НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему:
«Масленица пришла, свет и радость скорой весне принесла»

 

Цель: дать детям представление о народном зимнем празднике: «Проводы зимы» – Масленице.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященному солнцу, встрече весны и завершению зимнему периоду;
  • упражнять в словообразовании, поощрять речевую активность детей; формировать понятие о том, что развлечения и забавы могут зависеть от половой принадлежности;
  • продолжать знакомить детей с личной безопасностью.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память; мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
  • уважительное отношение к народным обрядам через ознакомления с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения);
  • вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников.

Активизация словаря: Масленица, забава, соломенное чучело, тройка лошадей, сырная неделя.

Предварительная работа:

Беседы; рассказы; чтение и заучивание стихов, считалок, пословиц, поговорок о Масленице; рассматривание репродукций картин: Кустодиева Б. «Карусель», «Масленица», Сурикова В. «Взятие снежного городка», Соколова П. «Тройка зимой»; слушание музыкальных произведений: Агафонникова В. «Сани с колокольчиками», Чайковского П. «Февраль. Масленица»; организация двигательной активности через подвижные русские народные игры, продуктивная деятельность по теме; экскурсия в музей народного быта; экспериментирование со снегом (в тепле тает, образуя грязную воду).

Развивающая среда:

Репродукции картин: Кустодиев Б. «Масленица», «Карусель»; Сурикова В. «Взятие снежного городка»; Соколова П. «Тройка зимой»; картинки из серии «Масленичные гуляния»; игрушка Петрушка, ширма; материал для продуктивной деятельности – на каждого ребенка, ленты красного и желтого цветов – на каждого ребенка; легкая ткань зеленого цвета; аудиозапись: народные, музыкальные произведения; интерактивная доска.

Игровая мотивация «Петрушка в гости зовет».

Воспитатель: (В группе.) Ребята, нам пришло письмо! Давайте посмотрим кто его прислал? (Открывает письмо и читает: «Дорогие, ребята! Приглашаю в гости. Буду вас ждать в вашем музыкальном зале. До встречи! Петрушка».)

Воспитатель с детьми, приняв приглашение, идут в музыкальный зал. В нем Петрушки нет.

Воспитатель: Ребята, где же Петрушка? Нас в гости пригласил, а сам где-то задержался.

(Появляется кукла Петрушка из-за ширмы.)

Петрушка:

Здравствуйте, друзья!

Вот и я, веселый Петрушка.

В гости вас позвал.

Ребята, какое сейчас время года? (Варианты ответов детей.)

Молодцы!

Как месяц называется? (Варианты ответов детей.)

Молодцы!

Пора зиму провожать

Весну – Красную встречать!

Тороплюсь на праздник Масленицы и вас приглашаю!

Воспитатель и дети благодарят Петрушку за приглашение.

Создание игровой ситуации.

Звучит в записи музыкальное произведение (отрывок) и показ слайда на интерактивной доске из сказки «Снежная королева».

Зима говорит:

На Масленицу собрались?

Я –Зима студеная

Весне не уступлю

Красно- солнце заслоню,

Снег и холод нагоню,

Нет! Не уйду!

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, кто не желает весне место уступить? (Варианты ответов детей.)

Как быть? Как помочь весне в края родные прийти? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель:

Давайте спросим у Петрушки, как весне помочь? (Спрашивают.)

Петрушка: Ребята, садитесь в сани и езжайте на праздник к Масленице, она поможет Зимушку проводить. (Воспитатель и дети благодарят Петрушку за помощь, садятся в сани и едут на праздник.)

Игра-имитация «Сами саночки бегут, стелется поземка» (под музыкальное сопровождение).

Воспитатель:

(Обращает внимание детей) Как красиво и празднично вокруг! (Дети и воспитатель присаживаются на стулья.)

Презентация на тему: «Масленичные гуляния». (На интерактивной доске рассматриваем репродукции картин и картинки на тему «Масленичные гулянья».)

Воспитатель:

В конце зимы мы отмечаем Масленицу, самый веселый народный праздник, который пришел к нам из далекого прошлого. Посвящен он возрождающемуся по весне солнцу. Длится целую неделю, поэтому говорят: «Живет Масленица семь деньков». Чучело Масленицы делали из соломы, водили вокруг него хороводы, пели песни. Люди делали все, чтобы уговорить зиму уйти. Еще ее называют «Масленицей - объедухой», потому что готовится много вкусных блюд; едим творог, молоко, сметану, яйца, масло. Раньше, по народным поверьям, необходимо было помочь солнцу победить морозную зиму: катались на лошадях, одетых в расписные дуги. Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивались бубенчиками. Главное мужское дело в этот день – взятие снежного городка. (Картина Сурикова В.И. «Взятие снежного городка»). Девушки водили хороводы. С песнями и веселыми закличками звали солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а весна-красна не задерживалась.

