Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в старшей логопедической группе
Тема: «Путешествие в зимний лес»

 

Программные задачи:

  • Формирование грамматического строя речи.
  • Учить детей подбирать слова признаки и слова действия к существительному.
  • Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Работа над монологической речью.
  • Уточнить знания детей о зиме.
  • Закрепить название зимних месяцев.
  • Коррекция психических процессов: памяти, внимания, логического мышления.
  • Воспитывать у детей интерес к художественной литературе и музыке.

Материал: фланелеграф, снежинка, снеговик, сани, восковые рисунки по количеству детей, кисточки, акварельные краски, треугольники для фланелеграфа, стрелки для фланелеграфа, круги (красные, синие, зеленые) для составления схемы слова.

 

Ход занятия

- Ребята, смотрите, что-то упало мне на ладошку.

«С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Мягкие пушинки

Милые … (Снежинки.)

Разжимаю ладонь и показываю снежинку.

- Посмотрите в окно. Всё вокруг покрыто белым, пушистым снегом.

- Какое сейчас время года?

- Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

- Ребята, скажите, а чем же зима отличается от других времён года?

(Дети называют признаки зимы.)

- Подумайте и скажите, чтобы птицы и звери сказали о зиме. Какая зима для них?

(Ответы детей.)

- А что люди скажут о зиме, какая зима?

(Ответы детей.)

- Отгадайте ещё загадку:

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала. (Снежинка.)

- Давайте подберём слова признаки к слову снежинка. Какая снежинка? Обозначать слова признаки будем Δ.

(Белая, пушистая, хрупкая, блестящая…..) Дети называют слова и ставят на фланелеграф Δ.

- Давайте повторим слова, которые вы назвали.

- А теперь подберём слова действия к слову снежинка. Что делает снежинка? Обозначать слова действия будем .

(Кружится, падает, тает…..) Дети называют слова и ставят на фланелеграф .

- Давайте повторим слова.

- Отгадайте ещё загадку:

Он рисует на окне

Звёзды, пальмы, алики.

Говорят он с бородой,

А шалит как маленький? (Мороз.)

(Аналогичная работа со словом мороз.)

- Ребята, послушайте, как писатель описывает зимний лес.

Чтение рассказа Г.Скребицкого «Зима».

- А вы хотели бы побывать в зимнем лесу?

- А на чём же мы поедим в лес?

(Ответы детей.)

- На санях, но сани наши волшебные и они могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова сани.

Дети составляют схему слова. Один выкладывает схему на доске, а остальные самостоятельно сидя на ковре.

Проверяем, как дети выложили схемы.

- Сколько слогов в слове сани?

- Какой первый слог? (са)

- Какой второй слог? (ни)

- Какой первый звук? [c] твердый согласный

- Как обозначаем? (синим кружком)

- Какой второй звук? [а] гласный

- Как обозначаем? (красным кружком)

- Какой третий звук? [н’] мягкий согласный

- Как обозначаем? (зелёным кружком)

- Какой последний звук в слове? [и] гласный

- Как обозначаем? (красным кружком)

С А Н И

Схема

Дети садятся в сани закрывают глаза. Звучит пьеса П.И.Чайковского «Декабрь».

- Ребята, мы сбились с пути. Как же нам быть? Давайте посмотрим, может здесь кто-то есть, кто нам укажет путь?

Находим снеговика.

Снеговик сломался, чтобы его собрать, надо правильно составить предложения из слов.

- Зима, холодная, наступила, снежная.

(Наступила холодная, снежная зима.)

- Нарядила, в, сосны, шубы, снеговые.

(Сосны нарядила в снеговые шубы.)

- Снежинки, в, кружатся, воздухе.

(Снежинки кружатся в воздухе.)

- Вот и собрали снеговика.

- Снеговик, может, ты нам поможешь дорогу найти?

Берём снеговика с собой. Садимся в сани.

- Ребята, закройте глаза и попробуйте увидеть удивительный зимний лес.

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь».

- Ну вот мы и в лесу. Давайте расскажем снеговику, какой вы увидели зимний лес.

(Рассказы детей.)

- Ребята, снеговику так понравились ваши рассказы, что он решил вам подарить волшебные картинки с изображением леса.

(Раздать детям картинки, нарисованные воском.)

- Чтобы узнать, что нарисовано, надо закрасить листочек акварельными красками.

Дети раскрашивают листочек краской.

- Пора возвращаться в детский сад. Садитесь в сани. (Звучит пьеса П.И.Чайковского «Февраль».)

- Вот мы и вернулись в детский сад. Расскажите, где вы побывали, что вы повидали?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Кошка»

Театрализованная игра «Кошка» Аннотация: Игра театрализованная «Кошка» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, внимание, двигательную активность. Цель: Учить детей театрализации. Задачи: OO «Речевое...

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наши имена…

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Наши имена и фамилии» Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на…

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на стихи А. Барто» Цель мастер-класса: поделиться с педагогами опытом работы по...

Читайте также

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Конспект занятия по ФЭМП

Конспект занятия по ФЭМП Цель: закрепить математические знания и умения посредством игры. Ход занятия: Воспитатель: «Сегодня мне принесли письмо. Это письмо прислала сама...