Занятие из серии «Наши земляки»
Тема: «Воронежский поэт И.С. Никитин»

 

Цель:

- Знакомить детей с жизнью и творчеством поэта-земляка И.С.Никитина.

- Развивать эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, способность воспринимать художественный образ русской природы в разное время года.

- Соотношение личного опыта общения с природой с описанными в стихах пейзажами родной природы.

- Продолжать знакомить детей с достопримечательными местами в г. Воронеже (памятник поэту, улица, площадь его имени, обл. библиотека им. Никитина, дом-музей).

- Воспитывать гордость за поэта-земляка, любовь к родному городу, к России.

Развивающая среда: - Портрет поэта, книги с его стихами, картины с изображением пейзажей русской природы в разное время года, Открытки, картинки с изображением памятников, улицы, библиотеки, музей.

Задания детям: "Прочти стихи наизусть", "Скажи какой", "Подбери словечко в рифму", "Доскажи стихи", "Выбери из четырех", "Продолжи название стихотворения", "Реши кроссворд".

Ход

Дети, вы, конечно, знаете, как называется наш город? А как называются люди, которые в нем живут? Правильно, воронежцы. А еще мы все с вами называемся земляками. Земляки - это люди, которые родились и живут на одной земле. Много хороших людей живет сейчас в нашем городе. И много замечательных людей жили в нем в прошлом. Они прославили наш город своими именами. Среди них каждый воронежец с гордостью назовет вам имя нашего великого поэта - земляка Ивана Савича Никитина. Вот его портрет. Обратите внимание на его глаза, они умные, внимательные, немного грустные. Вся его жизнь прошла в нашем городе, его творчество посвящено нашему краю, нашей природе, воронежским людям. Как и у всех в те далекие времена, жизнь у Ивана Савича складывалась не просто. Но он был очень умным, способным мальчиком. Ему удалось окончить гимназию, т.к. его родители были довольно богатыми людьми и могли платить за его обучение. С детства будущий поэт много читал и уже пробовал писать стихи. Став взрослым, он не расставался с книгами. Ему хотелось, чтобы у всех Воронежцев были книги в доме, чтобы все дети учились читать и писать. Сначала он открыл книжную лавку (так назывались тогда книжные магазины), а потом при ней открыл библиотеку и давал читать книги тем кто хотел читать, а денег чтобы купить книгу не имел.

- Дети, помните мы с вами учили стихи "Встреча зимы"? Кто хочет нам его прочесть?

" Здравствуй гостья - зима,

просим милости к нам,

песни Севера петь

по полям и лесам…"

- Как вы думаете, кто автор этого стихотворения? Молодцы, правильно - это И.С.Никитин.

- Кто хочет прочесть стихотворение "Утро"?

- Какие красивые слова подобрал поэт к слову "свет", "звезды"?

- Давайте немного побудем поэтами-поиграем в игру "Доскажи словечко в рифму:"

"Золотых облаков

разноцветный узор

накрывает леса

как волшебный …" (ковер)

"Звезды, меркнут и гаснут. В огне облака,

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет..." (разливается)

"А восток все горит - разгорается.

Птички солнышка ждут,

птички песни поют,

И стоит себе лес …" (улыбается)

"Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе...″ (горит)

- Придумаете рифму сами к словам:

леса - (небеса...)

снежок - (пушок...)

берцы - (морозы, следы...)

лежит- (блестит...)

- На табло выложены названия некоторых стихотворений Никитина, но несколько букв из них выпало. Попробуйте дописать.

"Встреча зи..."

"Ут..."

"Гнездо ласточ..."

"Ел …"

- Среди вот этих картин, иллюстраций, изображающих русскую природу в разные времена года, попробуйте найти те, которые, по-вашему, больше всего подходят к стихотворениям И.С.Никитина:

"Встреча зимы",

"Утро",

"Елка ".

Что мы, по-вашему, могли бы услышать, если бы оказались вот в таком месте, нарисованном художником к стихотворению И.С.Никитина "Встреча зимы"?

(Как трещит мороз, как шуршит снежок, падающий с ветки, как скрипит под ногами снег...)

- А на картине к стихотворению "Утро"?

(Пение птиц, журчание воды, хлопанье крыльев по воде - это утки прилетели и т.п.)

- На каком утреннике в детском саду прочитали бы – вы, дети стихотворение "Елка"?

(На новогоднем утреннике - в этих стихах написано, как елка попала на праздник.)

Воспитатель: Дети, много лет прошло с тех пор, когда И.С.Никитин писал свои стихи. Но благодарные Воронежцы не забыли своего великого земляка-поэта. Они гордятся тем, что творчество Никитина знал и ценил А.С.Пушкин. Благодаря Никитину наш город был известен всем культурным людям России.

Имя Никитина и сейчас тесно связано с нашим городом. Какие места в Воронеже, посвященные Никитину вы знаете?

(Никитинская площадь, Никитинская улица, памятник И.С.Никитину, дом-музей И.С.Никитина, библиотека им. Никитина.)

- Расскажите нам о них. Среди открыток, картинок, фотографий найдите и покажите нам то, о чем рассказываете.

(Рассказы детей, показ.)  

- Дети, вы так много знаете о своем земляке И.С.Никитине. Я думаю вам не будет сложно решить кроссворд. По вертикали в выделенных клеточках вы прочтете название знаменитого стихотворения И.С.Никитина, если правильно ответите на вопросы и впишите ответы по горизонтали:

1. Как назывался город, в котором родился наш поэт-земляк?

2. Как называется дом, где сейчас хранятся вещи, книги поэта?

3. Каким изображен И.С.Никитин на памятнике: веселым или грустным?  4. Как называется место, где расположен памятник Никитину- Никитинская площадь или улица?

В О Р О Н Е Ж

М У З Е Й

Г Р У С Т Н Ы Й

П Л О Щ А Д Ь

(Дети читают название стихотворения "Русь".)

- Послушайте, как гордо писал о нашей Родине великий поэт - земляк. (Воспитатель читает стихотворение "Русь".) Мы всегда должны гордиться, что живем в Воронеже, где жил и писал свои стихи И.С.Никитин и должны так же любить свою Россию, как умел ее любить И.С. Никитин.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама…

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама - главное слово на свете» Цель:  Поздравление мам с Днем матери; сплочение...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Читайте также

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного…

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого...

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...