Конспект интегрированного занятия по аппликации и развитию речи в старшей группе «Городецкий петушок»
Цели: учить детей составлять узор из элементов Городецкой росписи, обогащать словарный запас.
Программные задачи:
Образовательные:
- Учить детей самостоятельно создавать узор по мотивам городецкой росписи.
- Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.
Развивающие:
- Развивать чувство композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.
Оборудование:
Образцы досок с разной композицией узоров; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; готовые силуэты досок, гуашь, кисти, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.
Предварительная работа:рассказ воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
Словарная работа: народный быт, лукошко, прялка, короб.
Интеграция в область «Развитие речи».
Программные задачи:
- Познакомить с пословицами, загадками и стихотворением по данной теме.
- Развивать память.
- Воспитывать уважение к родному языку.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, по дороге в детский сад я нашла это замечательное перо (показывает перо петуха). Как Вы думаете, кто его обронил?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, Вы узнаете хозяина пера. Слушайте внимательно!
Загадка
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петушок.)
Дети: отгадывают загадку.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, правильно отгадали. А Вам известно, что петушок один из самых любимых героев сказок? Вспомните названия сказок.
Дети: Перечисляют известные им произведения («Золотой петушок» А. С. Пушкин, народные сказки «Лиса и заяц», «Петух и жерновцы»).
Воспитатель
- Ребята, в сказках петушок может быть слабым и непослушным. И это может привести к беде, как в сказке «Петушок – золотой гребешок» (Лиса выкрала петушка, а друзьям пришлось его спасать). В других же сказках – он хороший друг, мудрец («Лиса и заяц», «Петух и жерновцы»). Глядя на солнце ранним утром, мы часто вспоминаем о петушке.
Послушаете, с какой любовью пишет о нем поэт Н. Капустюк:
– Для кого, петушок, ты поёшь?
Почему до рассвета встаёшь?
– Должен солнышко я разбудить –
Вдруг забудет, что надо всходить?
Не проснётся – случится беда:
Светлый день не придёт никогда!
Рано я и ложусь, и встаю,
Песни солнышку громко пою.
Выйдет солнце на небо с утра,
Значит, всем просыпаться пора!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие положительные качества петушка описывает поэт?
Дети: (трудолюбивый, заботится о пробуждении солнышка и т.п).
- Ребята, а почему всем нам так необходимо солнышко?
Дети: (Оно приносит радость всему живому, без него не смогут расти деревья и травы, жизнь на Земле невозможно представить без солнца и т.п.)
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю Вам поиграть в игру «Объяснялки». Правила просты. Я называю два слова, а Вы объясняете, почему они связаны. Например: яблоко - дерево. На дереве растет яблоко.
Пары слов:
Петух-Утро
Петух – Будильник Петух - Книга |
Петух – Радуга
Петух – Куры Петух – Огонь |
Дети: (Составляют предложения.)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка «Будильник»
Мой будильник поутру
Сам гуляет по двору |
Дети: широко разводят руки в стороны.
Потом они идут на носках, сложив руки за спиной. |
А когда вставать мне нужно, | Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево. |
В детский сад идти пора, | Дети: выполняют шаг с небольшим наклоном корпуса и легким раскачиванием туловища вперед-назад. |
Мой будильник непослушный
убегает со двора! |
Дети: выполняют бег на месте. |
Воспитатель:
- Ребята, петух не только герой сказок - он символ счастья, благополучия, вот почему народные умельцы часто используют его в росписи. Давайте вспомним, зачем расписывают различные предметы? С какими видами росписи Вы уже знакомы?
Дети: (Роспись создает красоту. Хохломская роспись, Гжель.)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я познакомлю Вас с Городецкой росписью. Родилась она в селах Поволжья. Сначала крестьяне расписывали узорами прялки (инструмент для создания нитей из шерсти) и продавали свои товары в селе Городец. Узоры Городца отражают всю красоту природы. Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы крестьянского быта - солонки, деревянные игрушки, лукошки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Посмотрите внимательно на узоры на доске, какие основные цвета используются в этой росписи?
Дети: (Зеленый, желтый, голубой, красный, черный.)
Воспитатель:
-Ребята, почему именно эти цвета?
Дети: (Цвета природы.)
Воспитатель:
- Изделия Городецкой росписи украшают пышными букетами, роз, ромашек, диковинными птицами, сценами из городской жизни.
У птиц в городецкой росписи гибкая шея и грудь, хвост напоминает крыло бабочки. Часто туловище окрашивают в черный цвет, крылья зеленые, хвост вишневый. Сначала художник прорисовывает крупные части птицы (туловище, хвост, крыло), затем тонкой кистью прорисовывают белой краской узоры, которые словно оживляют птицу( дуги, и штрихи, и капельки, и точки) Сегодня мы « распишем» блюда, используя элементы Городецкой росписи. Туловище, хвост, крылья, выполним из цветной бумаги, а затем воспользуемся красками.
Дети: выполняют работу.
Воспитатель: Ребята, у Вас получились замечательные работы.
Источники:
С. Вохринцева. "Окружающий мир". Народное творчество. Дидактический материал. 2006 г.
М. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по городецкой росписи. 2002 г.
Л.Я. Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.
Стихотворение о петушке. Н. Капустюк http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/ctihi-pro-petushka.html
Загадка http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_domashnih_ptic.html
Физкультминутка http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/2001N3/p43-45.htm
Читайте также |
---|
Нет ничего краше Родины нашей!
Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...
Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»
Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет» Возраст: Дети старшего дошкольного возраста. Форма взаимодействия: групповая. Цель. Формирование знаний у детей о сервировке...
Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр
Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...