Конспект интегрированного занятия по аппликации и развитию речи в старшей группе «Городецкий петушок»

 

Цели: учить детей составлять узор из элементов Городецкой росписи, обогащать словарный запас.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Учить детей самостоятельно создавать узор по мотивам городецкой росписи.
  • Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.

Развивающие:

  • Развивать чувство композиции.

Воспитательные:

  • Воспитывать  любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.

Оборудование:

Образцы досок с разной композицией узоров; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; готовые силуэты досок, гуашь, кисти, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа:рассказ воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Словарная работа: народный быт, лукошко, прялка, короб.

Интеграция в область «Развитие речи».

Программные задачи:

  • Познакомить с пословицами, загадками и стихотворением по данной теме.
  • Развивать память.
  • Воспитывать  уважение к родному языку.

 

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, по дороге в детский сад я нашла это замечательное перо (показывает перо петуха). Как Вы думаете, кто его обронил?

Дети: высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, Вы узнаете хозяина пера. Слушайте внимательно!

Загадка

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке? (Петушок.)

Дети: отгадывают загадку.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, правильно отгадали. А Вам известно, что петушок один из  самых любимых героев  сказок? Вспомните названия сказок.  

Дети: Перечисляют известные им произведения («Золотой петушок» А. С. Пушкин, народные сказки «Лиса и заяц», «Петух и жерновцы»).

Воспитатель

- Ребята, в сказках петушок может быть слабым и непослушным. И это может привести к беде, как в сказке  «Петушок – золотой гребешок» (Лиса выкрала петушка,  а друзьям пришлось его спасать). В других же сказках – он хороший друг, мудрец («Лиса и заяц», «Петух и жерновцы»). Глядя на солнце ранним утром, мы часто вспоминаем о петушке.

Послушаете, с какой любовью пишет о  нем поэт Н. Капустюк:

– Для кого, петушок, ты поёшь?

Почему до рассвета встаёшь?

– Должен солнышко я разбудить –

Вдруг забудет, что надо всходить?

Не проснётся – случится беда:

Светлый день не придёт никогда!

Рано я и ложусь, и встаю,

Песни солнышку громко пою.

Выйдет солнце на небо с утра,

Значит, всем просыпаться пора!

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие положительные качества  петушка описывает поэт?

Дети: (трудолюбивый, заботится о пробуждении солнышка и т.п).

- Ребята, а почему всем нам так необходимо солнышко?

Дети: (Оно приносит радость всему живому, без него не смогут расти деревья и травы, жизнь на Земле невозможно представить без солнца и т.п.)

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю Вам  поиграть в игру «Объяснялки». Правила просты. Я называю два слова, а Вы  объясняете, почему они связаны. Например: яблоко - дерево. На дереве растет яблоко.

Пары слов:

Петух-Утро

Петух – Будильник

Петух - Книга

Петух – Радуга

Петух – Куры

Петух – Огонь

Дети: (Составляют предложения.)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Пришло время немного отдохнуть.

Физкультминутка «Будильник»

Мой будильник поутру

Сам гуляет по двору

Дети: широко разводят руки в стороны.

Потом они идут на носках, сложив руки за спиной.

А когда вставать мне нужно, Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.
В детский сад  идти пора, Дети: выполняют шаг с небольшим наклоном корпуса и легким раскачиванием туловища вперед-назад.
Мой будильник непослушный

убегает со двора!

Дети: выполняют бег на месте.

Воспитатель:

- Ребята, петух не только герой сказок - он символ счастья, благополучия, вот почему народные умельцы часто используют его в росписи. Давайте вспомним, зачем расписывают различные предметы? С какими видами росписи Вы уже знакомы?

Дети: (Роспись создает красоту. Хохломская роспись, Гжель.)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня  я познакомлю Вас с Городецкой росписью. Родилась она в селах Поволжья. Сначала крестьяне расписывали узорами прялки (инструмент для создания нитей из шерсти) и продавали свои товары в селе Городец. Узоры Городца отражают всю красоту природы. Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы крестьянского быта - солонки, деревянные игрушки, лукошки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Посмотрите внимательно на узоры на доске, какие основные цвета используются в этой росписи?

Дети: (Зеленый, желтый, голубой, красный, черный.)

Воспитатель:

-Ребята, почему именно эти цвета?

Дети: (Цвета природы.)

Воспитатель:

- Изделия Городецкой росписи украшают пышными букетами, роз, ромашек, диковинными птицами, сценами из городской жизни.

У птиц в городецкой росписи гибкая шея и грудь, хвост напоминает крыло бабочки. Часто туловище окрашивают в черный цвет, крылья  зеленые, хвост вишневый. Сначала художник прорисовывает крупные части птицы (туловище, хвост, крыло), затем тонкой кистью прорисовывают белой краской узоры, которые словно оживляют птицу( дуги, и штрихи, и капельки, и точки) Сегодня мы  « распишем» блюда, используя элементы Городецкой росписи. Туловище, хвост, крылья, выполним из цветной  бумаги, а затем воспользуемся красками.

Дети: выполняют работу.

Воспитатель: Ребята, у Вас получились замечательные работы.

 

Городецкий петушок

 

Источники:

С. Вохринцева. "Окружающий мир". Народное творчество. Дидактический материал. 2006 г.

М. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по городецкой росписи. 2002 г.

Л.Я. Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.

Стихотворение о петушке. Н. Капустюк http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/ctihi-pro-petushka.html

Загадка http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_domashnih_ptic.html

Физкультминутка http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/2001N3/p43-45.htm



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет» Возраст: Дети старшего дошкольного возраста. Форма взаимодействия: групповая. Цель. Формирование знаний у детей о сервировке...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Читайте также

«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической…

«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической недели «Зимние игры и забавы») Цель: Формирование у дошкольников 4-го года...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...