НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему:
«Масленица пришла, свет и радость скорой весне принесла»
Цель: дать детям представление о народном зимнем празднике: «Проводы зимы» – Масленице.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященному солнцу, встрече весны и завершению зимнему периоду;
- упражнять в словообразовании, поощрять речевую активность детей; формировать понятие о том, что развлечения и забавы могут зависеть от половой принадлежности;
- продолжать знакомить детей с личной безопасностью.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память; мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
- уважительное отношение к народным обрядам через ознакомления с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения);
- вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников.
Активизация словаря: Масленица, забава, соломенное чучело, тройка лошадей, сырная неделя.
Предварительная работа:
Беседы; рассказы; чтение и заучивание стихов, считалок, пословиц, поговорок о Масленице; рассматривание репродукций картин: Кустодиева Б. «Карусель», «Масленица», Сурикова В. «Взятие снежного городка», Соколова П. «Тройка зимой»; слушание музыкальных произведений: Агафонникова В. «Сани с колокольчиками», Чайковского П. «Февраль. Масленица»; организация двигательной активности через подвижные русские народные игры, продуктивная деятельность по теме; экскурсия в музей народного быта; экспериментирование со снегом (в тепле тает, образуя грязную воду).
Развивающая среда:
Репродукции картин: Кустодиев Б. «Масленица», «Карусель»; Сурикова В. «Взятие снежного городка»; Соколова П. «Тройка зимой»; картинки из серии «Масленичные гуляния»; игрушка Петрушка, ширма; материал для продуктивной деятельности – на каждого ребенка, ленты красного и желтого цветов – на каждого ребенка; легкая ткань зеленого цвета; аудиозапись: народные, музыкальные произведения; интерактивная доска.
Игровая мотивация «Петрушка в гости зовет».
Воспитатель: (В группе.) Ребята, нам пришло письмо! Давайте посмотрим кто его прислал? (Открывает письмо и читает: «Дорогие, ребята! Приглашаю в гости. Буду вас ждать в вашем музыкальном зале. До встречи! Петрушка».)
Воспитатель с детьми, приняв приглашение, идут в музыкальный зал. В нем Петрушки нет.
Воспитатель: Ребята, где же Петрушка? Нас в гости пригласил, а сам где-то задержался.
(Появляется кукла Петрушка из-за ширмы.)
Петрушка:
Здравствуйте, друзья!
Вот и я, веселый Петрушка.
В гости вас позвал.
Ребята, какое сейчас время года? (Варианты ответов детей.)
Молодцы!
Как месяц называется? (Варианты ответов детей.)
Молодцы!
Пора зиму провожать
Весну – Красную встречать!
Тороплюсь на праздник Масленицы и вас приглашаю!
Воспитатель и дети благодарят Петрушку за приглашение.
Создание игровой ситуации.
Звучит в записи музыкальное произведение (отрывок) и показ слайда на интерактивной доске из сказки «Снежная королева».
Зима говорит:
На Масленицу собрались?
Я –Зима студеная
Весне не уступлю
Красно- солнце заслоню,
Снег и холод нагоню,
Нет! Не уйду!
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, кто не желает весне место уступить? (Варианты ответов детей.)
Как быть? Как помочь весне в края родные прийти? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель:
Давайте спросим у Петрушки, как весне помочь? (Спрашивают.)
Петрушка: Ребята, садитесь в сани и езжайте на праздник к Масленице, она поможет Зимушку проводить. (Воспитатель и дети благодарят Петрушку за помощь, садятся в сани и едут на праздник.)
Игра-имитация «Сами саночки бегут, стелется поземка» (под музыкальное сопровождение).
Воспитатель:
(Обращает внимание детей) Как красиво и празднично вокруг! (Дети и воспитатель присаживаются на стулья.)
Презентация на тему: «Масленичные гуляния». (На интерактивной доске рассматриваем репродукции картин и картинки на тему «Масленичные гулянья».)
Воспитатель:
В конце зимы мы отмечаем Масленицу, самый веселый народный праздник, который пришел к нам из далекого прошлого. Посвящен он возрождающемуся по весне солнцу. Длится целую неделю, поэтому говорят: «Живет Масленица семь деньков». Чучело Масленицы делали из соломы, водили вокруг него хороводы, пели песни. Люди делали все, чтобы уговорить зиму уйти. Еще ее называют «Масленицей - объедухой», потому что готовится много вкусных блюд; едим творог, молоко, сметану, яйца, масло. Раньше, по народным поверьям, необходимо было помочь солнцу победить морозную зиму: катались на лошадях, одетых в расписные дуги. Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивались бубенчиками. Главное мужское дело в этот день – взятие снежного городка. (Картина Сурикова В.И. «Взятие снежного городка»). Девушки водили хороводы. С песнями и веселыми закличками звали солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а весна-красна не задерживалась.
