Занятие из серии «Наши земляки»
Тема: «Воронежский поэт И.С. Никитин»
Цель:
- Знакомить детей с жизнью и творчеством поэта-земляка И.С.Никитина.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, способность воспринимать художественный образ русской природы в разное время года.
- Соотношение личного опыта общения с природой с описанными в стихах пейзажами родной природы.
- Продолжать знакомить детей с достопримечательными местами в г. Воронеже (памятник поэту, улица, площадь его имени, обл. библиотека им. Никитина, дом-музей).
- Воспитывать гордость за поэта-земляка, любовь к родному городу, к России.
Развивающая среда: - Портрет поэта, книги с его стихами, картины с изображением пейзажей русской природы в разное время года, Открытки, картинки с изображением памятников, улицы, библиотеки, музей.
Задания детям: "Прочти стихи наизусть", "Скажи какой", "Подбери словечко в рифму", "Доскажи стихи", "Выбери из четырех", "Продолжи название стихотворения", "Реши кроссворд".
Ход
Дети, вы, конечно, знаете, как называется наш город? А как называются люди, которые в нем живут? Правильно, воронежцы. А еще мы все с вами называемся земляками. Земляки - это люди, которые родились и живут на одной земле. Много хороших людей живет сейчас в нашем городе. И много замечательных людей жили в нем в прошлом. Они прославили наш город своими именами. Среди них каждый воронежец с гордостью назовет вам имя нашего великого поэта - земляка Ивана Савича Никитина. Вот его портрет. Обратите внимание на его глаза, они умные, внимательные, немного грустные. Вся его жизнь прошла в нашем городе, его творчество посвящено нашему краю, нашей природе, воронежским людям. Как и у всех в те далекие времена, жизнь у Ивана Савича складывалась не просто. Но он был очень умным, способным мальчиком. Ему удалось окончить гимназию, т.к. его родители были довольно богатыми людьми и могли платить за его обучение. С детства будущий поэт много читал и уже пробовал писать стихи. Став взрослым, он не расставался с книгами. Ему хотелось, чтобы у всех Воронежцев были книги в доме, чтобы все дети учились читать и писать. Сначала он открыл книжную лавку (так назывались тогда книжные магазины), а потом при ней открыл библиотеку и давал читать книги тем кто хотел читать, а денег чтобы купить книгу не имел.
- Дети, помните мы с вами учили стихи "Встреча зимы"? Кто хочет нам его прочесть?
" Здравствуй гостья - зима,
просим милости к нам,
песни Севера петь
по полям и лесам…"
- Как вы думаете, кто автор этого стихотворения? Молодцы, правильно - это И.С.Никитин.
- Кто хочет прочесть стихотворение "Утро"?
- Какие красивые слова подобрал поэт к слову "свет", "звезды"?
- Давайте немного побудем поэтами-поиграем в игру "Доскажи словечко в рифму:"
"Золотых облаков
разноцветный узор
накрывает леса
как волшебный …" (ковер)
"Звезды, меркнут и гаснут. В огне облака,
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет..." (разливается)
"А восток все горит - разгорается.
Птички солнышка ждут,
птички песни поют,
И стоит себе лес …" (улыбается)
"Нам не стать привыкать,-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе...″ (горит)
- Придумаете рифму сами к словам:
леса - (небеса...)
снежок - (пушок...)
берцы - (морозы, следы...)
лежит- (блестит...)
- На табло выложены названия некоторых стихотворений Никитина, но несколько букв из них выпало. Попробуйте дописать.
"Встреча зи..."
"Ут..."
"Гнездо ласточ..."
"Ел …"
- Среди вот этих картин, иллюстраций, изображающих русскую природу в разные времена года, попробуйте найти те, которые, по-вашему, больше всего подходят к стихотворениям И.С.Никитина:
"Встреча зимы",
"Утро",
"Елка ".
Что мы, по-вашему, могли бы услышать, если бы оказались вот в таком месте, нарисованном художником к стихотворению И.С.Никитина "Встреча зимы"?
(Как трещит мороз, как шуршит снежок, падающий с ветки, как скрипит под ногами снег...)
- А на картине к стихотворению "Утро"?
(Пение птиц, журчание воды, хлопанье крыльев по воде - это утки прилетели и т.п.)
- На каком утреннике в детском саду прочитали бы – вы, дети стихотворение "Елка"?
(На новогоднем утреннике - в этих стихах написано, как елка попала на праздник.)
Воспитатель: Дети, много лет прошло с тех пор, когда И.С.Никитин писал свои стихи. Но благодарные Воронежцы не забыли своего великого земляка-поэта. Они гордятся тем, что творчество Никитина знал и ценил А.С.Пушкин. Благодаря Никитину наш город был известен всем культурным людям России.
Имя Никитина и сейчас тесно связано с нашим городом. Какие места в Воронеже, посвященные Никитину вы знаете?
(Никитинская площадь, Никитинская улица, памятник И.С.Никитину, дом-музей И.С.Никитина, библиотека им. Никитина.)
- Расскажите нам о них. Среди открыток, картинок, фотографий найдите и покажите нам то, о чем рассказываете.
(Рассказы детей, показ.)
- Дети, вы так много знаете о своем земляке И.С.Никитине. Я думаю вам не будет сложно решить кроссворд. По вертикали в выделенных клеточках вы прочтете название знаменитого стихотворения И.С.Никитина, если правильно ответите на вопросы и впишите ответы по горизонтали:
1. Как назывался город, в котором родился наш поэт-земляк?
2. Как называется дом, где сейчас хранятся вещи, книги поэта?
3. Каким изображен И.С.Никитин на памятнике: веселым или грустным? 4. Как называется место, где расположен памятник Никитину- Никитинская площадь или улица?
В О Р О Н Е Ж
М У З Е Й
Г Р У С Т Н Ы Й
П Л О Щ А Д Ь
(Дети читают название стихотворения "Русь".)
- Послушайте, как гордо писал о нашей Родине великий поэт - земляк. (Воспитатель читает стихотворение "Русь".) Мы всегда должны гордиться, что живем в Воронеже, где жил и писал свои стихи И.С.Никитин и должны так же любить свою Россию, как умел ее любить И.С. Никитин.
Читайте также |
---|
Проект «Мы будущие солдаты»
Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...
Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама…
Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама - главное слово на свете» Цель: Поздравление мам с Днем матери; сплочение...
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...