Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе с ОНР
Тема: «Перелётные птицы»
Цель:
Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах.
Задачи:
- учить классифицировать перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей, учить словообразованию одного слова из двух (насекомоядные, зерноядные, водоплавающие,);
- развивать связную речь, зрительную память, внимание;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Материалы:
Карточки - билеты с геометрическими фигурами, ИКТ – использование презентации в программе Power Point, разрезные картинки, магнитная доска, картинки дублирующие разрезные,
стихотворение Елены Благининой «Улетают, улетели…».
Ход НОД
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, представьте, что вы пришли в кино. Для того чтобы занять свои места, что необходимо сделать?
Дети: Нужно приобрести билеты.
Воспитатель: Молодцы. Подойдите к столу и возьмите билет. Что изображено на билетах?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Правильно. Геометрическая фигура на билете соответствует изображению на стуле. Но прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.
Воспитатель: Вот мы и попали в кинозал. Ребята, послушайте стихотворение Елены Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
Дети: Говорится об осени.
Воспитатель: Молодцы. Какие приметы осени вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, о ком говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о птицах.
Воспитатель: Куда же это все птицы улетают?
Дети: Птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Ребята, как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Слайд. «Перелетные птицы»
Воспитатель: Молодцы.
Слайд. «Осенний парк, с перелетными птицами»
Воспитатель: В природе существует большое разнообразие птиц.
Где бы мы ни гуляли – повсюду встречаем птиц.
Слайд. «Журавль»
Воспитатель: Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают птицам сохранять тепло.
Слайд. «Лебедь»
Воспитатель: Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Слайд. «Птицы в гнездах из листьев и травы»
Воспитатель: Ребята, скажите, в каких домиках живут птицы?
Дети: Птицы живут в гнездах.
Воспитатель: Из чего птицы строят себе гнезда?
Дети: Из листьев, травы, веточек, пуха.
Воспитатель: Правильно. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек. Но есть птицы, которые откладывают яйца прямо на песке.
Слайд.
Воспитатель: Некоторые птицы вьют свои гнезда на камнях.
Слайд. «Птицы в гнезде в камнях», «Тупики»
Морские чайки устраивают гнезда среди камней.
Слайд. «Гнездо морской чайки»
Воспитатель: Ребята, осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Скажите, зачем они улетают?
Дети: Птицы улетают, чтобы перезимовать.
Воспитатель: Молодцы, вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Ребята, вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?
Слайды
- Журавли, дикие гуси, лебеди летят клином;
- Цапли, аисты, – шеренгой, крылом к крылу;
Слайд 10 «Дуга»
Утки, чайки - образуют дугу.
Слайд. «Беспорядочный полет»
Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят большой шумной стайкой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель: Правильно. Осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Эти птицы улетают первыми.
Ребята, подумайте и скажите, как называют птиц, которые насекомых едят?
Дети. Насекомоядные.
Слайды «скворец, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка»
Воспитатель. К насекомоядным птицам относятся: скворец, ласточка, кукушка, соловей, трясогузка.
Ребята, какую из этих птиц вы видели на территории нашего детского сада? Дети: Мы видели трясогузку.
Воспитатель: Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров.
Затем улетают те птицы, которые питаются плодами и семенами растений, зерном.
Воспитатель: Как вы думаете, птиц, которые едят зерно как называют?
Дети: Таких птиц называют зерноядными.
Слайды «овсянка, чиж, зяблик».
Воспитатель: К таким птицам относятся - овсянка, чиж, зяблик.
Позже всех улетают птицы, которые гнездятся около или на воде, питаются в воде. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.
Как вы думаете почему?
Дети: Потому что эти птицы не могут добыть себе еду.
Слайды «дикие утки, гуси, лебеди».
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а как называют птиц, которые плавают в воде?
Дети: Это водоплавающие птицы.
Воспитатель: Молодцы.
Ребята, птицы летят в теплые страны в разное время суток. Хищные птицы, аисты, журавли, стрижи, ласточки, жаворонки, дрозды летят днем. А мухоловки, трясогузки летят ночью.
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
Перечисляются птицы перелетные и не перелетные. Когда дети услышат перелетную - машут крыльями, зимующую – приседают и складывают руки-крылья за спиной.
Воспитатель. Ребята, у меня есть знакомый фотограф. Фотографирует природу, зверей и птиц. Он подарил мне фотографии. Но эти фотографии рассыпались. Давайте соберем их и посмотрим, что там изображено. (Дети работают в парах, на магнитной доске выставляются фотографии – дублеры.)
Молодцы. Мы теперь видим, каких птиц сфотографировали.
(Трясогузка, ласточка, скворец, дикая утка, аист, цапля.)
Ребята, что можно сказать о этих птицах?
Дети: Все эти птицы перелетные.
Воспитатель: Хорошо. Скажите, какие из них улетают первыми и почему. Ответы детей.
Воспитатель: А остальные птицы улетают когда?
Ответы детей.
Итог занятия.
Воспитатель:
- Ребята, о каких птицах мы сегодня беседовали?
- Что нового узнали о перелетных птицах?
- По какому принципу птицы улетают?
- В какие игры играли?
Ребята, спасибо вам все сегодня молодцы. Давайте похлопаем друг другу.
Список литературы:
- «Развивающие занятия с детьми 6 -7 лет» / Под редакцией Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Интернет сайты:
- moi-mummi.ru
- dohcolonoc.ru
Читайте также |
---|
Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…
Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...
Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с…
Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с нарушением зрения «Игровое поле»