Петрушка: (появляется из-за ширмы)
Молодцы, ребята, что приехали на праздник! Вам интересно здесь? (Варианты ответов детей.)
Петрушка:
Ребята, какие зимние забавы нравятся вам? (Варианты ответов детей.)
Петрушка.
Снег несет много радости. Я так им восхищаюсь, что даже пробую его на вкус. А вы делаете так как я? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель:
Петрушка, взрослые правы, когда просят детей не брать снег в рот и мыть руки после возвращения с улицы.
Петрушка: Спасибо, я никогда не буду брать снег в рот.
Ребята, а с Масленицей виделись уже? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Ребята, слышен звон колоколов! Едет Масленица дорогая. (Появляется Масленица, везут ее «коники вороные» на санках, два мальчика старшей группы.)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей.
Воспитатель и дети:
Здравствуй, гостьюшка годовая.
Масленица: (аудиозапись)
Здравствуйте.
Спасибо, что старинные обычаи не забываете
Широкую Масленицу празднуете
Весну - красную встречаете.
Воспитатель:
Масленица-Прасковея, мы с ребятами готовились к празднику и знаем, чтобы ты помогла нам зиму проводить вокруг тебя будем хоровод водить.
Хоровод «Масленица пришла». (Девочки танцуют с платками, а мальчики со свистульками.)
Воспитатель:
Масленица, теперь знаем с ребятами что, заспешит в родные края весна.
Зима: (слайд)
Молодцы, ребята!
Встретили Масленицу.
Уступаю место Весне. Прощайте и простите,
На Зиму зла вы не держите.
Воспитатель:
Ребята, зима прощенье попросила. В последний день масленой недели, в воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды. Поэтому воскресенье называют прощенным. Говорили: Прости меня. В ответ произносили: Бог прощает и я прощу. Давайте возьмемся за руки, сделаем круг и попросим друг у друга прощения.
Петрушка:
Ребята, я очень люблю блины, так хотел и вас угостить, а печь их не умею. Простите меня, пожалуйста.
Воспитатель и дети: Петрушка, не огорчайся, на тебя совсем не обижаемся. Ребята расскажут, как умеют печь блины.
Пальчиковая игра «Брынцы – брынцы»
Брынцы – брынцы (ладушки)
Пеките блинцы (хлопки ладонь о ладонь горизонтально)
Мажьте маслянее (поглаживание друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын – трынца, (ладошки)
Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)
Воспитатель: (показывает блин- заготовку на мольберте)
На что похож блин? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Молодцы! Круглый, румяный, золотистый блин похож на солнышко.
На празднике Масленица принято всех блинами угощать, но у нас один блинчик. Давайте напечем много блинов, угостим Петрушку и всех гостей. Я свой блинчик пекла на большой сковороде. Вы выберите сами сковороду для выпечки своих блинов.
Продуктивная деятельность. Рисование: «Испеки блин на сковороде»
(Звучит спокойная музыка.)
Детям предлагаются листы бумаги с изображенными на них формами –сковородок.
Воспитатель:
Вот тесто, наберу и вылью его ложкой на сковородку, с помощью тычка равномерно распределю его (Дети самостоятельно «пекут» свои блины).
Воспитатель: Сколько много получилось блинчиков! В народе говорят: «Блины, как колеса у весны!» Молодцы, ребята, постарались.
Пока наши блины немного остынут, поиграем с Петрушкой.
Петрушка! Обыкновенный блин можно назвать разными словами, слушай внимательно, как ребята будут подсказывать старательно.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины».
На тарелке он один – называем просто… блин.
Много испекли их мы – тогда назовем… блины.
Испекли для дочек – назовем… блиночек.
Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок.
Огромный, как домище – назовем…блинище.
Петрушка:
Сколько интересных слов я узнал. Cпасибо, ребята.
Воспитатель:
Ребята, Масленица спешит всех людей известить о приближении скорой весны. Давайте простимся с ней.
Воспитатель и дети:
Масленица, прощай. На тот год опять приезжай!
(Чучело Масленицы увозят «коники вороные», мальчики старшей группы, под песню «Масленица, прощай».)
Воспитатель: Вот и наши блины.
Наталья Ивановна выносит блины:
Щедро зиму провожаем,
Всех блинами угощаем.
Угощайтесь Петрушка, ребята и гости дорогие.
Воспитатель: Погостили на Масленице, убедили зиму уступить место весне, сядем на сани и поедем домой. Блины с собой возьмем.
Читайте также |
---|
Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»
Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...
Культурная деятельность ребенка
Культурная деятельность ребенка Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Ребёнок пребывает в культуре...
Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…
Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...