Непосредственная образовательная деятельность
«Музыка вокруг нас, музыка внутри нас»

(Старшая-подготовительная к школе группа)

 

Программное содержание:

  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»: Формировать у детей музыкальный вкус, развивать музыкальную память на основе знакомства с композиторами, с классической музыкой («Пудель и птичка» Ф. Лемарк, «Баба-яга» П. Чайковский – подготовительная группа; «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Вальс» П. Чайковский, «Клоуны» - Д. Кабалевский, «На слонах в Индии» А. Гедике – старшая группа).
  • Учить передавать голосом звуки природы (журчание ручейка, жужжание жуков и т.д.), петь легким звуком, без напряжения, координировать пение с движением (хоровод «Веснянка»).
  • Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому и медленному темпу (музыкально-ритмические упражнения «Поезд», «Полетим на самолете», игра на детских музыкальных инструментах «Карусель»).
  • Создавать условия для экспериментирования детей с немузыкальными звуками, с собственным телом.
  • Воспитывать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке.

Образовательная область «Физическое развитие»: Закреплять и совершенствовать двигательные навыки, продолжать развивать физические качества (быстрота, ловкость) через игру-эстафету.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развтие»:

  • При описании художественной картины об явлениях природы учить передавать свое эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности (сравнение: ранняя весна-поздняя весна).
  • Развивать умение адекватно и самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложные) в соответствии с содержанием высказывания. Развивать монологическую речь.
  • Развивать самостоятельность, активность (в игре-эстафете), дружеские взаимоотношения.

Образовательная деятельность «Познавательное развитие»: Развивать познавательный интерес к природе, самостоятельность в наблюдениях.

Образовательная область «Речевое развитие»: Закреплять умение выразительно читать поэтические произведения лирического характера (чтение стихов).

Предварительная работа: прослушивание в записи произведений классической музыки, знакомство с композиторами. Разучивание распевки «Кукушка», хоровода «Веснянка», стихов о весне.

Атрибуты: портреты композиторов, камень, декорации ручейка, письмо, фонограмма голосов: «журчание ручейка, пение птиц», деревянная, металлическая, стеклянная, глиняная посуда, вода, молоточек, элементы картины.

 

Ход занятия:

Муз. рук-ль (в группе): Ребята, сегодня я получила необычное письмо. В нем только одно слово: «Помогите!» Кто написал его, кому нужна помощь – непонятно. Придется искать автора письма. Хотите помочь мне? (Ответы детей.) Наверное путь будет неблизким. На чем отправимся? (Ответы детей.) Давайте полетим на самолете? Заводим мотор, раскрываем руки – крылья, приготовились, полетели.

(Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Полетаем на самолете», «приземляются» в музыкальном зале.)

Муз. рук-ль: Мы приземлились на опушке леса. Как здесь тихо. Давайте прислушаемся. (Звучит журчание ручейка в записи.) Слышите, где-то журчит ручеек? Но звук какой-то странный – как будто ему что-то мешает течь. Давайте найдем этот ручеек и посмотрим что случилось (подходят к «ручейку»). Видите, какой большой камень ему мешает. Давайте вместе уберем его.

(Дети убирают камень. Ручеек «журчит» дальше.)

А теперь как журчит ручеек, послушайте? (Ответы детей.) У каждого из нас есть голос. Это уникальный музыкальный инструмент. Он может подражать звукам природы, голосам животных, даже создавать музыку. А вы можете изобразить ручеек с помощью голоса? Давайте попробуем.

Проводится артикуляционная гимнастика «Весна»:

Пригрело весеннее солнце

(дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя ласковое солнце)

С пригорка побежал веселый ручеек

(болтают языком, изображая бульканье)

До краев наполнил большую, глубокую лужу

( на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край

(делают голосом волну вверх-вниз)

И дальше побежал

(болтают языком и булькают)

Выбрались из-под коры жучки

(ж-ж-ж – в нижнем регистре)

И букашки

(ззз-ззз – в высоком регистре)

И расправили крылышки

(крш-крш – с повышающейся интонацией)

И полетели кто куда

(тр-тр-тр – шепотом на разной высоте)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало

(шур-шур-шур)

И вылез ежик

(сопят носом, энергично втягивая воздух)

Ожил под теплым весенним солнцем и муравейник

(каждый поет веселые звуки в разных регистрах)

Лес наполнился веселыми, радостными птичьими голосами

(имитация птичьих голосов всеми одновременно).

Муз. рук-ль: Очень хорошо у вас получилось. А теперь нам нужно идти дальше.

(Звучит фонограмма «Пение птиц».) Прислушайтесь! Не слышно ли кукушки? Давайте ее позовем. (Дети исполняют звуки «Ку-ку, ку-ку».) Отозвалась на зов кукушка. А как мы ее звали, чем? Правильно голосом. Давайте кукушке песенку споем.

(Исполняется распевка «Кукушка».)

