Познавательное занятие
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

(Русская народная пословица)

 

Содержание:

1. Знакомство детей с предметами русского народного быта, упоминающимися в сказках, их использованию по назначению и в играх детей;

2. Использование в речи русских народных пословиц, поговорок, загадок о животных;

3.Театр ложек по русской народной сказке "Зимовье зверей";

4. Пение колыбельной народной песни, пение частушек под аккомпанемент деревянных ложек.

Цель:

– Проявить интерес к предметам народного быта, упоминающимся в сказках (скалка, деревянные ложки);

– Расширить представление детей об их использовании в быту по назначению и в играх;

– Развивать логическое мышление в отгадывании загадок;

– Получать удовольствие от использования в речи русских народных пословиц, поговорок, загадок;

– Воспитывать инициативность и самостоятельность детей в речевом общении с взрослыми и сверстниками.

Развивающая среда: Народная кухонная утварь и столовая посуда, скалка, деревянные ложки по числу детей.

 

Воспитатель: – Дети, скажите нам, в каком городе вы родились и живете? Правильно, в Воронеже! Каждый человек знает, где и когда он родился. Но никто не знает места и времени рождения тех предметов, которыми все мы так привыкли пользоваться. Например, вот такая посуда была раньше в любом русском доме. Никто не может сказать, когда именно придумали её люди, как ею пользоваться. Мы только догадываемся, что это было в стародавние времена, про которые сейчас только в сказках рассказывается. И про эти предметы русские люди тоже сказки сложили. Не верите? А вот посмотрите.

– Кто знает, что это за предмет?

– Что можно скалкой делать, для чего она нужна в доме?

(Раскатывать тесто на лапшу, на пряники, печенье.)

– Кто из Вас покажет, как ею пользоваться?

– Из какого материала сделана эта скалка?

– Есть ли у Вас дома скалка?

– Кто обычно раскатывает у Вас дома тесто?

– А кто из Вас помогает бабушке или маме?

– Вкусное печенье получается у мамы?

– Дети, а в какой сказке мы встречались со скалочкой?

– Кто нам расскажет, как эта сказка начинается? А как заканчивается?

Ну, молодцы, все хорошо рассказали! Вот видите, с виду - обычная скалка, а сколько интересного мы про неё знаем.

Посмотрите, здесь у нас еще что-то замечательное есть. В каждой избе, в каждом доме обязательно были ложки. И так как русские люди очень любили все красивое, они с любовью украшали свои дома, одежду, мебель узорами, резьбой, росписью. Они и ложки делали не простые, а расписные. Про ложки тоже сказки складывали. Ну-ка, кто вспомнит, из какой сказки вот эти строки:

"Эта ложечка простая - Котова,

Эта ложечка простая - Петина,

А эта не простая, точеная,

Ручка золоченая..." ?

Правильно! Это русская народная сказка "Жихарка".

Эти ложки из чего сделаны?

Правильно, из дерева. Обычно это была липа. У липы мягкая древесина, легко режется, вытачивается, и вкус у неё приятный. Ложки были разные - на каждый день, на праздник, на подарок. Были большие разливные ложки - половники, вот как эти.

А для чего нужны ложки? Правильно, чтобы кушать щи или кашу. Но русские люди очень находчивые, веселые, каждому предмету много применений находили. Ложки украшали резными узорами, цветочками, даже рисовали разных зверей, птиц. Я на ложках тоже попробовала нарисовать - мне так понравилось, дети! Это очень увлекательное занятие мы обязательно вместе с вами этим в следующий раз займемся. А пока попробуйте отгадать мои загадки - кого я тут изобразила? Кто отгадает, тот и ложку получит:

Встал он прямо у дорожки: Не идут от страха ножки.

И мычит от страха: "My!

Шаг я сделать не могу!" (Бычок.)

– В деревне есть часы такие, Не железные - живые. Ходят без завода

Они птичьего рода.  (Петух.)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Баран)

– Пяточком в земле копалась, В грязной луже искупалась. Спереди - пятачок, Сзади - крючок, Посередине - спинка, На спинке - щетинка. (Свинья.)

(Раздает ложки тем, кто угадал.)

В какой сказке все эти животные встречались, чтоб построить себе жилье? Кого они там победили? Вот у меня еще есть ложки с нарисованными волками. Давайте эту сказку вспомним. (Театр ложек "Зимовье зверей")

Вот как мы славно поиграли с ложками. А я тоже играла, когда была маленькая, с деревянной ложечкой. Я закутывала ее в платочек и укладывала спать, как куклу. Может кто-то хочет уложить спать вот эту ложку?

Спой ей колыбельную песенку, знаешь какую-нибудь?

«Баю - баюшки - баю,

Баю доченьку мою.

Приди котик ночевать, Мою доченьку качать.

Уж как я тебе коту

За работу заплачу :

Дам тебе я пирога,

Да кувшин молока.

Уж ты ешь, не кроши, Больше, котик, не проси!»

А может, кто-то из вас знает, как еще можно с ложками поиграть.

Правильно, на ложках можно любую песенку подобрать! Давайте попробуем?

(Дети поют, подыгрывая на деревянных ложках и других шумовых инструментах.)

"Эй, девчонки-хохотушки, Запевайте-ка частушки, Запевайте побыстрей, Чтобы было веселей!

Начинаю петь частушку Первую, начальную.

Я хочу развеселить Публику печальную!

Купим милке перстенек, Милка доброй стала, Позабыл купить платок - Милка нос задрала!

Ой туфли мои,

Белые носочки!

У веселых матерей Веселые дочки!

Шли матрешки по дорожке Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешечка!

Если б не было воды - Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки!

Мы воронежски ребята,

По-воронежски поем,

Очень любим мы частушки,

Хоть и в городе живем

– Вот как славно спели! Не даром в народе говорят: "Хорошо живется хорошо поется!", а еще какие пословицы вы о песнях знаете?

"Петь хорошо вместе, а говорить врозь!"

"С песней и труд спорится!"

– А еще на Руси говорят: "Гость на гость - хозяйке в радость!" А у нас сегодня вот сколько гостей. Мы приготовили для них угощение, да не обычное. Отведайте, гости дорогие!

(Угощают минеральной водой из кружки "Напейся, да

не облейся!" Кто разгадает секрет кружки, тот получает

угощение.)

– "Умей в гости звать - умей и угощать!"

Приглашаем всех гостей в "Теремок" на чаепитие!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский. Одна...

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных...

Инженерная книга «Детские забавы»

Инженерная книга «Детские забавы»

Читайте также

Детско-родительский проект «Сказочный мир»

Детско-родительский проект «Сказочный мир» Средняя группа

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего…

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста» Слайд 1. Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лес. Грибы, ягоды» Цель: формировать представление о растениях леса: грибах и...