Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе с ОНР
Тема: «Перелётные птицы»

 

Цель:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах.

Задачи:

- учить классифицировать перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей, учить словообразованию одного слова из двух (насекомоядные, зерноядные, водоплавающие,);

- развивать связную речь, зрительную память, внимание;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Материалы:

Карточки - билеты с геометрическими фигурами, ИКТ – использование презентации в программе Power Point, разрезные картинки, магнитная доска, картинки дублирующие разрезные,

стихотворение Елены Благининой «Улетают, улетели…».

 

Ход НОД

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, представьте, что вы пришли в кино. Для того чтобы занять свои места, что необходимо сделать?

Дети: Нужно приобрести билеты.

Воспитатель: Молодцы. Подойдите к столу и возьмите билет. Что изображено на билетах?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Правильно. Геометрическая фигура на билете соответствует изображению на стуле. Но прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.

Воспитатель: Вот мы и попали в кинозал. Ребята, послушайте стихотворение Елены Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

Дети: Говорится об осени.

Воспитатель: Молодцы. Какие приметы осени вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, о ком говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о птицах.

Воспитатель: Куда же это все птицы улетают?

Дети: Птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель: Ребята, как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные птицы.

Слайд. «Перелетные птицы»

Воспитатель: Молодцы.

Слайд. «Осенний парк, с перелетными птицами»

Воспитатель: В природе существует большое разнообразие птиц.

Где бы мы ни гуляли – повсюду встречаем птиц.

Слайд. «Журавль»

Воспитатель: Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают птицам сохранять тепло.

Слайд. «Лебедь»

Воспитатель: Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Слайд. «Птицы в гнездах из листьев и травы»

Воспитатель: Ребята, скажите, в каких домиках живут птицы?

Дети: Птицы живут в гнездах.

Воспитатель: Из чего птицы строят себе гнезда?

Дети: Из листьев, травы, веточек, пуха.

Воспитатель: Правильно. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек. Но есть птицы, которые откладывают яйца прямо на песке.

Слайд.

Воспитатель: Некоторые птицы вьют свои гнезда на камнях.

Слайд. «Птицы в гнезде в камнях», «Тупики»

Морские чайки устраивают гнезда среди камней.

Слайд. «Гнездо морской чайки»

Воспитатель: Ребята, осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Скажите, зачем они улетают?

Дети: Птицы улетают, чтобы перезимовать.

Воспитатель: Молодцы, вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Ребята, вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

Слайды

  1. Журавли, дикие гуси, лебеди летят клином;
  2. Цапли, аисты, – шеренгой, крылом к крылу;

Слайд 10 «Дуга»

Утки, чайки - образуют дугу.

Слайд. «Беспорядочный полет»

Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят большой шумной стайкой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель: Правильно. Осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Эти птицы улетают первыми.

Ребята, подумайте и скажите, как называют птиц, которые насекомых едят?

Дети. Насекомоядные.

Слайды «скворец, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка»

Воспитатель. К насекомоядным птицам относятся: скворец, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка.

Ребята, какую из этих птиц вы видели на территории нашего детского сада? Дети: Мы видели трясогузку.

Воспитатель: Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров.

Затем улетают те птицы, которые питаются плодами и семенами растений, зерном.

Воспитатель: Как вы думаете, птиц, которые едят зерно как называют?

Дети: Таких птиц называют зерноядными.

Слайды «овсянка, чиж, зяблик».

Воспитатель: К таким птицам относятся - овсянка, чиж, зяблик.

Позже всех улетают птицы, которые гнездятся около или на воде, питаются в воде. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

Как вы думаете почему?

Дети: Потому что эти птицы не могут добыть себе еду.

Слайды «дикие утки, гуси, лебеди».

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а как называют птиц, которые плавают в воде?

Дети: Это водоплавающие птицы.

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, птицы летят в теплые страны в разное время суток. Хищные птицы, аисты, журавли, стрижи, ласточки, жаворонки, дрозды летят днем. А мухоловки, трясогузки летят ночью.

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Перечисляются птицы перелетные и не перелетные. Когда дети услышат перелетную - машут крыльями, зимующую – приседают и складывают руки-крылья за спиной.

Воспитатель. Ребята, у меня есть знакомый фотограф. Фотографирует природу, зверей и птиц. Он подарил мне фотографии. Но эти фотографии рассыпались. Давайте соберем их и посмотрим, что там изображено. (Дети работают в парах, на магнитной доске выставляются фотографии – дублеры.)

Молодцы. Мы теперь видим, каких птиц сфотографировали.

(Трясогузка, ласточка, скворец, дикая утка, аист, цапля.)

Ребята, что можно сказать о этих птицах?

Дети: Все эти птицы перелетные.

Воспитатель: Хорошо. Скажите, какие из них улетают первыми и почему. Ответы детей.

Воспитатель: А остальные птицы улетают когда?

Ответы детей.

Итог занятия.

Воспитатель:

  • Ребята, о каких птицах мы сегодня беседовали?
  • Что нового узнали о перелетных птицах?
  • По какому принципу птицы улетают?
  • В какие игры играли?

Ребята, спасибо вам все сегодня молодцы. Давайте похлопаем друг другу.

 

Список литературы:

  1. «Развивающие занятия с детьми 6 -7 лет» / Под редакцией Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

Интернет сайты:

  1. moi-mummi.ru
  2. dohcolonoc.ru


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с…

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с нарушением зрения «Игровое поле»

Читайте также

Тема работы «Секреты сахара»

Тема работы «Секреты сахара» Введение Актуальность. Я очень люблю конфеты. Мама сказала, что внутри конфет сахар, но нельзя много есть сладкого, зубки заболят...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей» (Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет) Программное содержание: - Закреплять навыки правильного и...

Проект на тему «Зимующие птицы»

Проект на тему «Зимующие птицы»