Петрушка: (появляется из-за ширмы)

Молодцы, ребята, что приехали на праздник! Вам интересно здесь? (Варианты ответов детей.)

Петрушка:

Ребята, какие зимние забавы нравятся вам? (Варианты ответов детей.)

Петрушка.

Снег несет много радости. Я так им восхищаюсь, что даже пробую его на вкус. А вы делаете так как я? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель:

Петрушка, взрослые правы, когда просят детей не брать снег в рот и мыть руки после возвращения с улицы.

Петрушка: Спасибо, я никогда не буду брать снег в рот.

Ребята, а с Масленицей виделись уже? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель: Ребята, слышен звон колоколов! Едет Масленица дорогая. (Появляется Масленица, везут ее «коники вороные» на санках, два мальчика старшей группы.)

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей.

Воспитатель и дети:

Здравствуй, гостьюшка годовая.

Масленица: (аудиозапись)

Здравствуйте.

Спасибо, что старинные обычаи не забываете

Широкую Масленицу празднуете

Весну - красную встречаете.

Воспитатель:

Масленица-Прасковея, мы с ребятами готовились к празднику и знаем, чтобы ты помогла нам зиму проводить вокруг тебя будем хоровод водить.

Хоровод «Масленица пришла». (Девочки танцуют с платками, а мальчики со свистульками.)

Воспитатель:

Масленица, теперь знаем с ребятами что, заспешит в родные края весна.

Зима: (слайд)

Молодцы, ребята!

Встретили Масленицу.

Уступаю место Весне. Прощайте и простите,

На Зиму зла вы не держите.

Воспитатель:

Ребята, зима прощенье попросила. В последний день масленой недели, в воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды. Поэтому воскресенье называют прощенным. Говорили: Прости меня. В ответ произносили: Бог прощает и я прощу. Давайте возьмемся за руки, сделаем круг и попросим друг у друга прощения.

Петрушка:

Ребята, я очень люблю блины, так хотел и вас угостить, а печь их не умею. Простите меня, пожалуйста.

Воспитатель и дети: Петрушка, не огорчайся, на тебя совсем не обижаемся. Ребята расскажут, как умеют печь блины.

Пальчиковая игра «Брынцы – брынцы»

Брынцы – брынцы (ладушки)

Пеките блинцы (хлопки ладонь о ладонь горизонтально)

Мажьте маслянее (поглаживание друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын – трынца, (ладошки)

Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)

Воспитатель: (показывает блин- заготовку на мольберте)

На что похож блин? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель: Молодцы! Круглый, румяный, золотистый блин похож на солнышко.

На празднике Масленица принято всех блинами угощать, но у нас один блинчик. Давайте напечем много блинов, угостим Петрушку и всех гостей. Я свой блинчик пекла на большой сковороде. Вы выберите сами сковороду для выпечки своих блинов.

Продуктивная деятельность. Рисование: «Испеки блин на сковороде»

(Звучит спокойная музыка.)

Детям предлагаются листы бумаги с изображенными на них формами –сковородок.

Воспитатель:

Вот тесто, наберу и вылью его ложкой на сковородку, с помощью тычка равномерно распределю его (Дети самостоятельно «пекут» свои блины).

Воспитатель: Сколько много получилось блинчиков! В народе говорят: «Блины, как колеса у весны!» Молодцы, ребята, постарались.

Пока наши блины немного остынут, поиграем с Петрушкой.

Петрушка! Обыкновенный блин можно назвать разными словами, слушай внимательно, как ребята будут подсказывать старательно.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины».

На тарелке он один – называем просто… блин.

Много испекли их мы – тогда назовем… блины.

Испекли для дочек – назовем… блиночек.

Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок.

Огромный, как домище – назовем…блинище.

Петрушка:

Сколько интересных слов я узнал. Cпасибо, ребята.

Воспитатель:

Ребята, Масленица спешит всех людей известить о приближении скорой весны. Давайте простимся с ней.

Воспитатель и дети:

Масленица, прощай. На тот год опять приезжай!

(Чучело Масленицы увозят «коники вороные», мальчики старшей группы, под песню «Масленица, прощай».)

Воспитатель: Вот и наши блины.

Наталья Ивановна выносит блины:

Щедро зиму провожаем,

Всех блинами угощаем.

Угощайтесь Петрушка, ребята и гости дорогие.

Воспитатель: Погостили на Масленице, убедили зиму уступить место весне, сядем на сани и поедем домой. Блины с собой возьмем.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...

Культурная деятельность ребенка

Культурная деятельность ребенка Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Ребёнок пребывает в культуре...

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...

Читайте также

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши» (Старший дошкольный возраст) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: -...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»