Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Сердце матери лучше солнца греет»

Программное содержание:

  • Создать условия для закрепления знаний детей о традициях и обрядах русского народа.
  • Расширять знания детей о семье, об обязанностях членов семьи, о семейных отношениях, быте, через устное народное творчество.
  • Побуждать детей проявлять и выражать чувства любви к близким людям.
  • Развивать творческий потенциал, уметь самостоятельно определять в выборе работы, подборе материалов. Развивать творчество, воображение, воспитывать активный интерес и любовь к народной музыке, развивать правильное ее восприятие.

Оборудование:

Макет русской горницы, глиняные статуэтки крестьянской семье, куклы, колыбельная, ванна, мыло, полотенце, кувшин, расческа, лоскутки ткани, ленточки, фломастеры, CD -плеер, маракасы, деревянный ксилофон, деревянные ложки, колокольчики, бубны.

 

Ход занятия:

(Дети входят в русскую горницу.)

- Уж чей это дом?

-Уж чей это терем?

Вы позвольте, хозяюшки, ко двору пройти, ко двору пройти. Да на новы сени взойти.

В светлу горенку войти да на новы лавки сесть.

1 хозяйка: (с поклоном)

- Здравствуйте, гостьюшки дорогие!

Милости просим вас к нам в избу.

Проходите, детушки в горенку,

Проходите от порога не засечена дорога,

Сядем рядком и потолкуем ладком

Скучен день до вечера коли делать нечего?

2 хозяйка:

А уж мы заждались, все глаза

На дороженьку проглядели,

Все ли здоровы, да веселы?

Вот и ладно, вот и хорошо!

Ребята вы попали в маленький музей «Русская горница», здесь мы вспомним о традициях и обычаях русского народа и вы в это мне поможете.

Вот в таких избах – горницах жили раньше ваши бабушки и дедушки.

И мои бабушка с дедушкой жили в такой же горнице, и вот так – же посередине дома стояла русская печь.

Рассказ ребенка о русской печи.

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Именно в таких избах жил простой русский народ – крестьяне.

- Каким трудом занимались крестьяне?

- Каких животных держали на крестьянском дворе?

- Какая самая главная работа крестьян?

- Для чего они пахали землю?

Да не зря народ сложил пословицы о труде. А вы знаете пословицы?

- Землю красит солнце, а человека — труд.

- Делу — время, а потехе — час.

- Кто не работает, тот не ест.

- Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

- Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

- Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

- Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

- Кто мало говорит, тот больше делает.

- Работай до поту, поешь в охоту.

У каждого члена семьи были свои обязанности:

Главный в доме всегда был отец, он хозяин, он кормилец, он добытчик, он ответственный за семью. (Показ глиняных статуэток крестьянской семьи.)

- А, кто у вас в доме главный, ответственный за семью?

- Какую работу выполняет мужчина?

- Чем занята была женщина, мать? У матери как и у отца было очень много работы, но предназначение матери- воспитание детей. Раньше семьи были большими, детей было много.

- Как назывались такие семьи? (многодетными).

«Дети в доме счастье», говорили люди. А случалось и так. Что не было у родителей детей – как можно назвать такую семью? (бездетной).

«Без детей и дом сирота».

Мать обязательно находила время побаловать, понежить свое дитя. Девочки нам расскажут, как мама певствовала своих детишек.

(Дети цитируют потешки, приговорки, колыбельная, имитируют движения.)

- Умывая ребенка:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

- Причесывая:

Как растаял месяц, золотые рожки,

Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки висят.

- Кормя ребенка:

В лесочке, в лесочке избушка на кочке.

Блинами обита, оладьями покрыта,

Ограда кругом - пироги с творогом.

Сидит кошка у окошка, ежик Антошка

Пряники жует, песенки поет.

- Купается ребенок;

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

- Колыбельная песня;

Баю, баю, баю, бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

Не даром в русской пословице говориться – «Сердце матери лучше солнца греет».

- Ребята что вы чувствуете когда прижимаетесь к маме? Я вот подойду к своей маме, прижмусь и скажу, родная моя, любимая, нежная. И так сразу станет тепло и уютно в доме.

- А, как вы ласково называете свою маму?

- А, она вас как?

Ребята. А знаете ли вы, что скоро праздник – День Матери. А. как известно на праздник дарят подарка, предлагаю изготовить своей маме оберег-талисман.

- А, что такое оберег?

Оберег – это предмет, который защищает и оберегает любимого человека от неприятностей. Вспомните сказку «Василиса прекрасная».

- Что подарила мама Василисе? (куклу).

- Можно ли назвать куклу оберегом?

Предлагаю сундук с различными материалами для изготовления куколки –оберега.

- Ткань, ленты, фломастеры.

Веселиться народ тоже умел, когда отдыхали в свободное время от работы (игра на русско- народных инструментах).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...

Читайте также

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Наглядно-выставочный материал для оформления литературной зоны в детском саду

Наглядно-выставочный материал для оформления литературной зоны в детском саду

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...