Воспитатель по ИЗО деятельности.

Ребята, мы еще с вами в полете, и я предлагаю вам сделать снимок планет, около которых вы пролетали мимо.

И поможет нам в этом подручный материал: зубная щетка, комочки бумаги, краски, трафареты, и ваши умелые пальчики. Каждый экипаж занимает свое место в «фотолаборатрии».

Ребята, нам пора возвращаться на нашу планету.

Начинаем обратный отсчет.

Три, два, один – летим!

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

К Марсу, Юпитеру, Сатурну

Путь был очень длинным.

Стоп, выходим из кабины.

Мы с полета возвратились,

И на Землю опустились.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в…

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые...

Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Краткое описание проекта: Данный проект представляет собой работу по созданию развивающей среды...

Программа профессионального развития педагогов

Программа профессионального развития педагогов 

Читайте также

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...

Исследовательская работа «Большое сокровище маленького яйца»

Исследовательская работа «Большое сокровище маленького яйца»

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...