Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Сердце матери лучше солнца греет»
Программное содержание:
- Создать условия для закрепления знаний детей о традициях и обрядах русского народа.
- Расширять знания детей о семье, об обязанностях членов семьи, о семейных отношениях, быте, через устное народное творчество.
- Побуждать детей проявлять и выражать чувства любви к близким людям.
- Развивать творческий потенциал, уметь самостоятельно определять в выборе работы, подборе материалов. Развивать творчество, воображение, воспитывать активный интерес и любовь к народной музыке, развивать правильное ее восприятие.
Оборудование:
Макет русской горницы, глиняные статуэтки крестьянской семье, куклы, колыбельная, ванна, мыло, полотенце, кувшин, расческа, лоскутки ткани, ленточки, фломастеры, CD -плеер, маракасы, деревянный ксилофон, деревянные ложки, колокольчики, бубны.
Ход занятия:
(Дети входят в русскую горницу.)
- Уж чей это дом?
-Уж чей это терем?
Вы позвольте, хозяюшки, ко двору пройти, ко двору пройти. Да на новы сени взойти.
В светлу горенку войти да на новы лавки сесть.
1 хозяйка: (с поклоном)
- Здравствуйте, гостьюшки дорогие!
Милости просим вас к нам в избу.
Проходите, детушки в горенку,
Проходите от порога не засечена дорога,
Сядем рядком и потолкуем ладком
Скучен день до вечера коли делать нечего?
2 хозяйка:
А уж мы заждались, все глаза
На дороженьку проглядели,
Все ли здоровы, да веселы?
Вот и ладно, вот и хорошо!
Ребята вы попали в маленький музей «Русская горница», здесь мы вспомним о традициях и обычаях русского народа и вы в это мне поможете.
Вот в таких избах – горницах жили раньше ваши бабушки и дедушки.
И мои бабушка с дедушкой жили в такой же горнице, и вот так – же посередине дома стояла русская печь.
Рассказ ребенка о русской печи.
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Именно в таких избах жил простой русский народ – крестьяне.
- Каким трудом занимались крестьяне?
- Каких животных держали на крестьянском дворе?
- Какая самая главная работа крестьян?
- Для чего они пахали землю?
Да не зря народ сложил пословицы о труде. А вы знаете пословицы?
- Землю красит солнце, а человека — труд.
- Делу — время, а потехе — час.
- Кто не работает, тот не ест.
- Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
- Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
- Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
- Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
- Кто мало говорит, тот больше делает.
- Работай до поту, поешь в охоту.
У каждого члена семьи были свои обязанности:
Главный в доме всегда был отец, он хозяин, он кормилец, он добытчик, он ответственный за семью. (Показ глиняных статуэток крестьянской семьи.)
- А, кто у вас в доме главный, ответственный за семью?
- Какую работу выполняет мужчина?
- Чем занята была женщина, мать? У матери как и у отца было очень много работы, но предназначение матери- воспитание детей. Раньше семьи были большими, детей было много.
- Как назывались такие семьи? (многодетными).
«Дети в доме счастье», говорили люди. А случалось и так. Что не было у родителей детей – как можно назвать такую семью? (бездетной).
«Без детей и дом сирота».
Мать обязательно находила время побаловать, понежить свое дитя. Девочки нам расскажут, как мама певствовала своих детишек.
(Дети цитируют потешки, приговорки, колыбельная, имитируют движения.)
- Умывая ребенка:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
- Причесывая:
Как растаял месяц, золотые рожки,
Как у нашей Тани солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят,
Русые у Танюшки косыньки висят.
- Кормя ребенка:
В лесочке, в лесочке избушка на кочке.
Блинами обита, оладьями покрыта,
Ограда кругом - пироги с творогом.
Сидит кошка у окошка, ежик Антошка
Пряники жует, песенки поет.
- Купается ребенок;
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
- Колыбельная песня;
Баю, баю, баю, бай,
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.
Не даром в русской пословице говориться – «Сердце матери лучше солнца греет».
- Ребята что вы чувствуете когда прижимаетесь к маме? Я вот подойду к своей маме, прижмусь и скажу, родная моя, любимая, нежная. И так сразу станет тепло и уютно в доме.
- А, как вы ласково называете свою маму?
- А, она вас как?
Ребята. А знаете ли вы, что скоро праздник – День Матери. А. как известно на праздник дарят подарка, предлагаю изготовить своей маме оберег-талисман.
- А, что такое оберег?
Оберег – это предмет, который защищает и оберегает любимого человека от неприятностей. Вспомните сказку «Василиса прекрасная».
- Что подарила мама Василисе? (куклу).
- Можно ли назвать куклу оберегом?
Предлагаю сундук с различными материалами для изготовления куколки –оберега.
- Ткань, ленты, фломастеры.
Веселиться народ тоже умел, когда отдыхали в свободное время от работы (игра на русско- народных инструментах).
Читайте также |
---|
Лэпбук «Гжельская роспись»
Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...
Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…
Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...
Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»
Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...