План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками детского дома на тему: «Приготовление салатов»
Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников детских домов в социум в настоящее время стоит очень остро. С целью решения задач по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и адаптации в современном обществе я осуществляю работу по социально-бытовой ориентации, которая является началом пути в подготовке детей к самостоятельной трудовой жизни. На специально организованных занятиях я, в частности, обучаю искусству приготовления пищи, творческому оформлению блюд, развиваю навыки этикета, решаю задачи по расширению представлений об окружающем, закрепляю ранее полученные представления в интересной игровой форме, создаю условия для разрешения различных социально-бытовых ситуаций. На данных занятиях дети учатся правилам ведения домашнего хозяйства, приобретают практические знания о жизненно необходимых бытовых умениях и навыках, учатся применять полученные знания на практике. Дети с нетерпением ждут таких занятий, потому что они интересны и увлекательны, носят практический характер, сразу виден результат труда. Такая работа позволяет воспитанникам действовать как взрослые, быть значимыми, реализовать себя как личность.
Неотъемлемой частью современной системы образования является использование в работе с детьми электронных образовательных ресурсов. Современные электронные средства обучения предоставляют мне широкие возможности для организации развивающих занятий с воспитанниками. Электронные образовательные ресурсы, подобранные в соответствии с возрастом и возможностями воспитанников, мотивируют их к познавательной, речевой и творческой активности. Моделирование на экране компьютера последовательности приготовления блюда позволяет воспитанникам с интересом учиться действовать по алгоритму. Просмотр слайдов и анимаций о тех, событиях, участниками которых были дети, помогает оживить их эмоциональную память. Электронные образовательные ресурсы дают возможность показать детям различные варианты оформления блюд, сервировки стола, оформление домашнего быта, что достаточно трудно сделать в условиях реальной жизни детского дома.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Задачи
Социально-коммуникативные:
Предоставить детям возможность применения коммуникативного опыта в общении со сверстниками (умение договариваться об организации работы в подгруппе).
Воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил пользования столовыми приборами.
Формировать умение применять полученные знания безопасного пользования ножом в практической деятельности.
Продолжать формировать опыт самообслуживания.
Познавательное развитие:
Способствовать проявлению у воспитанников познавательного интереса к процессу приготовления пищи.
Познакомить с технологией приготовления салатов из помидоров.
Продолжать учить ориентироваться по простейшим схемам и действовать в соответствии с алгоритмом.
Речевое развитие:
Обогатить пассивный словарь (граф, ликопин, Колумб).
Обогатить активный словарь (рецепт, витамины, лезвие ножа, заправить, гастрономическое шоу).
Закрепить умение составлять описательные рассказы об овощах.
Коррекционные задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-
Исследовательская |
Работа по технологической карте.
Цель: Развивать самостоятельность и самоконтроль, организованность, внимание. |
Коммуникативная | Беседа о пользе помидоров.
Цель: Формировать представления о пользе помидоров. Беседа о городском «Празднике Помидора» Цель: Воспитывать чувство сопричастности к родному городу, его традициям. Дидактическая игра «Угадай по описанию» Цель: Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах. Рассказ воспитателя об истории происхождения помидоров. Цель: Развивать способность воспринимать интересный информационный материал. |
Двигательная | Физкультминутка « Овощи»
Цель: Развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом. |
Продуктивная | Приготовление салатов.
Цель: Предоставить опыт выполнения практических действий. Формировать творческий подход при украшении и придумывании названия блюда. |
Восприятие художественной литературы | Чтение сказки Ирис Ревю «Граф Томат»
Цель: Развивать умение внимательно слушать текст, вникать в смысл. Чтение стихотворения о пользе овощей. Цель: Развивать умение слушать стихотворный текст, вникать в смысл. |
Трудовая | Сервировка стола.
Цель: Развивать эстетическое восприятие. Содействовать овладению культурой трудовой деятельности. |
Методы и приемы:
Практические: приготовление салатов, физкультминутка, работа по технологической карте, сервировка стола.
Наглядные: демонстрациямультимедийной презентации, использование технологических карт, показ предметных картинок с изображением овощей.
Словесные: рассказ воспитателя, чтение сказки, рассказывание стихотворения, беседа.
Материал и оборудование:
Книга рецептов, карточки с изображением овощей, мультимедийная презентация, электронные технологические карты с алгоритмом приготовления салатов, скатерть, предметы для сервировки стола, ножи, разделочные доски с маркировкой С.О., овощи для салатов, масло растительное, сметана, фартуки и косынки.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений, рассказов по тематике.
- Приготовление салатов из овощей.
- Рисование, аппликация, лепка на тему «Овощи».
- Беседа об овощах.
- Экскурсия в овощной магазин, на овощной рынок.
- Поездка на городской праздник «Сызранский Помидор».
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Воспитатель показывает Книгу рецептов.
