Занятие для детей с нарушением интеллекта «Ежики на прогулке»
Как правило, дети с нарушением интеллекта неэмоциональны, бездеятельны, пассивны, в большинстве своем не могут действовать по подражанию и образцу, а также словесной инструкции. Следовательно, в работе с детьми данной категории нужны такие приемы, которые могли бы привлечь внимание и заинтересовать каждого ребенка, а также способствовать налаживанию эмоционального контакта со взрослым.
В основе психогимнастики лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Именно в игре развиваются навыки коммуникации, которые у детей с нарушением интеллекта обеднены. Большинство детей не вступают в вербальный контакт с педагогом, поэтому целесообразно использование в работе с ними психокоррекционной техники, при которой участники могут общаться без слов. Следует отметить, что психогимнастика развивает социальную и перцептивную стороны ребенка. В работе участвуют органы чувств (слуховой, зрительный, двигательный анализаторы), что способствует стимуляции работы головного мозга. В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.)
Использование в работе оборудования сенсорной комнаты позволяет воздействовать на органы чувств детей при помощи различных видов оборудования, также способствует пробуждению интереса к занятию. Некоторые из них оказывают успокаивающее действие, способствуют снятию мышечного напряжения, которое у детей с нарушением интеллекта часто бывает ярко выражено.
Подгруппы для проведения занятий формируются с учетом степени выраженности дефекта (4 -6 детей).
Цели:
- Налаживание эмоционального контакта.
- Развитие подражания.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Снятие мышечного напряжения.
Оборудование:
- «сухой бассейн»,
- «сенсорная тропа»,
- «фибероптический душ»,
- «фибероптическая настенная занавесь»
Занятие.
1. Разминка
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня поздороваемся с вами по-особому. Для этого мы скажем «Привет!» и наклоним голову вперед. Ребята, все видели ежика? Что есть у него на спине? Давайте мы с вами посмотрим какой ежик колючий. (Ребятам в руки раздаются колючие резиновые шары.) Катаем мяч в руках, проговаривая слова из стихотворения (если дети не говорят, взрослый проговаривает один):
Что за странный мяч такой
Весь покрыт иголками?
Дотронусь до него рукой
Ведь спросить неловко!
Мячик быстро развернулся,
Носик показался,
Этим мячиком колючим
Ежик оказался!
Где живет ежик? А вы хотите побыть ежиками и отправиться в путешествие по волшебному летнему лесу?
Сейчас я произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в ежат (трибли-крибли-трабли-крамс, стань ты ежиком сейчас).
Ой, какие милые ежата у меня в гостях!
В лесу еще ночь, ежата, свернувшись клубочком, спят (напряженно). Но вот встало солнышко, ежата проснулись и высунули свою мордочку, потянулись. Мама покормила ежат молоком. Ежата покушали и стали умываться: умыли носики, умыли ушки, щечки и свои головки.
2. Гимнастика
(Дети кружатся вокруг себя.)
Вы готовы к путешествию? Тогда мы отправляемся в путь.
(Напряженно.)
Но вот на пути нам встретился мост. Мы с вами на цыпочках переходим его. (Дети по-очереди проходят по сенсорной тропе.) Идем осторожно, спину держим прямо, чтобы не упасть? Все, перебрались!
(Расслабление.)
Ежата оказались на полянке с цветами, остановились и вдыхают приятный аромат цветов.
(Напряжение 1 минута.)
Ежата, отдохнули немножко? Идем дальше, под деревьями растут грибы, ежата стали их собирать (на пол высыпаются шары из сухого бассейна, дети их собирают).
(Расслабление 1 минута.)
Посмотрите, пошел дождик, ежата моются под дождиком, им нравится. (Включается стимулятор «фибероптический душ».)
(Замирание 5 раз.)
Слышите шорох? Кто же это может быть? Никого нет. Давайте послушаем еще раз.
(Напряжение 5 раз.)
Это же волк. Ежата спрятались, свернулись клубочком и спрятали свои носики.
(Расслабление.)
Ежата, давайте посмотрим, убежал ли волк. Высунули носики, смотрим по сторонам - влево, вправо. Убежал волк. Ежата обрадовались и закружились (дети кружатся вокруг себя).
3. Общение
Эмоции грусти и печали
Педагог. Ежата, пока мы с вами путешествовали, ваша мама успела соскучиться, переживает, где же вы.
Давайте покажем, как печалится мама. (Дети изображают эмоцию вместе с педагогом.)
Эмоции радости
Давайте представим, что ежата вернулись домой, мама обрадовалась и стала обнимать своих деток. Покажем, как она радуется вместе с ежатами.
4. Поведение. Упрямство, сопереживание.
Педагог. Но пока ежата еще не вернулись, и мама еще плачет и грустит. Давайте ее пожалеем, погладим. (Педагог изображает маму ежат, а дети — ежат.)
Один из ежат закапризничал. Никак не хочет возвращаться домой. Он закричал: «Не пойду домой!»
Покажите, как он заупрямился (дети изображают, педагог вместе с детьми).
Красиво ли поступил ежик?
Давайте скажем котенку: «Нехорошо так делать» (педагог вместе с детьми грозит пальцем).
Смотрите, он понял, что упрямиться плохо, и пошел вместе с нами домой. Его ведь дома ждет мамочка.
Мама и ежата обрадовались друг другу, стали обниматься.
5. Заключительная часть.
Но вот день подходит к концу, солнышко садится за горизонтом, ежата вместе с мамой вышли к берегу пруда полюбоваться закатом (включается спокойная музыка, стимулятор «фибероптическая настенная занавесь», дети ложатся в сухой бассейн).
Длительность занятия 25 минут.
Читайте также |
---|
Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения
Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения В своей группе «Сказка» я разместила зрительные тренажеры. Использование таких тренажёров является эффективным средством...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...
Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…
Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...