Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности "Домик для друзей"
Цель: Познакомить с новым материалом – бетоном, его свойствами и качеством, способом его изготовления. Расширить представления о профессии строителя.
Материал: Фильм «Медведь мультипликационный», презентация «Строительные материалы и виды домов»; материал для проведения игры-эксперимента «Изготовим бетон» (песок, щебень, цемент, вода, формочки, салфетки, готовые плитки бетона); медицинские маски на каждого ребенка; таблица для фиксирования результатов исследований.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы (Е. Пермяк «Мамина работа»; Г. Люшнин «Строители»; С. Баруздин «Строим дом»; И. Соколов-Микитов «Заячьи слезы»; В. Маяковский «Кем быть»)
2. Рассматривание картинок, связанных со строительными работами: замешивание бетона.
3. Проведение сюжетно-ролевых («Строим дом», «Строители») и дидактических игр («Что лишнее», «Узнай по описанию»).
Ход занятия:
Занимайте, пожалуйста, свои места, ребята. У нас сегодня необычная встреча.
С нами на прямую связь выйдет сказочный герой, а из какой сказки – вы догадайтесь сами.
Эта сказка о небольшом домике, в котором хотело поместиться множество разных животных. Догадались?
Смотрим:
Медведь: Здравствуйте, ребята (плачет). Я медведь косолапый. Жили-были мои друзья в теремочке, напросился я к ним, да домик и развалил. Стыдно мне, выручите меня, помогите новый домик построить.
- Ребята, вы согласны? Миша, ты правильно сделал, что обратился к нам. Мы с удовольствием тебе поможем!
Медведь: Спасибо! Я тут присмотрел кое-что, посоветуйте. Вот очень красивый домик с синей крышей.
- Да, у нас много красивых домов. Давайте проверим, подойдут ли они Мише с друзьями.
А результаты, отметим в таблице. Сначала вспомним, что обозначают знаки:
- Цветок – яркий, красивый
- Тучка – намокает, не намокает, ветер унесет
- Кирпич – прочный, надежный, крепкий
Молодцы!
- Ребята, где же домик с синей крышей? Из какого материала сделан этот дом (из бумаги, значит он бумажный) . Что еще мы можем про него сказать?
- Этот дом красивый, его сделать быстро и легко
- Но у него есть недостатки. Какие, ребята, кто продемонстрирует?
- он может помяться (показывает)
- его намочит дождь (поливает из лейки)
- может порваться (рвет)
- ветер унесет (дует)
Полученные данные фиксируются в таблице.
Медведь: Да, ребята, теперь я вижу, что бумажный домик нам с друзьями не годится. А вот этот дом. Смотрите, какой разноцветный, яркий, приятный на ощупь и углов нет, ведь я такой неуклюжий.
- А вы что ребята думаете? Из какого материала он сделан (из ткани).
- Он может порваться, намокнуть и т.д.
- Давайте убедимся.
Медведь: Эх, что же мне делать? А вот ещё один домик. Только я забыл, как он называется
- этот дом из бревен, бревенчатый.
- деревянный, из дерева.
Давайте посмотрим, подойдет ли он Мишке или нет. Что вы можете сказать про этот дом?
Он крепкий, надежный, прочный.
Красивый, можно раскрасить
- А если дождик пойдет? (ответы детей)
Полученные данные фиксируются в таблице.
Давайте посмотрим на нашу таблицу, какой домик самый надежный!
Дети делают вывод, что деревянный дом самый подходящий.
- Этот домик настоящий теремок! Давайте расскажем Мишке стихотворение
Пальчиковая игра "Замок"
Стоит в поле теремок (сложили ручки домиком)
На двери висит замок.(переплели пальчики в замок)
Кто его открыть бы мог?
Постучали,(на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули, (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).
Медведь: Молодцы, ребята! А можно мне узнать из какого материала люди строят дома?
- Конечно, можно. Люди давно научились строить возводить самые разнообразные дома из различных материалов. Мы сейчас все расскажем и покажем тебе.
(Презентация «Строительные материалы и виды домов») (Это бревна – дом бревенчатый, это кирпичи – дом кирпичный)
- А это – панели. Из них тоже можно строить дома. Как называется дом из панелей? (панельный). А кто знает, из какого материала делают панели? Панели делают из бетона. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный. (Дети повторяют). Как вы думаете, из бетона какие получаются дома? (Крепкие, надежные).
Медведь: Я тоже хочу жить в таком доме.
- Думаю, тебе, медведь, будет интересно узнать, как получается этот надежный строительный материал.
И как всегда прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:
1. Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
Проводится игра-эксперимент «Изготовим бетон».
- Подойдем к столу, наденем маски, рассмотрим, что у нас тут есть. С какими материалами вы уже знакомы? (Дети называют и показывают песок и воду). А вот этот материал называется – щебень. (Показывает щебень). Что он напоминает? (Камушки).
- А это – цемент. Посмотрите на него, он сыпучий, сухой, как и песок. Давайте повторим название этих материалов: щебень, цемент.
(Дети смешивают песок, щебень, цемент и воду и разливают в формочки).
- Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов нужно много плит, их делают на бетонном заводе. В нашем городе есть такой, и называется он завод крупнопанельного домостроения. Я была на этом заводе и вам передали вот такой бетонный кубик. (Проводится игра «Назови какой»).
- Мы будем передавать его по кругу, и называть свойства бетона (твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий и т.д.).
Медведь: Молодцы! Много свойств бетона назвали, и я теперь знаю, из какого материала нужно построить домик нам с друзьями, чтобы он был прочным и надежным.
- Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться: каменщиков, плотников, маляров. А мастера, который закладывает фундамент для дома, называют бетонщиком. (Презентация)
- Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, (обращение к детям) что среди вас тоже есть будущие строители, которые совсем скоро удивят нас новыми прочными и красивыми домами.
Медведь: До свидания, друзья. Спасибо вам за помощь.
Дети прощаются с гостем.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Взвесим бутылочки»
Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» является интересным и познавательным пособием для детей среднего возраста. Данная игра направлена на развитие...
Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…
Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...
Методическая разработка «Киноплёнка» по развитию связной речи детей среднего дошкольного…
Методическая разработка «Киноплёнка» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с элементами технологии «Сторителлинг» В современном мире к человеку предъявляются...