Конспект интегрированного занятия в средне группе
«Ознакомление детей с народно-прикладным искусством, посредством развития речи, познавательные и творческие навыки»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».
Цель: Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.
- Учить различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.
- Активизировать употребление в речи название элементов дымковской росписи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
- Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа Ушинского «Лошадка», просмотр видео-фильма «Народные промыслы», знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи, рисование элементов росписи, роспись глиняных форм-заготовок лошадки, заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках, работа в альбомах о Дымке.
Материал и оборудование: оформление выставки -оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, дымковские игрушки - лошадки выполненные детьми, иллюстрации; мультимедийная презентация «Дымка», музыкальный центр, костюмы для детей в народном стиле, русский народный костюм для воспитателя, вожжи-ленточки.
Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.
Ход занятия
(Звучит народная мелодия. Воспитатель вместе с детьми входит в зал. В зале оформлена выставка дымковских игрушек.)
Воспитатель:
Ой, вы гости господа,
К нам пожалуйте сюда
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
Будем с вами мы играть,
И конечно же, играть.
Воспитатель - Сегодня я расскажу вам, ребята, удивительную историю. (Мультимедийный показ с последующим рассказом о селе Дымково и дымковских игрушках.)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
Воспитатель-Ребята, на занятиях по рисованию вы уже рассматривали дымковские игрушки и даже смогли раскрасить глиняную заготовку дымковского коня. Подойдите к выставке народного творчества и рассмотрите свои работы и работы народных мастеров. Вспомните стихотворения о дымковской игрушке.
(Дети по желанию читают стихи.)
В любой порядочной избушке,
Есть место дымковской игрушке!
Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.
А у другой румяной пышки под боком милые детишки!
Конь бежит,
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.
Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Ты полай голосок
Через темный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козел — золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!
Воспитатель - А сейчас предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Лошадка».
Подвижная игра «Лошадки»
Дети распределяются на две равные группы: одни ребята изображают лошадок, другие – конюхов. У каждого конюха вожжи-скакалка. По сигналу воспитателя «конюхи» запрягают «лошадок» (надевают им вожжи-скакалки). По следующему указанию педагога дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко ноги в коленях, затем переходят на бег (в разном направлении) так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время лошадки останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» также отдыхают. По сигналу воспитателя дети меняются ролями и снова выполняют упражнения в ходьбе и беге. Игра повторяется несколько раз с разными игровыми сюжетами (лошадки едут за сеном, за дровами и т. д.).
Воспитатель - Отгадайте-ка загадку.
Очень стройный и красивый,
С чёлкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать
Есть овёс, умеет ржать
Прыгнет в воду и огонь,
Верный человеку…..
Дети - конь.
Воспитатель - А вы знаете загадки про лошадку?
Дети загадывают загадки:
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?… (Лошадка.)
(Автор С. Мельников.)
Кто быстрее ветра мчится?
Пыль из-под копыт клубится,
Грива шелковая вьется,
Ржанье звонкое несется:
«Иго-го, иго-го, убегу я далеко!»
Что, узнали вы, ребятки? (Лошадка.)
Это резвая ...!
(Автор Н. Шемякинака.)
Чей там хвост и чья там грива
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка... (Лошадка.)
Это – резвая ...
(Автор Е. Груданов.)
Воспитатель-Вы расписывали лошадок, давайте вспомним. Какие элементы росписи вы использовали в своей работе. (Дети перечисляют.) А сейчас я предлагаю всем желающим рассказать о своей лошадке.
Составить небольшой рассказ. (Рассказы детей.)
Музыкальный руководитель - Нам очень понравились ваши рассказы. А я хочу предложить послушать произведение Р. Шумана «Смелый наездник» (звучит музыкальное произведение).
Воспитатель - ребята, мы сегодня много говорили о дымковской игрушке -лошадке, читали стихотворения, играли, а сейчас я приглашаю всех инсценировать русскую народную песню «Как на тоненький ледок».
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше необычное занятие? О каком народном промысле мы сегодня говорили? Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
В какую русскую народную игру мы играли? Кто автор прослушанного музыкального произведения «Смелый наездник?
Заключение
Воспитатель - И по сей день дымковская игрушка продолжает нас удивлять своей яркостью, красочностью. И этот промысел сохранён, благодаря мастерам из села Дымково.
Занятие закончено. Дети под русскую народную музыку выходят из зала.
Использован материал:
- http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-loshad.html
- «Народные художественные промыслы» (Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская).
- «Изделия народных художественных промыслов и сувениры» (Р.А. Бардина)
- http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2013/05/13/dymkovskaya-igrushka
Читайте также |
---|
Проект «Золушка» по театрализованной деятельности в подготовительной группе комбинированной…
Проект «Золушка» по театрализованной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности
Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…
Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...
Дидактическая игра «Добавь сахар в чай»
Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» Аннотация: Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических...