НОД в подготовительной группе. Тема: «Это что за невидимка?»

(Эксперименты с воздухом)

 

Образовательная область: «Познание».

Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Материал: Иллюстрации атмосферы земли, воздушного шара; веера, камешки, полиэтиленовые пакеты, мел, кусочки резины, резиновые игрушки, пустые стаканчики, ёмкость с водой, соломинка для коктейля, воздушный шарик, пустая бутылка, баночки с запахом аромомасел, ёмкость со снегом и горячей водой, пробирки, коллаж «Улицы города», изображения деревьев, кустов, клумб, клей.

 

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Есть ли дети одеяло,

Чтоб всю землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу. Я предлагаю вам сегодня стать учёными – исследователями и отправиться в нашу лабораторию. Там мы будем проводить разные опыты и узнаем много интересного о воздухе. Хотите?

(Дети проходят за столы, прикрепляют значки «Учёный – исследователь».)

Опыт №1. Как обнаружить воздух

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите перед своим лицом веером. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. Ветер – это движение воздуха.)

Опыт № 2 (с пакетиками)

А что вообще такое ВОЗДУХ? Возьмите в руки камень, какой он на ощупь? (Твёрдый, крепкий, жёсткий.) Камень – это твёрдое тело. А можно ли воздух взять в руки и сжать? (Нет) Значит, воздух не твёрдое тело. Возьмём стакан с водой. Что мы уже знаем о воде? (Вода – это жидкость, она умеет течь, капать, переливаться, воду можно пить.) А воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Воздух – это газ. (Выставляю на доске слово ГАЗ.) Это наше первое открытие.

– А еще, воздух можно «поймать». Возьмите в руки пакетик. В нём есть что-нибудь? (Нет, он пустой.) Начнём его скручивать. Что происходит? (Пакет становится выпуклым.) Почему? (Там воздух.)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный.) Вот мы и сделали ещё одно открытие – Воздух бесцветный, прозрачный газ (выставляю на доске значки).

Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах? (Нет.) Да, дети, воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху» (Открываю по очереди ёмкости, в которые заранее капнула капли аромомасел: апельсиновое, пихтовое, эвкалиптовое, розовое. Дети угадывают запахи.)

Опыт № 3. Воздух есть везде

На столе у вас стоит банка с водой и кусочек мела. Опустите его в воду. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки.)

– Пузырьки – это воздух, он был в меле и вышел из него, когда он попал в воду. Возьмите резиновую грушу. Сожмите её. Что произошло? (Из неё вышел воздух.) А теперь закройте отверстие груши и нажмите на неё. Она сжимается? (Нет.) Почему? (Мешает воздух.) Возьмите пустой стаканчик, переверните его и аккуратно поставьте его в воду. Налилась вода в стакан? (Нет.) А теперь наклоните стакан. Что произошло? (Воздух вышел и вода налилась в стакан.) Вот мы и сделали ещё одно открытие Воздух есть везде, куда он может проникнуть.

Опыт № 4. Имеет ли воздух вес?

Возьмём кусочек резины и бросим его в воду. Что произошло? (Он утонул.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Предположения детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. А где это свойство воздуха часто используется? (Спасательные круги, надувные лодки.)

Опыт № 5

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (Воздухоплавание.)

Физминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Садятся на места.)

Мы уже многое узнали про воздух. А ещё я вам открою один секрет, воздух умеет звучать.

Опыт № 6 Воздух умеет звучать

Возьмите пробирки, поднесите их ко рту и подуйте. Слышите, какой звук получился. Как вы думаете, где используют это свойство воздуха? (В духовых музыкальных инструментах.)

Опыт №7 «Человек дышит воздухом»

Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустите соломинку в воду и подуйте. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.)

Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Человек дышит воздухом.

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить:

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

Но жизнь и здоровье человека зависит ещё и от того, каким воздухом он дышит. Если воздух загрязнён вредными веществами, то это очень вредно для нашего здоровья. А что загрязняет воздух? (Ответы детей.) Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать побольше деревьев, цветов, беречь лес.) Давайте в нашем городе (Показываю коллаж «Улицы города».) посадим много деревьев, кустарников, цветов, чтобы в нашем городе был воздух чистый.

Итак, что мы с вами сегодня узнали в нашей лаборатории о воздухе?

Воздух - это газ, он повсюду.

Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.

Легче воды, теплый воздух поднимается вверх.

С помощью воздуха можно извлекать звуки.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

А ещё он очень нужен для жизни человека и всего живого

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. О нём можно узнать ещё много интересного и полезного, на сегодня наша лаборатория закрывается. Мы продолжим свои исследования в следующий раз.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках…

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Божья коровка» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности...

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»