-Как вы думаете, о чем это книга? Для чего она нужна? Обобщает ответы детей: Это «кулинарная» книга, еще такие книги называют «Книга рецептов». Как Вы считает, что такое «рецепт»? Обобщает ответы детей: Рецепт - это совет как приготовить то или иное блюдо. В книге находятся волшебные истории и вкусные задания. |
Дети рассматривают книгу.
Отвечают на вопросы.
|
Актуализирована заинтересованность детей.
|
В этой книги я нашла интересные рецепты салатов, которые мы сегодня попробуем приготовить.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай по описанию». |
Составляют описательные рассказы об овощах и отгадывают. | Сформировано умение составлять описательные рассказы. |
Воспитатель читает сказку Ирис Ревю «Граф Томат»
Вопросы: - Где появились ростки? - Почему Граф Томат считал себя главным в огороде? - Где встретились помидор и огурец осенью? - Почему все овощи равны? - Так кто же такой Граф Помидор в сказке? |
Дети слушают сказку и отвечают на вопросы. | Сформировано умение слушать, понимать смысл прочитанного и отвечать на вопросы по содержанию. |
Рассказ воспитателя об истории происхождения томатов.
- Как называли помидор раньше? - Почему его сначала не употребляли в пищу? |
Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы. | Сформирована заинтересованность в получении новых интересных сведений. |
Сегодня томат - одна из самых популярных культур, благодаря своим ценным питательным качествам.
- Почему помидоры полезны? |
Дети отвечают на вопрос. | |
Воспитатель обобщает ответы: В помидорах содержатся ликопины - вещества, которые придают помидорам красный цвет и защищают людей от многих болезней. Эти вещества укрепляет кости, полезны для состава крови. Люди, употребляющие много помидоров, становятся более спокойными. Помидоры помогут улучшить здоровье каждому.
Воспитатель предлагает ребенку рассказать стихотворение о пользе помидоров. Помидоров нынче море. Детка, брось свои конфеты, Старших, золотце, послушай, И салатов больше кушай. Много солнышка и света В них для нас вложило лето. Позабудь про все «Минивы», Кушай, детка, витамины. |
Дети слушают. | У детей сформированы элементарные знания о пользе томатов
|
Воспитатель показывает мультимедийную презентацию о «Празднике Помидора», который жители города отмечают каждый год, и предлагает вспомнить:
- Какой это праздник? - Чему посвящён этот праздник? - Почему жители нашего города его празднуют? - Что больше всего вам запомнилось на этом празднике? |
Дети рассматривают слайды, отвечают на вопросы. | Дети имеют представления о городском празднике |
Воспитатель предлагает сделать зарядку для укрепления здоровья:
Овощей мы наберём, Если в огород пойдём, Здесь поспели не бананы, Лук, чеснок и баклажаны. И редис, и помидорка Им в земле сидеть так ловко. Мы их из земли достанем И салаты делать станем.
|
Идут на месте, высоко поднимая колени.
Разводят руки в стороны перед собой Отрицательный жест указательным пальцем Два поворота туловищем влево-вправо руки на поясе Наклониться -руки перед собой Поднимают левую, потом правую руку вверх Руки на поясе, присесть наклониться вперёд-хватательные движения. Потирающие движения ладонями друг о друга. |
|
Воспитатель обращает внимание на книгу рецептов. Предлагает детям приготовить салаты. | ||
-Что мы должны сделать перед началом работы?
Воспитатель предлагает вымыть руки, подойти к столам и разделиться на две подгруппы. - Чтобы приготовить блюдо, нужно строго следовать указаниям рецепта. -Но у нас только одна кулинарная книга. Поэтому каждая подгруппа будет работать по схеме, используя ноутбук. И по окончании работы мы с вами посмотрим, какой салат получился у каждой группы. Воспитатель работает с одной подгруппой, помощник воспитателя - с другой. |
Отвечают на вопрос.
Дети моют руки.
|
Сформированы культурно-гигиенические навыки.
|
Вспоминают правила работы с ножом
Дети, используя технологическую карту, совместно со взрослым отбирают продукты для своего салата и последовательно работают в соответствии с технологической картой. Рассматривают мультимедийную презентацию с вариантами украшения салатов и выбирают вариант украшения своего салата. Придумывают название своему блюду. Каждая группа рассказывает рецепт приготовления своего салата, презентуя его другой группе. |
Дети называют правила безопасной работы с ножом.
Дети под руководством взрослого выполняют практическую работу в соответствии с технологической картой.
|
Сформированы знания безопасной работы с ножом.
Сформированы практические умения приготовления салатов из помидор. Сформированы умения сервировки стола.
|
Воспитатель предлагает навести порядок, сервировать стол.
Дети пробуют оба варианта салата, делятся своим мнением: какой салат им понравился по вкусу и почему. |
Наводят порядок, сервируют стол. |
|
Читайте также |
---|
«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа
«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа
Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»
Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...
Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…
Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...