Муз. рук-ль: Оказывается, наш голос может петь, как кукушка, журчать, как ручеек, жужжать, как жучки и т.д. А теперь прислушайтесь: в лесу дятел долбит дерево своим острым клювом (звучит фонограмма «Стук дятла»). Давайте попробуем изобразить этот стук хлопками в ладоши.

(Проводится музыкально-дидактическая игра «Повтори ритм».)

Муз. рук-ль: Вы не слышите, кто-то кричит «Ау-ау!». Давайте отзовемся.

(Дети кричат: «Ау-ау!». Выходит воспитатель в костюме Бабушки.)

Бабушка: Здравствуйте ребятки!Я услышала голоса и подумала, что кто-то заблудился. Стала кричать «Ау!». Хотела помочь на лесную тропинку вывести. Вы не заблудились?

Муз. рук-ль: Здравствуй бабушка! Нет, мы не заблудились, мы ищем того, кто в нашей помощи нуждается. Вот уже ручейку помогли – большой камень убрали.

Бабушка: Может вы и мне поможете?

Муз. рук-ль: С удовольствием!

Бабушка: Пойдемте ко мне. Одной с хозяйством управляться трудно. Вот водички надо бы принести.

(Проводится игра-эстафета «Перенеси воду». Дети делятся на 2 команды, носят воду ложками, каждая команда в свое ведро.)

Бабушка: Ой, спасибо вам ребятки. А я хочу вас попросить еще об одной помощи. У меня потерялась картина, которую я очень любила, никак не могу ее найти, может вы мне поможете написать новую? Только писать мы будем не красками, а словами. Та картина была о времени года, которое идет сейчас. А какое сейчас время года? А какие приметы весны вы знаете? (Ответы детей.)

(Проводится дидактическая игра «Картинка о весне» на развитие мышления. Дети называют приметы весны, а воспитатель на магнитной доске выкладывает соответствующие картинки.)

Муз. рук-ль: А наши ребята еще стихи о весне знают.

Дети рассказывают стихи о весне.

В небе голубом весеннем

Грянул первый майский гром

Солнце землю согревает

Расцветает все кругом.

Муз. рук-ль: Для тебя Бабушка мы исполним хоровод «Веснянка»

(Дети исполняют хоровод «Веснянка».)

Бабушка: А может вы и на музыкальных инструментах умеете играть? (Ответы детей.) Ну тогда поиграйте, а я послушаю.

(Проводится игра на детских музыкальных инструментах «Карусель»).

Муз. рук-ль: Бабушка, нам пора в детский сад возвращаться. Как нам обратно добраться?

Бабушка: Можно на поезде поехать.

Муз. рук-ль: Давайте поедем. И вы бабушка с нами отправляйтесь.

(Проводится музыкально-ритмическое упражнение «Поезд». Дети с Бабушкой «едут» на поезде. Музыкальный руководитель незаметно исчезает.)

Бабушка: Ой, ребята кажется мы заблудились.

(Дети идут как- будто заблудились. Выходят к лаборатории профессора Скрипочкина, роль которого исполняет музыкальный руководитель.)

Бабушка: Здравствуйте, куда это мы попали?

Профессор: Здравствуйте, здравствуйте! А попали вы в мою музыкальную лабораторию, а меня зовут- профессор Скрипочкин.

Бабушка: А что вы здесь делаете?

Профессор: В моей лаборатории рождается музыка. Вот посмотрите. Здесь у меня различная посуда: стеклянная, деревянная, глиняная, металлическая. Вся она звучит по-разному (ударяет по посуде). Сейчас я ударю по стеклянной вазе. Слышите, какой чистый, красивый звук? А теперь послушаем, что станет с этим звуком, если мы в вазу нальем немного воды (наливает воду, стучит молоточком). Что произошло со звуком? (Ответы детей.) Да, звук изменился стал ниже, глуше.

Ребята, сегодня у меня небольшое происшествие случилось. Все музыкальные произведения и композиторы перепутались. Вы мне поможете разобраться?

(Проводится музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок» на слушание музыки.)

Профессор: Спасибо вам ребята за помощь. А напоследок я попрошу вас найти музыку внутри себя (ответы детей: удары сердца, пульс на руке). А за вашу помощь я хочу подарить вам небольшие подарки: нотки (дарит детям медальоны в виде нот). Пусть эти нотки помогут вам дальше жить в прекрасном мире музыки.

Бабушка: Большое спасибо профессор. Нам очень понравилось в вашей лаборатории, но нам пора в детский сад. До свиданья!

(Дети снова «садятся в поезд» и возвращаются в группу. Музыкальный руководитель переодевается и входит в группу.)

Муз. рук-ль: Ребята, а вы помните про письмо, которое я вам показывала? Там было слово «помогите». А кому мы с вами сегодня помогли? (Ответы детей.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей…

Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе компенсирующей направленности Цели: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; овладение...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители» Подготовительная группа Цель: создать условия для познавательно- исследовательской деятельности детей, познакомить с понятием природные красители, расширять...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...