Познавательное занятие «Наши помощники»

Старшая специализированная группа с нарушением зрения

 

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей об органах чувств;

- Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние, осязание в познании окружающего мира;

- Учить передавать различные эмоциональные состояния;

- Обогащать словарь детей.

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- Потребность быть здоровым.

Развивающие:

- Способствовать развитию уверенности в себе;

- Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционные:

- Развивать мелкую моторику, остроту зрения.

Материал:

Карточки со схематическим изображением  органов чувств.

Непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (чеснок, кофе, цедра лимона, ваниль) и вкусами (конфета, хлеб, лимон…).

Аудиозапись различных звуков (лай собаки, шум ветра, моря, скрип двери, пение птиц).

«Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, резиновый мяч, металлическая ложка).

Перфокарты на каждого ребёнка.

Иллюстрации для игры «Запомни и назови».

 

Ход:

Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.

«Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй, матушка  Земля,

Здравствуйте, мои друзья!».

Воспитатель: Сегодня мы свами отправимся в Институт Здоровья, побываем в разных лабораториях, где будем проводить исследования. А что мы будем исследовать, попробуйте отгадать.

Загадки:

Круто, горбато                      

Около – мохнато

Придёт беда-

Потечёт вода.

(Глаза.)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит.

(Нос.)

Кто всё слышит, но ничего не скажет?

(Уши.)

Он нам кушать помогает,

Вкус прекрасно различает,

Без умолку каждый день

Говорить ему не лень.

(Язык.)

Они помогут нам играть,

Раздеться, книжку подержать,

Порисовать и пописать, всё это

Наши пять и пять.

(Руки.)

Воспитатель: Как это всё можно назвать, одним словом?

Дети: Органы чувств.

Воспитатель: Органы чувств помогают нам познать окружающий мир и поэтому их называют нашими помощниками.

Воспитатель: Приглашаю вас пройти в первую лабораторию (стоит иллюстрация с изображением глаза). Что здесь изучают?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Для чего нам нужны глаза?  (Ответы детей.)  Правильно, глаза помогают нам видеть. Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир. Есть такая поговорка «Глаза – зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человеку, можно узнать о его характере и настроении. Например, глаза могут быть весёлыми. А ещё какими?  (Умными, добрыми, грустными, печальными,  злыми.)

Для того, чтобы наши глаза лучше видели, предлагаю сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Раз - налево, два – направо

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя  мышцы глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

А теперь нажмём немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз (поморгать).

Игра «Запомни и назови»  

Показываю детям карточку с изображением 4 предметов, убираю карточку. Дети называют, что изображено на карточке (3-4 карточки).

Воспитатель: Отправляемся в следующую лабораторию. (Дети подходят к ковру, там стоит иллюстрация с изображением уха.) Что здесь изучают?

(Ответы детей: орган слуха, ухо.)

Сядьте на ковёр. Почему вы сели?  (Ответ детей.) Чем вы это услыхали?  (Ответы детей.)

Сейчас я вам что – то скажу, но вы должны обязательно закрыть уши руками.

- На улице зима.

Что я сказала?  (Ответы детей.)

Какой из этого сделаем вывод?

Дети: У кого закрыты уши, услышать не может.

Воспитатель: Какие правила надо соблюдать, чтобы уши не болели?

Дети: мыть, чистить, не простужать.

Воспитатель: А сейчас закройте глаза и внимательно слушайте. Тот,  к кому я прикоснусь рукой, скажет, какой звук он слышит.

Воспитатель включает аудиозапись различных звуков.

Игра «Определи, где звенит колокольчик» (Дети с закрытыми глазами идут на звук колокольчика и словами называют направление: налево, направо, вперёд.)

Воспитатель: Переходим в следующую лабораторию. Здесь изучают запахи. Каким органом будем определять запахи?  (Ответы детей.)

Какие бывают запахи?

Дети: сильные, приятные, резкие, неприятные, ароматные…

Воспитатель: Проведём эксперимент: проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. Но сначала сделаем дыхательное упражнение.

Дыхательное упражнение

Вдохнуть глубоко через нос, медленно выдохнуть (3-4 раза).

Эксперимент: дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель поочерёдно подносит детям ёмкость, предлагая определить, что там находится.

Воспитатель: Молодцы! Ваши органы обоняния вас не подвели.   Переходим в следующую лабораторию. Как можно определить  продукт, не видя его?  (на вкус).  Какой орган нам в этом поможет? (Ответ детей.)  

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Какие вкусы вы знаете?

Дети: сладкий, кислый, солёный, горький.    

Воспитатель: Вкусовые ощущения у всех людей разные: одним нравится вкус яблока, другим – банана. Некоторые любят кислое,   другие – солёное. Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать незнакомые ягоды, грибы? (Ответы детей.) А что ещё нельзя пробовать на вкус?

Дети: лекарства, незнакомые продукты.

Воспитатель: Давай потренируем наш язычок, проведём для него гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

«Часы» - двигать кончиком языка вправо, влево (8-10 раз).

«Качели» - приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нёбу и медленно двигать языком вверх – вниз (8 раз).

«Лошадки» - цокать языком.

Воспитатель: Проведём эксперимент «Определи на вкус».

Дети закрывают глаза, воспитатель даёт им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения. Например: «Это конфета, она сладкая».

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня красивый «волшебный мешочек». Я принесла его из лаборатории, в которой изучают осязание. Какие органы нам нужны? (Пальцы.)

Чтобы пальчики хорошо работали, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные –

Все такие нужные.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут  пальчики  играть.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети по очереди опускают руку в мешочек и находят предмет по заданию воспитателя  (резиновый, деревянный, металлический…).

Воспитатель: Осталось выполнить последнее задание. Садитесь за столы. На столах лежат карточки. Возьмите их и внимательно рассмотрите. На них нарисованы предметы и органы чувств.

Задание: Соедините  линией органы чувств с соответствующей картинкой.

Дети выполняют задание, воспитатель обходит детей, задаёт вопросы.

- С какой картинкой соединили нос, руку, глаз, язык. Почему?

 

1

 

Воспитатель: О чём сегодня говорили на занятии?

Дети: Об органах чувств.

Воспитатель: мы должны беречь наши органы чувств и ухаживать за ними.

Одна дана нам голова

А глаза два, и уха два

И две ноги, и две руки

Зато один и нос, и рот.

А будь у нас наоборот,

Одна нога, одна рука –

Зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали!

(С. Я. Маршак.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»

Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества

Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества Из опыта работы Дошкольное детство - очень короткий отрезок жизни человека, но он имеет непреходящее значение...

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Читайте также

Конспект по физическому развитию «Петушок»

Конспект по физическому развитию «Петушок» Вторая младшая группа Задачи: Образовательные: упражнять детей в ходьбе и беге всей группой за воспитателем; упражнять в ходьбе и беге...

Сценарий «Проводы зимы»

Сценарий «Проводы зимы» (На улице) Все дети детского сада встречаются на улице. Ведущий: Что за праздник? Что за праздник? Будет праздник здесь большой...

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития…

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» Цель Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе...